Некоторые качканарцы накопили по полмиллиона долгов по квартплате

Как сообщают в УЖК «Наш дом», просроченный долг населения по жилищ­но-коммунальным услугам на 1 апреля 2017 года со­ставляет 130 миллионов 466 тысяч рублей. Если эту сумма разделить на количе­ство жителей Качканара (по данным мэрии, население нашего города – 41,5 тысяч человек), то на каждого жи­теля приходится по 3 143 рубля.

За последние полтора года сумма долга выросла на 37 миллионов рублей. 1642 квартиры (лицевых счетов) имеют задолженно­сти более двух месяцев. Есть в нашем городе и чемпио­ны-неплательщики. Самые крупные долги размером почти по полмиллиона ру­блей скопились у жителей четырех квартир из района Первомайки: дом №27а по Октябрьской, дом №26 по Качканарской, дом №10 по Первомайской и дом №2 по Новой. Самые проблем­ные районы города в плане оплаты за ЖКУ – это дома коридорного типа (общежи­тия): №№13, 17, 18 1а и 1б в 6а микрорайоне, дома №29, 33 по Свердлова, 4-25, 4-27, так называемые «типушки». В управляющей компании отмечают, что на перечис­ленные адреса приходится почти треть всей просро­ченной задолженности. В одном деревянном доме совокупный долг бывает по миллиону рублей.

УЖК проводит ряд ме­роприятий по сокращению задолженности населе­ния, например, в 2016 году было направлено 4559 уве­домлений собственникам и нанимателям жилья, не оплачивающим ЖКУ более двух месяцев. Подробнее о взыскании долгов и о не­плательщиках нам расска­зал начальник отдела по работе с населением УЖК «Наш дом» Константин Кравцов.

– Как еще УЖК может воздействовать на жиль­цов, которые не оплачива­ют счета или просрочили платеж?

– Есть такая мера: как отклю­чение элек­троэнер­гии. Так, за 2016 год мы про­вели 3449 отключений. Частично или полностью погасивших за­долженность жильцов под­ключают к ресурсу вновь. Однако нередки случаи, когда неплательщики са­мовольно подключают электроэнергию, тогда мы уже работаем через отдел полиции. За несанкцио­нированное подключение предусмотрен штраф от 10 до 15 тысяч рублей. Кроме прочего, подаем заявления в суд, чтобы взыскивать за­долженности по суду через судебных приставов. В 2016 году мы подали 506 исков, в 2015 году их было 345. Про­водим рейды совместно с судебными приставами по выявлению мест прожива­ния и работы должника, по аресту имущества. В про­шлом году провели 7 со­вместных рейдов.

– По поводу отключе­ния электроэнергии хо­телось бы уточнить. Ка­ким образом и за сколько предупреждается соб­ственник?

– Отправляем заказным письмом уведомление об отключении за 30 дней.

– УЖК идет на уступки должникам, попавшим в сложную жизненную си­туацию?

– Да, мы предлагаем им реструктурировать задол­женность, заключаем дву­сторонние соглашения по погашению долга, состав­ляем график погашения за­долженности.

– С чем вы связываете повышение общего долга населения Качканара?

– Количество неплатель­щиков не меняется, из года в год примерно на одном уровне, но их долги растут. Тарифы растут, люди нища­ют, кто-то вынужден выби­рать: или я заплачу за квар­тиру, или куплю себе еды. Много неработающих или работающих неофициально, с которых сложно взыскать.

– Расскажите, с каки­ми историями приходят к вам посетители.

– Ситуации бывают раз­ные. Часто обращаются пен­сионеры, которые вынужде­ны платить за квартиру со своей пенсии, в то время как в квартире еще живут дети со своими семьями, пропи­саны там же. Не работают, за квартиру не платят и живут на пособия и вторую поло­вину пенсии родственника.

Недавний случай. Жен­щина продала комнату, до юстиции с новым владель­цем так и не дошли, новая владелица комнаты успела накопить долг около 80 ты­сяч рублей. Управляющая компания подала в суд на собственника о взыскании задолженности, а собствен­ником, по данным Росре­естра, оказалась бывшая хозяйка, то есть сделка не была до конца оформлена, и теперь женщина должна от­вечать по чужим долгам. Часто заложниками си­туации становятся кварти­росъемщики. Человек, на­пример, снимает квартиру, а потом у него отключают свет, потому что владелец кварти­ры накопил долги.

Есть люди, которые дей­ствительно живут за гранью бедности, и им сложно платить за квартиру. Но есть и такие, например, работают в ГОКе, зарплата 50 тысяч и жалуются, что им на жизнь не хватает: «У меня ипотека, кредиты». Люди покупают себе машины, ни в чем себе не отказывают, ездят в отпуск, но считают не нуж­ным платить за ЖКУ. Берут кредиты, не рассчитают свои силы, потом приходят к нам и просят отсрочку.

Обращалась женщина с та­кой историей: живут за зар­плату мужа, платить за ЖКУ не могут, потому что работо­датель оставил её без выплат по декретному отпуску. У них трое детей, которых тоже надо кормить и одевать.

Или, например, мужчина работает дворником, в кварти­ре прописано шесть человек, по факту он там живет один, начисления по 8 тысяч рублей в месяц, потому что счетчики не установлены. У него зар­плата 8 тысяч рублей. Полови­ну из них у него удерживают, и он вынужден жить на 4 ты­сячи рублей. С ним в муни­ципальном жилье прописаны племянники, сестра и другие родственники, за ЖКУ они, конечно, не платят. Они вы­писаться оттуда не могут, да и не будут, а он оказался в таком положении. За накопившиеся долги у мужчины отключили электроэнергию, просит его подключить. Он меня спраши­вает: почему нельзя заставить работать моих родственников, может, есть такой закон? А за­кона такого нет, нельзя заста­вить человека работать.

– А что насчет оформ­ления субсидий, если люди действительно не в состоя­нии оплачивать ЖКУ?

– Для оформления субси­дий они сначала должны по­гасить все долги за ЖКУ либо заключить с УЖК соглашение. Субсидии должникам не пре­доставляются. Если человек оплачивает задолженность, тогда мы можем ему помочь оформить субсидию.

Снижение уровня жизни населения (падение реаль­но располагаемых доходов) в России продолжается послед­ние 2,5 года. Эксперты отме­чают, что такого не было даже в 90-е годы. За годы кризиса кошельки граждан похудели более чем на 20%, черту бед­ности перешагнули свыше 20 миллионов человек, а по ско­рости обнищания населения Россия заняла третье место в мире. А тарифы за тепло, свет, газ и воду в стране неуклонно растут каждый год. Неудиви­тельно, что некоторые люди накапливают долги. Стать должником очень легко: стоит не заплатить за квартиру всего за месяц, и потом будет край­не сложно наверстать. Что­бы не доводить ситуацию до критической и не погрязнуть в долгах, специалисты УЖК советуют малоимущим соб­ственникам вовремя оформ­лять субсидию, о чем более подробно можно узнать в от­деле субсидий управления го­родского хозяйства.

Ангелина Богданова

Комментарий

Владимир Зюзь, заместитель директора УЖК «Наш дом»:

– Почему растут долги по кварт­плате? Я тоже размышляю над этим вопросом. Что происходит с нами со всеми? Нас всех поглотил избыток на рынке товаров. Люди сегодня всё хва­тают, покупают, лезут в кредиты. И не задумываются, что кварт­плату-то надо платить. И всё зло видят в квартплате, которая в принципе не самая большая.

Интересно получается: я лучше куплю то, это, пойду или съез­жу туда-то, а квартплату можно не платить. Кто это внушил лю­дям, что можно не платить, я не знаю.

И почему-то люди считают, что все деньги забирает управ­ляющая компания. Хотя в УК уходит примерно 17-19 процентов. Остальные деньги уходят за тепло, за горячую воду. А почему они входят в нашу платежку? Почему предприниматели, кото­рые продают тепло, электроэнергию и воду, не сделают свои платежки? Потому что тогда весь гнев народный перекинется на них, а не на УЖК.

Вот смотрите, деньги за тепло уходят в Москву. Москве ни­кто слова не скажет за их драконовские тарифы. А работают они здесь, воздух ТЭЦ портит здесь, а деньги уходят туда. Почему? Никто не задает вопросы.

Недавно разговаривал с одной женщиной, у которой высшее образование. Она говорит: «Что вы ко мне пристали с домом? Я живу только в одной квартире, на остальное мне наплевать». Но вы приватизировали не только квартиру, но и дом. Он теперь весь ваш. И он никому не нужен кроме вас. Всё в доме будет делаться только за ваши деньги. Но никто не хочет этого понять.

Каким порошком посыпали нашу страну, я не знаю, но не платят даже те, кто может платить. Люди не хотят ни во что вни­кать. Приходили ко мне двое старших по домам, очень актив­ных, один сказал: «Я больше работать не буду, потому что народу ничего не надо». Есть одна активная женщина, сама ходит по квартирам 24-го числа и собирает показания приборов учета, чтобы дом передавал всё в одно время. Жалуется, что жильцы ругаются, выгоняют её, говорят: «Тебе, что, больше всех надо?».