На одной лыжне с Антоном Шипулиным

6 марта наш город по­сетил олимпийский чемпион, победитель мировых первенств по зимнему и летнему би­атлону Антон Шипулин.

С самого утра экс-биатлонист, недавно завершивший свою спортивную карьеру, отметил ви­зитом качканарские спортшко­лы, где пообщался с тренерами и их подопечными.

Затем на трассе у Дворца спорта состоялся мастер-класс для воспитанников лыжных секций, на котором именитый спортсмен поделился своим опытом с подрастающим поко­лением. Ребятам представилась уникальная возможность задать любые интересующие их вопро­сы одному из самых титулован­ных кумиров спорта.

Чуть позже в самом здании ФОКа прошла его пресс-кон­ференция. За короткое время Антон Владимирович успел раз­вернуто и интересно ответить на десяток вопросов, многие из ко­торых касались не столько чисто спортивных нюансов, сколько социально-психологических.

— Как вы начинали свою ка­рьеру?

— Мои родители были масте­рами спорта по лыжному биат­лону, они же и являлись моими главными наставниками. Также считаю должным отдать важную роль в моем становлении стар­шей сестре Насте. В возрасте 6-7 лет, когда я только пошел в школу, маме и папе пришлось оставить большой спорт, тренер­ство и перейти в «популярную» тогда сферу торговли, дабы про­кормить нас троих. Меня отдали в Тюмень, к мастеру своего дела — Надежде Коврижных. Я очень благодарен ей за то, что она правильно расставляла приори­теты в подготовке детей: никог­да не «выжимала все соки» из воспитанников, чтобы получить результат прямо и сейчас. По­тихоньку, помаленьку, Надежда Дмитриевна подготавливала нас к будущей карьере. Это ярко проявилось в те моменты, когда на протяжении сезона в гон­ках сначала лидировали ребята других наставников, а затем они просто элементарно, что называ­ется, сдулись, а мы продолжили идти к победе. Поэтому, именно в юношеском спорте очень мно­гое зависит от первого тренера.

— За свою карьеру вы ставили перед собой множество целей. Сложно ли было их добиваться?

— Это уже зависит от кон­кретного человека, насколько его характер крепок, сколько он может пожертвовать свобод­ного времени, ресурсов, чтобы достичь намеченного. Считаю, что любую, даже самую малую и незначительную задачу необхо­димо решать, прикладывая уси­лия, но никак не лежа на диване перед телевизором.

— Как вы относитесь к неуда­чам?

— Они очень тяжело воспри­нимаются. В спорте мы, как пра­вило, чаще проигрываем, чем выигрываем. А тем более, когда существует и внутрикомандная борьба и конкуренция. Быва­ют моменты, когда за провал спортсмен начинает буквально разъедать сам себя, корить за промахи, замыкаться в себе — это индивидуальная проблема. Совсем другая ситуация возни­кает при непредвиденных об­стоятельствах: сильный ветер, несмазанные лыжи, неправиль­ная расстановка сил на дистан­ции и так далее — тут уже может пострадать вся команда. Уже потом, будучи известным, я нау­чился отпускать эти негативные моменты, делать выводы. Само­анализ, установление причин провала помогали мне уверен­нее двигаться вперед, к новым победам.

Безусловно, здесь не обой­тись и без поддержки самых близких людей — особенно, ког­да впадаешь в депрессию из-за результатов.

— Бывали ли у вас такие си­туации, когда хотелось просто бросить все? Если да, то как вы с ними справлялись?

— Все мы люди, и у каждого из нас бывают неудачи, пробле­мы. Часто жизнь сталкивает нас с какой-то трудноразрешимой задачей, от которой у нас про­является желание развернуть­ся и уйти от ее решения. Здесь важно понимать, что если цель поставлена и ты действительно хочешь ее добиться, то необхо­димо постараться найти стимул, мотивацию. Да и, в конце кон­цов, необходимо же идти даль­ше, жизнь не статична. Большая цель требует и большей мотива­ции.

— Вы стали олимпийским чемпионом в 2014 году. Что это дало – радость от победы или груз ответственности за награду?

— Сразу же хочу сказать, что в тот момент сбылась моя дав­няя большая мечта. Я шел к этой заветной цели шаг за шагом и, наконец, достиг ее. Что же каса­ется чувств, то их трудно пере­дать словами. Ответственность, конечно, выросла, как, впрочем, она увеличивается и за любое большое достижение. Я стал больше контролировать свои действия, поведение: ведь пода­ется прямой пример подрастаю­щему поколению.

— Вы в бытность биатлони­стом часто бегали лыжные мара­фоны. Бытует мнение, что начать их бегать очень сложно, что мо­жете сказать по этому поводу?

— Сейчас, когда я закончил карьеру, я могу себе позволить проехать большие дистанции. Недавно, например, проехал в свое удовольствие 60 км класси­ческим видом. Могу сказать, что бег на соревнованиях, когда вез­де поджимают соперники, труд­нее, чем спокойный, одиночный. Поначалу тоже было трудно держать в себе силы на многие километры, но благодаря разме­ренной езде по тренировочным трассам я научился ездить и с давлением в виде конкурентов.

— Почему вы не хотите стать тренером?

— К сожалению, не каждый хороший спортсмен может стать хорошим тренером, это факт. Сколько профессиональных ат­летов на моей памяти пытались влиться в тренерскую деятель­ность, стать наставниками – но у них ничего не получалось. В про­тивоположность этому, мой пер­вый тренер вообще не занимал­ся лыжами – только, наверное, на уроках физкультуры катался. Но, по моему мнению, он лучший в своей профессии, потому что пришел в спорт из науки. Опыт и знания в этом деле намного эф­фективнее, чем мастерство. Что же касается меня, то я вижу свою миссию в помощи нашему виду спорта, например, хотелось бы создать определенные условия, инфраструктуру для ребят, чтобы они не были ни в чем обделены.

После пресс-конференции член сборной области по лыжно­му спорту, воспитанник «Ритма» Артур Ибрагимов поблагодарил Антона Шипулина за встречу.

Павел Огорельцев