На думе обсудили проблемы отопления

16 октября в здании администрации со­стоялось очередное заседание думы. Самым главным во­просом на повестке стало отопление. А точнее — выступле­ние лиц, ответствен­ных за тепло в наших домах, с отчетом о ситуации на сегодня.

На заседании присутство­вали представители под­рядной организации ООО «СМК СпецСтрой», которые занимаются устранением неполадок в системе отопле­ния, представители Качка­нарской теплоснабжающей компании (КТК), УЖК «Наш дом» и «Горэнерго».

Основным мотивом об­суждения стало рассмотре­ние самых распространен­ных проблем, с которыми сталкиваются качканарцы при получении тепла.

Главным докладчиком выступил директор ком­пании ООО «СМК Спец­Строй» Алек­сей Полев­щиков:

— Наша цель — это обеспече­ние всех по­требителей расчетным количеством теплоноси­теля и тепловой энергией для поддержания темпера­тур внутри отапливаемых помещений при оптималь­ном (с наименьшими за­тратами) режиме работы системы теплоснабжения в целом.

Для наладки системы мы обследовали системы цен­трального водоснабжения: источник теплоснабжения – Качканарская ТЭЦ; цен­тральные тепловые пункты ГПНС и ТНС; водяные те­пловые сети с насосными и прочими сооружениями; индивидуальные тепловые пункты (ИТП) и местные системы теплопотребле­ния.

Провели испытания на пропускную способность те­пловой сети; на определение тепловых потерь в тепловых сетях; сетевых и подпиточ­ных насосов; работы обору­дования ГПНС и ТНС с целью снятия испытательных пара­метров.

На основе полученных данных разрабатывается те­плогидравлический режим работы системы теплоснаб­жения города. Под гидравли­ческим режимом тепловой сети понимают взаимную связь между давлениями (напорами) и расходами те­плоносителя в различных точках сети в данный мо­мент времени.

Исходными данными для разработки гидравли­ческого режима являются: тепловые нагрузки потреби­телей; этажность потребите­лей; принципиальная схема подключения потребителя; сопротивление внутренней системы теплопотребления потребителей; геодезиче­ские отметки потребите­лей и основных звеньев системы теплоснабжения; гидравлические характери­стики трубопроводов (дли­на, диаметр, шероховатость) с учетом местных сопротив­лений (запорная арматура, компенсаторы, повороты, опуски, смены диаметров и т.д.).

Проблемы отопления

При наладке гидравли­ческого режима возникают проблемные вопросы. По­казателей несоответствия расчетным значениям два: температура воздуха внутри отапливаемого помещения выше или ниже норматив­ного значения.

Мы видим два показате­ля несоответствия тепло­гидравлического режима расчетным значениям. Это завышение и занижение температуры внутреннего воздуха потребителей по сравнению с нормативной.

Причин несоответствия теплового и гидравлическо­го режима расчетным зна­чением гораздо больше, и у каждого несоответствия своя причина.

  • Не выполнены разрабо­танные мероприятия по на­ладке.
  • Не установлена дрос­сельная шайба на системе теплопотребления в ИТП потребителей. (Теплоноси­тель циркулирует по пути наименьшего сопротивле­ния. На потребителях, где не установлены дроссель­ные шайбы, наблюдается «перетоп», а на потреби­телях, расположенных на одной ветке, расход тепло­носителя и температура внутреннего воздуха ниже расчетной (прим.ред. — если на доме не установле­ны шайбы, то дом получает излишек тепла, а значит, до соседних домов, располо­женных на этой же ветке, тепло доходит в неполном объеме).
  • Не установлена дроссель­ная шайба на линии цирку­ляции ГВС. (Гидравлическое сопротивление системы ГВС с полотенцесушителем зна­чительно меньше, чем си­стемы отопления с радиато­рами.)
  • Не отглушен элеватор в ИТП потребителя.
  • Не демонтирована дрос­сельная диафрагма, установ­ленная при предыдущей на­ладке (прим. ред. — на доме появляется две диафрагмы вместо одной).

Следующая группа про­блемных вопросов связана с внутренней системой тепло­потребления.

  • Гидравлическое сопро­тивление внутренней си­стемы теплопотребления выше расчетного значения (зарастание). Основная при­чина – не проводилась про­мывка внутренней системы теплопотребления. Если промывка системы не про­водилась в течение 10 лет, твердые отложения практи­чески не убираются обычной промывкой.
  • Ремонт системы тепло­потрбления выполнен с су­щественными нарушениями (прим. ред. — при замене старых радиаторов на новые люди часто допускают нару­шения в установке, что ухуд­шает качество отопления. Например, игнорируют уста­новку перемычек, использу­ют трубы неподходящих ди­аметров и так далее).
  • Неравномерное распре­деление теплоносителя вну­три зданий.

Для решения этих про­блем требуется наладка вну­тренней системы теплопо­требления внутри здания. В настоящий контракт данные работы не входят.

Самые частые вопросы

В ходе своего выступле­ния Алексей Полевщиков дал ответы на самые часто задаваемые вопросы.

Диаметр дроссельной шайбы слишком малень­кий?

— Расчет дроссельных шайб произведен на основа­нии обследований, испыта­ний и инженерных расчетов. Корректировка диаметра может проводиться при вы­явлении причин и невоз­можности их устранения (например, сильное зараста­ние внутренней системы те­плопотребления).

Почему чуть теплая ба­тарея?

— Температура теплоно­сителя должна соответство­вать температурному гра­фику. Основной показатель в данной ситуации — это температура внутреннего воздуха в отапливаемом по­мещении. Температура воз­духа должна соответствовать нормативу.

Почему шумят батареи?

— Одна из причин — не­верно изготовленная и не­верно установленная шайба. Также причиной шума яв­ляется повышенная шеро­ховатость трубопроводов в связи с длительной эксплуа­тацией. Повышена скорость теплоносителя. Данная при­чина может быть устранена в процессе наладки.

Почему разная темпе­ратура батарей в разных комнатах?

— Требуется регулировка внутренней системы тепло­потребления.

Почему разная темпе­ратура батарей на разных этажах дома?

— На нижних этажах тем­пература, близкая к норме, появляется, только если на верхних этажах «перетоп». При этом если на доме уста­новлен прибор учета, то при «перетопе» плата воз­растает примерно в полто­ра раза. Если в здании нет прибора учета, то, если мы завышаем расход теплоно­сителя (батареи), все платят по нормативу, при этом те­плоснабжающая компания все долги должна брать на себя. Мы можем скорректи­ровать эту работу, но надо понимать, что кто-то будет нести убытки. Выявлять дома с такими проблемами должна управляющая ком­пания, а все работы вклю­чать в текущий и капиталь­ный ремонты.

Тепло придется подождать

Несмотря на то, что отве­ты на самые часты вопросы уже были даны, депутатам все же нашлось что спросить с подрядчика.

— Исходя из вашего до­клада, я понял, что вы про­вели некий аудит состояния систем теплоснабжения. Сложилось впечатление, что львиная доля негативных вещей происходит из-за не­правильной эксплуатации и отсутствия контроля? На­пример, отсутствие контро­ля после ремонта, непра­вильный монтаж перемычек и так далее. Так это или нет? — задала вопрос Сергей Мальберг.

Четкого ответа на этот во­прос он не получил, поэтому Сергей Мальберг продол­жил свое выступление:

— Раз есть объекты, зна­чит должна быть структура соответствующая, кото­рая будет вести какой-то контроль. Не жильцы же должны это делать. Сегод­ня управляющая компания отвечает за эти вещи. Она является посредником, за­ключает договоры. Надо разбираться в ситуации. Мы сейчас начали этим зани­маться. А не поздно ли мы начали? Нельзя ли нам было заранее подготовиться? Вы сегодня говорите, что все работы будут выполнены до 1 ноября. Сегодня вал звон­ков. Я вот лично и коллеги мои не знаем, что ответить людям на вопросы об отсут­ствии отопления. Начина­ешь пытаться им какие-то технические вещи объяс­нить. Они в ответ говорят, что уже через пару дней на улице будет минус 8 граду­сов. Я на контроле держал вопросы и надеялся, что через неделю, возможно, решится вопрос: включат насосы, подкачку увеличат в циркуляции и все стаби­лизируется. Я успокоил че­ловека, хотя мне сказали, что еще неделю придется мерзнуть. Сегодня, после этого совещания, я приду и скажу, что людям еще ждать до ноября? — возмущенно высказался депутат.

— Если гидравлический режим будет работать непра­вильно, и «Горэнерго» перей­дет на зимний режим работы, это не значит, что в городе разом станет все хорошо, — ответил Алексей Полевщиков.

— Получается, что перей­ти на зимний режим сейчас неэффективно? — уточнил Сергей Мальберг.

— Да, — ответил ему ди­ректор компании.

— А какой-то компро­мисс можно найти, чтобы и доналадку осуществить, и зимнюю циркуляцию вклю­чить, чтобы людей с пони­жением температуры не заморозить? — продолжил депутат.

— Мы их не заморозим, мы будем решать вопросы еще до того, как все вклю­чится в зимнем режиме, — ответила помощник дирек­тора «СпецСтрой».

— Откуда жалобы появ­ляются? Не было раньше этой системы, был «пере­топ» в это время. Человек говорит: «Я прожил здесь тридцать лет, и у меня в это время всегда грели ба­тареи». Сейчас, когда оп­тимальную температуру настроили, у него батареи вообще не включаются, а в квартире температура 22 градуса. Но он привык, что тридцать лет у него в это время батареи грели. А это был «перетоп». Очень труд­но жителям это объяснить, но объяснить надо. Никто лишние градусы отдавать не будет, — выступил пред­седатель думы Юрий Бяч­ков.

Система давно не промывалась

Так как за подачу отопле­ния в Качканаре отвечает не одна организация, то и обязанности распределя­ются между ними. Вопросы нашлись и к Управляющей компании. Один из острых вопросов — промывка си­стем отопления — поднял Геннадий Русских, который присутствовал на заседании от общественной комиссии по ЖКХ.

— Систем­ной промыв­ки системы теплоснаб­жения у нас практически нет. Она от­сутствует на протяжении уже десятков лет. Та промывка, о которой нам сегодня говорят, — это не промывка. У нас даже приборов для промывки в соответствии с технологией нет, — выступил Геннадий Русских.

 

 

 

 

— Про­мывка осу­ществляется по правилам один раз в два года. Су­ществует промывка ги­дропневма­тическая, при которой много ума не надо, а нужен компрессор и сете­вая вода, — ответил началь­ник отдела энергетики УЖК «Наш дом» Сергей Кири­люк. — Есть промывка, кото­рая осуществляется просто до чистой воды. У нас се­годня гидропневматические промывки делаются только в домах, где есть индивиду­альный тариф. Остальные мы промываем до осветле­ния воды. Это делаем еже­годно.

Для более подробного разбора этого вопроса было принятое решение выне­сти его для рассмотрения на ближайшее заседание общественной комиссии.

— Отрадно слышать, что наконец-то у нас на думе поднялся вопрос промывки. Я когда в 2013 году при­шел в КТК, говорил о том, что про­мывка у нас в домах не проводится, — взял слово исполнитель­ный директор КТК Павел Юсим. — К сожалению, УЖК «Наш дом» все еще неверно трактует, как должна приво­диться промывка. Ключевое слово «постоячно» упускает­ся. Только что говорили, что вода идет по пути наимень­шего сопротивления. Если вы пытаетесь целиком про­мыть весь дом, всю систему разом, то промываете вы только ближайшую батарею до чистой воды. Все осталь­ное, как забито было, так и остается.

Я знаю проблему УЖК «Наш дом», что для того, чтобы сделать промыв­ку каждого стояка отдель­но, нужно перекрыть все остальные стояки в доме, промыть один, закрыть его, потом открыть следующий, снова промыть и так весь дом. У вас нет вентиля [об­ращается он к Сергею Ки­рилюку], или вентиля не ра­ботают, потому что сгнили. Это старая проблема. Ее без денег не решить. Я пони­маю, вопрос промывки ин­дивидуальный. В основном никто из жителей не хочет оплачивать какие-то ре­монты, замену постоячных вентилей. Поэтому жители и получают забитые бата­реи, и жалобы зимой. Но этот вопрос, видимо, надо решать с учетом депутат­ского корпуса. Главное, что этим вопросом уже, нако­нец-то, озадачились.

Завершением беседы стало выступление Андрея Ярославцева:

— Хорошо, мне кажется, поговорили, все вопросы обсудили. Общее понима­ние, почему это делается и для чего, – есть. Все делает­ся на благо жителей, чтобы каждый получал качествен­ную услугу. При этом я про­шу всех: депутатов, обще­ственность, прессу — чтобы не было спекуляции, чтобы не было вбросов. Приходит подрядчик, говорит, что не будет тепла, пока шайбы не уберут, а некоторые га­зеты пишут это зачем-то. Еще говорят, что это дела­ется, чтобы кто-то получил прибыль: ТЭЦ, «Горэнер­го», КТК, администрация города. Тут нет никакой прибыли. Если мы этого не сделаем, то все потери ля­гут на Горэнерго (прим. ред. – речь, видимо, идет о по­вышении тарифов). И тема бы чем закончилась? Оно рано или поздно стало бы убыточным. Нужно было бы искать бюджетные деньги, чтобы это все просубсиди­ровать, либо банкротить. Сейчас делается все, чтобы сохранить «Горэнерго», как МУП, как эффективную ор­ганизацию. И в этом мне нужна ваша помощь, чтобы не было спекуляции.