На льдах Эльбруса солнце всходит

Этот октябрь я ждала с трепетом, волнением и тревогой: что и как сло­жится, что ждет меня впереди? И вот очередной отпуск! И теперь не один рюкзак, а два больших, и не с красивыми кофточка­ми и нарядными платьями, а с серьезной экипиров­кой, теплыми свитерами и костюмами, шапками и перчатками. Мы с Валенти­ной Канифатовой едем на Эльбрус!

Человек, знающий горы, скажет, что любое восхож­дение – это вызов приро­де, это всегда испытание, особенно, когда речь идет о высочайшей горной вер­шине Европы.

Путешествие наше начиналось из Ека­теринбурга до Ми­неральных Вод.

Нас встрети­ла наша сопровождающая Ирина; девушка уже 11 лет живет в поселке Тырныауз, встречает путешественни­ков и альпинистов и отво­зит в село Терскол. Когда-то Ирина приехала в гости на Кавказ из Ростова-на-До­ну и, лишь раз увидев горы Кавказа, влюбилась в них и переехала сюда навсегда. Ирина сопровождала нас на протяжении всей поездки и оказалась не только про­фессиональным водителем, но и отличным собеседни­ком.

Приключения начались! Перед выездом на базу я попросила Ирину завести меня в торговый центр, где я могла бы купить запасную флешку для фотоаппарата, потому что чувствовала: все фотоприключения впереди, и будет обидно, если что-то упущу.

Торговый центр «Верши­на», навстречу нам выходят консультанты и продавцы магазина. Услышав русскую речь, начинают приятно улыбаться. Узнав, что мы приехали из Екатеринбурга и что мы впервые на Кав­казе, сделали мне скидку на покупку. Было приятно, Кав­каз начал удивлять!

И вот мы в пути на Терс­кол. Дорога заняла 3 часа.

Село Терскол располо­жено в юго-западной части Эльбрусского района, на­ходится в 10 километрах к юго-востоку от подножия Эльбруса.

На территории села берут начало река Баксан и Бак­санское ущелье. Очень кра­сивое место! В Терсколе мы остановились в гостинице «Седьмой регион». Из окна — горы слева, горы справа!

Само восхождение со­стоялось на второй день, а перед этим мы совершили несколько акклиматизаци­онных выходов, сначала на подъёмнике на высоту 3000 метров, на станцию «Старый кругозор», затем поднялись на высоту 3500 метров на станцию «Мир». Это была обязательная рекомендация от наших инструкторов.

***

Ночью шел сильный дождь, уснуть не пришлось. Утренний намаз и вой ша­калов разбудил окончатель­но. Мы сильно волновались: неужели приехали зря, ведь в туман и слякоть восхож­дения по горным тропам не проводятся; но нам сказали, что погода в горах меняется быстро — то дождь, то солн­це, то снег. Мы ждали, и чудо свершилось — солнце село нам на ладошку, ура-а-а-а! Дождь кончился, свежесть и прохлада манили к верши­нам.

Голова кругом, волнение и тревога: а сможем ли? Но частые тренировки восхож­дения на гору Качканар не должны нас подвести.

Ранее утро, инструктор Хасан, мастер спорта по гор­нолыжному спорту, собирает нас на восхождение: послед­ние инструкции, техника безопасности, сбор рюкза­ков. Трубит контрольный сбор — идем на высоту 3000 метров.

Вот он, неприступный Эльбрус!

***

Вокруг такая красота, на душе музыка, а вокруг пес­ня гор. Везде следы извер­жения вулкана, застывшая лава даже спустя сотни лет выглядит впечатляюще кра­сиво — становится немного страшно и интересно! При­вал — высота 1200 метров, пьем горячий чай, ведем беседы. Хасан рассказывает легенды гор:

— Жили в незапамятные времена два богатыря: Каз­бек и Эльбрус, отец и сын. Полюбили они оба нежную красавицу по имени Ма­шук. И никто из них не хотел уступать. Девушка тоже не решалась сделать выбор – настолько были хороши бо­гатыри. Соперничали отец и сын, соперничали, а потом… Закончилось всё смертель­ным поединком. Долго би­лись они, но одолел Эльбрус отца. Увидев бездыханное тело давшего ему жизнь, отцеубийца поседел. Отвер­нулся богатырь от прекрас­ной Машук, не захотел он любви её, добытой такой це­ной. И заколол он себя кин­жалом, на котором еще не остыла кровь отца.

Горько плакала над уби­тыми красавица Машук: «Не было еще на земле таких богатырей. Как жить мне на белом свете, не видя вас?» Слушал бог эти стенания, слушал и превратил Эльбру­са и Казбека в горы высокие, выше и краше которых нет больше на Кавказе. Прекрас­ная Машук тоже стала горой, но поменьше.

Стоит теперь каменная Машук, смотрит в ясную по­году изо дня вдень, из века в век на исполинские вер­шины Эльбрус и Казбек. И не может насмотреться, не может решить, кто же из них ей больше по сердцу, уже по каменному сердцу.

Такой вот памятник лю­бовному треугольнику.

Идем дальше. Чем выше, тем больше волнение. Вы­сота 2000 метров, уже есть усталость, сильно хочется пить, стучит в висках, нача­лась зевота, немного качает, но дыхание хорошее.

Привал, слушаем очеред­ной рассказ:

— А балкарцы и карача­евцы рассказывают другую легенду. Будто бы во время Всемирного потопа ковчег Ноя задел торчащую из воды вершину Эльбруса. Задел с такой силой, что вершина горы раскололась надвое. Ной, уставший плыть по воле волн, попросил у горы при­бежища. Не простив непоч­тительного отношения, гора отказала. Проклял тогда Ной вершину: «И даже если у ног твоих будет весна, и цветы будут цвести, середина пусть осенью будет всегда, а вер­шины — вечной зимой». И с тех самых пор раздвоенная ковчегом вершина Эльбру­са покрыта вечным льдом и снегом.

***

Продолжаем путь, слы­шим за поворотом шум, подходим ближе и видим камнепад — завалило тропу, маленькие камни до сих пор падают на дорогу, дальше не пройти. Навстречу движет­ся машина «Нива», останав­ливается, нам говорят, что дальше идти опасно! Уже вызвали МЧС расчищать до­рогу, наверху три группы: из Москвы, Мурманска и Пяти­горска. В целях безопасности дальше не идем, ночной ли­вень сделал свое дело, под­мыл камни и устроил нам ловушку — камнепад.

Уйдя на безопасное ме­сто, возвращаемся назад! Но высота 2800 взята! Это наш рекорд! Задумчивые и не­много расстроенные, что не дошли до отметки 3000, воз­вращаемся на базу. Вниз ещё 4 часа пути.

Фотографии делали под пристальным вниманием наших инструкторов и на безопасных площадках: кра­сота красотой, но безопас­ность прежде всего!

Водопад «Девичьи косы»

***

И вот начинаем спуск. Еще поднимаясь на нашу гору Качканар, мы знали, что идти в гору тяжело, а спу­скаться еще тяжелее.

После первого спуска у меня болели ноги, и, слава богу, никто ничего не сломал и не растянул, хотя возмож­ностей было предостаточ­но, особенно на курумниках (огромные курумники — это скопление камней, по кото­рым нужно идти).

Страшнее и красивее, чем в горах Кавказа, уже не будет. Почему страшнее? Потому что высоко. Потому что очень крутые подъемы. Потому что камнепады, об­рывы. Потому что огромные курумники. Я шла, зевая и с шумом в ушах, и не обращая внимания на трясущиеся от кайфа колени.

Это преодоление себя. Ис­пытание своих физических и душевных сил и силы воли. Только после этого похода я поняла, о чем пел Высоцкий. Да, со стороны это безум­но красиво. Горы… Но когда оказываешься там, за красоту нужно бороться. Когда каж­дый шаг дается с трудом: вот ещё шажок, давай до этого камня, теперь до другого, по­ворот, еще поворот, подъем, привал. И вот она, награда — высота 2800 взята! Это наш рекорд! Мы сделали это! Кри­стина и Валя — 48 и 67!

Кристина Передерий

Окончание следует