Нам нужна сенсорная комната в Качканаре

Помните фрагмент из фильма 1981 года «Мужики», где 6-летний мальчик-молчун после того, как они с сестрой и братом спасают свою собаку от бешеной своры собак, кричит: «Мужики!». Его подхватывает на руки отец и с радостью бежит делиться своим счастьем с друзьями.

Примерно такие счастливые эмоции испытывают родители, чьи дети не начали говорить вовремя, в соответствии с календарём развития ребёнка.

Когнитивные нарушения

— Давай на ты, так удобнее, — просит при встрече Екатерина. С ней мы договорились встретиться в кафе.

Беременность, рассказывает Екатерина, протекала у неё без осложнений. Всё было в полном порядке. Дочка родилась 8/9 по шкале Апгар, что соответствует нормальной оценке для новорожденного. Сейчас девочке 5 лет, она хорошо слышит, у неё есть речь, она произносит отдельные слова, но у ребёнка отсутствует обращенная речь, она не может вести диалог.

— До двух лет дочка развивалась нормально, не было речи, но был лепет, на что нам говорили: «заговорит, рано ещё, время есть». В 2 года малышка переболела бронхитом, мы лежали в больнице, и вот после этого произошёл откат. К неврологу в Екатеринбурге мы обратились, когда дочке было три с половиной года, до этого была пандемия, старались никуда не ездить. И вот с этого момента мы наблюдаемся у невролога Елены Шароновой в Екатеринбурге. Она поставила дочке признаки нарушения сенсорной интеграции. Когнитивные нарушения, — перечисляет Екатерина. — Помимо невролога, мы были ещё и у очень хорошего психиатра в Екатеринбурге, Антона Сабанцева. По их мнению, моя дочка восстановится и выйдет в норму, у неё нет аутизма или РАС, просто есть небольшая задержка. Психолог, к которому мы ходим в Качканаре, тоже даёт хорошие прогнозы. Но, конечно, всё это при условии, что с ребёнком занимаются, проводят интенсивы.

Как оказалось, проблема когнитивных расстройств в настоящее время является одной из наиболее актуальных и значимых с медико-социальной точки зрения. В литературе широко обсуждаются когнитивные расстройства у взрослого населения не только как синдромальные проявления заболеваний, но и как естественный возрастной процесс. Однако нарушения когнитивных функций встречаются не менее чем у 20% детей и подростков. Распространенность расстройств речи и языковых функций, включая нарушения чтения и письма, выявляется у 5–20%.

Когнитивные функции — это наиболее сложные функции мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира. К таким функциям относятся память, внимание, психомоторная координация, речь, гнозис, праксис, счет, мышление, ориентация, планирование и контроль высшей психической деятельности. Развитие когнитивных нарушений связано с очаговым или диффузным поражением головного мозга, что приводит к нарушению одной или нескольких когнитивных функций.

В неврологии и нейропсихологии под когнитивными функциями принято понимать такие, которые необходимы для осуществления процесса рационального познания мира. Эти функции представлены как в правом, так и в левом полушариях головного мозга.

300-400 тысяч рублей в год на интенсивы

Чтобы вывести ребёнка в норму, говорит Екатерина, им нужно несколько раз в год ездить на интенсивы в Екатеринбург. Там Екатерина снимает квартиру на две-три недели, и они с дочкой ходят на занятия. На жильё, оплату занятий, проживание уходит более 100 тысяч рублей за одну поездку. А таких поездок нужно 3-4 в год.

— А куда деваться, восстанавливать ребёнка надо. Конечно, было бы намного удобнее, если бы не нужно было никуда ездить, тратить деньги на съёмное жильё, отпрашиваться с работы, из детского сада, школы. Была бы такая комната у нас в городе. Я уверена, что таких детей, которым необходима такая комната, в Качканаре много, — говорит Катя. — Сенсорная комната и здоровым детям будет полезна. Кто, например, в школе перегружается, кому учёба даётся тяжело. Да даже взрослым иногда нужна эмоциональная разгрузка. И после инсульта в таких комнатах восстанавливаются взрослые.

Сенсорная интеграция, которую можно проводить в сенсорной комнате, возвращает ребёнка в реальный мир.

В сенсорной комнате могут заниматься дети с СДВГ, РАС, сенсорной и моторной алалией, УО, ЗПР, слабовидящие, слабослышащие, дети с ДЦП, гиперактивные, гипоактивные, дети с заболеваниями генетического характера (синдром Дауна, Аспергера, Ретта, Вильямса, Тёрнера и другие). Дети с трудностями в обучении.

Сенсорная комната в Нижнем Тагиле

Осенью прошлого года в Нижнем Тагиле был открыт тренировочный детский центр, где проводят сенсорную интеграцию. По словам Екатерины, открытию поспособствовали сами родители детей, нуждающихся в данных занятиях.

— Девушка из Нижнего Тагила рассказала, что они сами пошли к главе города, к депутатам, в итоге открыть сенсорную комнату им помог местный депутат. Я не знаю всех подробностей, мы поедем к ним в марте на интенсив, постараюсь узнать детали, — говорит Екатерина.

Вот что пишут нижнетагильские родители, которые открыли тренировочный детский центр:

— Мы долго мечтали о таком месте, где будут занятия с детьми с любыми видами нарушения развития, где не будут говорить: это не трогать! Тут не бегать! Здесь не прыгать! Где с ребёнком будут работать на результат. Где в одном месте у ребёнка можно будет развить понимание обращенной речи, чувство ритма. Где можно пройти мозжечковую стимуляцию, нейропсихологические упражнения, а также безграничный спектр от кинетической сенсорной разгрузки до занятий йогой для родителей особенных детей, ведь этот центр создан именно родителями для своих детей.

Катя надеется, что и у нас найдутся неравнодушные люди, которые помогут, и сенсорная комната появится в Качканаре. И местные мальчишки и девчонки смогут получить помощь без отрыва от обычных занятий и выезда из города на длительный период.

Юлия Гофлер