Нам нужна наша Луковая, а не ваши отвалы

2 марта в Валериановске состоялась встреча жителей посёлка с главой города Андреем Ярославцевым, председателем городской думы Юрием Бячковым, руководителем проекта по созданию нового отсека шламохранилища Яковом Чудаевым. На встрече также присутствовали депутат Заксобрания Свердловской области Габбас Даутов, Андрей Вахрамеев и начальник управления по делам посёлка Александр Бобров. Глава города озвучил, что цель данного мероприятия — послушать о ситуации с вырубкой леса на горе Малая Луковая, получить информацию о строительстве нового отсека шламохранилища и избрать совет посёлка.

Что осталось от горы Малая Луковая

Встреча должна была пойти по намеченному сценарию, но всё пошло не так почти с самого начала. Первым слово взял Яков Чудаев, руководитель проекта «Развитие хвостохранилища Качканарского ГОКа». Он начал показывать презентацию о строительстве нового шламохранилища:

— Цель проекта — это стабильная работа комбината с 2025 по 2038 годы. Это снижение нагрузки на окружающую среду и переход на новые технологии. Инвестиции в проект составят порядка 35 миллиардов рублей. Дополнительно будет сформировано 120 рабочих мест. Окончание строительства намечено на 2025 год, — рассказал Яков Валерьевич. —В рамках проекта будет выполнена реконструкция существующего хвостохранилища, будет выполнено строительство нового отсека. Он будет находиться за горой Малая Луковая, в сторону Лесного. Проект планировался давно, долго прорабатывали технологические параметры. Выбирали лучшие компоновочные решения. Будет построена мощная пульпонасосная станция для системы орошения, будет построена подстанция.

Но когда на экране появилась картинка, где на горе Луковой нет леса, и на её вершине стоит подстанция, валериановцы просто не дали оратору договорить.

— Нам нужна наша Луковая, а не ваши отвалы! — слышались выкрики из переполненного зала.

— Картинки красивые, а нам тут жить и дышать пылью с отвалов!

Андрей Ярославцев пытался успокоить сельчан, но он так и не смог уговорить собравшихся дослушать презентацию.

— Ваши красивые картинки у нас уже вот тут сидят!

Руководитель проекта хотел продолжить свой рассказ, но ему дали проговорить лишь первую фразу:

— На горе будет располагаться подстанция мощностью 110 киловольт.

— То есть вы гору Луковую снесете? – спросили из зала.

— Гора понизится в отметке на 40 метров. Предусмотрена система пылеподавления. 90 % хвостохранилища будет в летнее время орошаться. Вот водоводы нарисованы. И санитарные нормы, и заключение экспертов — всё есть.

— Вы гору опустите, а шламы будут расти! А нельзя Луковую не трогать? – не унимались валериановцы.

Но Чудаев успокоил:

— Отметка шламов будет ниже отметки горы, которая останется. Проект и направлен на то, чтобы обезопасить жителей поселка от аварийных ситуаций. Запас прочности по гидросооружениям повышается в 50 раз. Проект прошел внутреннюю экспертизу «Росатома», потому что рядом Лесной.

Жители посёлка так и не согласились с проектом Евраза по вырубке горы

Видимо, собравшиеся надеялись всё-таки, что смогут отстоять гору, но после такого ответа в зале поднялся шум. Заговорили все разом.

— В Москве сидят и получают деньги, на поселок им наплевать. Почему вы делаете отвал тут, а не там за горой? Потому что вам дорого, невыгодно. Чтобы наши дети болели и умирали —вам это нормально!

— Мы же по шламохранилищу собрались поговорить, – вставил свою реплику мэр.

— Вы хоть раз были летом на нижних улицах?

— Будет обеспыливание, – повторился мэр.

— А сейчас вы не можете обеспыливать? Вы посмотрите, чем мы дышим? Вы видели пылевую бурю? Когда не видно ничего? Уже сейчас здесь невозможно жить, а вы еще хотите шламы сюда складировать. Луковая была преградой от шламов. А вы ее сейчас снесете, мы тут вообще задохнемся. Лес хоть как-то задерживал пыль, — высказал свое мнение мужчина средних лет.

— Вы и на старых отвалах ничего не сделали, с 90-х годов идет разговор, чтобы озеленять отвалы. Вы то ещё не сделали, и хотите добавить. Четвёртый отвал подняли выше некуда. Действительно ли есть необходимость расширения отвалов? — вторил ему другой валериановец.

— В связи с чем возникла проблема расширения шламохранилища? — задал вопрос мужчина.

— Старое хвостохранилище построено по старым технологиям, которые не отвечают требованиям экологии, — ответил Чудаев.

— Комбинату надо расширяться, комбинату некуда сыпать отходы, — выкрикнул мужчина ему в ответ. — Комбинат был рассчитан на 45 миллионов тонн руды, а везем уже 63. Понятно, что Москва денежки в карман сложит, а люди здесь страдают. В карьерах людям за 10 лет работы дают первый список, а нашим детям и внукам никакой копейки, никакой компенсации нет.

Второй оратор, тоже не представившись, высказался не менее эмоционально:

— Я здесь родился и живу, я отработал в комбинате — и прекрасно всё понимаю. Родители мои всё тут строили и родители всех собравшихся всё тут строили. Вот вы здесь перед нами сидите, а рулит Москва. Набиваете карманы миллиардными прибылями. Я всё понимаю: городу и комбинату надо развиваться. Лесорубы ездят с горы: пепельницу выкинул, пакет молока выпил — выкинул. Им по барабану, они тут не живут, они вахтовики. А у нас уже ноги на Луковую не идут. Эти веселые картинки с презентаций у меня уже где за 30 лет! Сказки нам тут рассказываете. Я понимаю, что ради наживы и прибыли вы нам тут такого нарасказываете! А нам здесь жить! И так онкологические заболевания и болячки всякие. Как дети наши и внуки тут будут жить? Я при закрытых окнах летом пыль черную с подоконников по 10-15 раз протираю, и это с закрытыми окнами.

Чтобы навести порядок среди выступающих, мэр города попросил представляться тех, кто задаёт вопрос.

— А то так можно разговаривать бесконечно, у вас вопросы повторяются! — Затем решил совершить экскурс в историю: — Давайте начнем с истории вопроса: как появился Качканарский ГОК? Новое шламохранилище ведь не с неба свалилось, и не потому, что москвичи карманы набивают. Поэтому надо смотреть историю вопроса. Изначально предполагалось две очереди комбината. Ветераны это знают. Предполагалось, что должны были появиться еще две фабрики — обогатительная и окатыши. Всё, что сейчас строится, это и должно было построиться ещё раньше. Шламохранилище построено в 90-е годы. Представляете, что было в 90-е: один строй рухнул, другой даже не появился. Сейчас новые, обезвоженные технологии. Теперь по рекультивации. Мы сегодня, может быть, не готовы обсуждать рекультивацию первого отвала, это нужно приглашать главного инженера ГОКа. Я бываю на мемориале, вижу, как пылят отвалы, поэтому мы этим занимаемся. Когда этот проект рисовался, проходили публичные обсуждения в Нижней Туре, Лесном и Качканаре. Только после этого было принято решение запроектировать.

— Почему мы этого плана не видели, почему нам никто не говорил? – прозвучал вопрос.

— А можно засыпать всё, что вытащили, опять в яму?

— На комбинате карьеры ещё рабочие, — пояснил мэр.

— Сейчас прорабатывается вариант, что отходы будут потом свозиться в Главный или Западный карьеры.

— Это Евразу невыгодно! — слышится выкрик из зала.

— Это еще только прорабатывается, а там-то сейчас как тут жить? Вы тут натворили, а нам тут жить!

— Что мы натворили? — спросил мэр. — На Луковой отвалов не будет! Потом на ней запланировано насаждение деревьев.

— Дерево растет 40 лет! Чтобы как-то навести порядок в зале, слово взял Анатолий Пьянков:

— Давайте дослушаем, что обещают сделать для поселка. Я смотрю, очень много неравнодушных пришло. Я боялся сегодня, что будет мало народу. Но сколько пришло сегодня, столько, по-моему, ни один артист в зале не собирал. Видимо, людей достало уже. Я сам здесь живу, и всё это на моих глазах. И бывает, что комбинат что-то обещает и не выполняет. На последнем совещании договорились, что техника не будет по поселку ходить. Нет — ездят. Вечером пошёл — трал разгружается. Водитель ответил, что не знал, что по посёлку ездить нельзя. Рекультивацию нижних отвалов надо делать. И сосны надо садить не под Новой Лялей, а здесь! Давайте решать проблемы, а не просто орать.

В зале наступило перемирие, но видно, что страсти накалены до предела. Люди не боятся высказываться, они пришли защищать свою землю.

— В мае прошлого года были слушания по горе, — высказался один из присутствующих. — Нам те же люди, которые сейчас тут находятся, сказали, что Луковую рубить не будут. Получается, говорят одно, а делают другое. В этом контексте у меня предложении: давайте тогда всё оформлять юридически. Заключаем соглашение между комбинатом и городом. И по рекультивации, и по системе орошения.

— Я эти общественные слушания проводил, — ответил Чудаев. — Всё это там показывалось. И не надо сейчас говорить, что вас обманули.

Слово взяла одна из представителей рабочей группы:

— Сейчас все услышали наше настроение и нашу боль. У нас уже есть существующие отвалы. И Евраз эти отвалы сейчас не уберет. Планируется ли расширение первого отвала и в какую сторону? Нам надо на собрании сейчас закрепить это, чтобы не допустить расширения первого отвала. Вот, говорят, засыпать отвал крупным скальным грунтом, чтобы не было пыления. Но сосну на крупный скальник не посадить, это невозможно. Нужно создать небольшой почвогрунт, чтобы сначала засевать его какой-то травой, а уж потом говорить о высадке деревьев. Мы, инициативная группа, специально изучали вопрос рекультивации отвалов в других городах и странах. Нам Евраз говорит, что это дорогостоящее мероприятие, что нет средств. Ну, понятно, что это всё дорого и Евраз на это не пойдет. Мы приготовили методики рекультивации и предлагаем Евразу эти методики изучить. И рекультивацию начать не через год-два, а сейчас.

Затем активистка, в который уже раз за вечер, задала вопрос: будет ли на Луковой вырубаться лес и дальше?

— Сейчас стоит вопрос: верить ли нам администрации и Евразу или нет? Если нам сначала отвечали, что гору не тронут, а потом оказалось, что тронут…

Прокомментировать эти высказывания взялся Андрей Ярославцев:

— Мы, наверно, тогда не правы были, когда сказали, что гору не тронут. Мы её уменьшим на 40 метров. Лес убирается, там готовится площадка под ЛЭП и технологические здания. После этого там будут сделаны лесонасаждения, но это займет время. Да, тогда кто-то не сказал по-честному, не правы мы были. Что касается пыления. У нас все отвалы действующие. На комбинате думают, как найти способ рекультивировать действующий отвал. Думаю, нам надо взять паузу и пригласить на следующее собрание главного инженера.

Яков Чудаев добавил:

— На общественных слушаниях была та же самая презентация. Никто никого не обманывал. Вырубка будет продолжаться. Что касается проезда грузового транспорта по посёлку. Этот подрядчик появился у нас недавно, и не все водители обладают информацией, что через поселок ездить нельзя.

Люди начали рассказывать, что гора — это их любимое место отдыха. Что туда ходили просто погулять по тропе здоровья, за грибами, за ягодами. Там был выпас коров. И всё это сейчас нарушено.

— Молодые уезжают. Им неинтересно тут жить, — высказалась одна из жительниц. — Я живу в поселке давно. За последние шесть лет здесь ничего не изменилось, только отвалы выше стали. В поселке развития нет. У нас нет детских площадок, нет ничего. Люди раньше ходили в лес гулять. В походы, на лыжах. Кругом было красиво! Сейчас у нас отнимают гору Луковую! Нам хочется дышать свежим воздухом, а не этой гарью от сожжённых деревьев. Может, стоит подумать над развитием поселка?

Александр Бобров предложил сельчанам высказывать ему предложения по улучшению жизни в поселке для дальнейшего рассмотрения.

— Мы находимся в промышленной зоне, какой поселок вы собрались развивать? — тут же была реплика из зала. — Через 10 лет пенсионеры повымрут, молодежь уедет. Ничего тут не останется.

И снова последовал вопрос:

— Почему деньги на разработку нового шламохранилища нашлись, а на рекультивацию старого еще только запланированы? Может, сначала надо старое прибрать, а потом новое делать?

— Я еще раз повторяю, что предусмотрена система орошения, — ответил Чудаев. — Оно будет запущено в 2025 году, вместе с новым отсеком.

— Возьмите дорогу вокруг автотракторного цеха, — встал один из мужчин. — Ее поливают летом один раз, через час она высыхает и пыль столбом прет на весь поселок. Я не верю, что такая огромная территория будет орошаться. Она будет орошаться только в случае приезда «Ростехнадзора». Ну, барин приедет, ему покажут. Как полить территорию, которая по периметру почти 30 км, я не знаю. А затраты воды, электроэнергии? Борт первого отвала стоит уже 15 лет. Давно бы всё засадили, и всё бы уже заросло.

Собрание длилось уже почти два часа, а к консенсусу придти так и не удалось.

— Погодите, не расходитесь! Давайте бороться! — начала призывать одна из участниц собрания. — Нам, что, как в Москве, привязывать себя к деревьям? Ну, давайте сложимся, наймем хорошего адвоката. Надо сопротивляться этому ГОКу, который нас закопает! Телевидение пригласим! Для Евраза прибыль прежде всего, а люди на последнем месте. Я смотрю телевизор: в Москве парки, люди гуляют, бегают. В Москве будут строить два парка для выгула собак! А мы давайте тут будем только работать! Вот вы говорите: развитие комбината? Здесь в каждой семье есть сокращенные с ГОКа. Посмотрите, сколько изначально в комбинате работало, и сколько сейчас. За 120 человек, которые будут работать на новом отсеке, продали наш поселок! Они нам деревья посадят! Они с коровами-то не могут справиться, с собаками! Ну, не всё же можно продать?! Нам жить здесь!

Кто-то вспомнил и про депутата, и про городскую думу:

— Дайте слово нашему депутату! Почему молчит городская дума? Бросили нас на произвол судьбы! Юрий Николаевич, мы вас выбирали!

Бячков пояснил, что вопрос о рекультивации первого яруса отвала рассматривался. Но по нему пойдет ЛЭП, которая будет питать Луковую гору.

— Поэтому сейчас трудно выбрать нормальный участок, который можно рекультивировать, чтобы там не было движухи никакой. Этим проектом я занимался еще шесть лет назад. Какие выводы были сделаны — больше размещать негде.

— Мы живем сейчас, а не потом! Не можете обеспечить нам нормальные условия жизни – выселяйте!

Юрий Бячков напомнил, что он несколько раз назначал в думе встречи с сельчанами, но пришёл всего одни человек. И на прошлых собраниях было мало народу.

— Мы вам звонили, спрашивали: гору будут рубить? Вы сказали: нет. Как вам после этого верить? Вы им удобны, а мы вас выбирали!

— Как нам на слушаниях объяснили, так я вам и сказал. Видимо, сам недопонял.

Директор по социальным отношениям Андрей Вахрамеев отметил, что останавливать работу предприятия никто не будет. По проекту на Луковой будет вырублено ещё 15 гектаров леса.

В заключение собрания высказалась ещё одна участница рабочей группы:

— Собирались мы рабочей группой. И что? Рассмотреть возможность рекультивации — это через год. Хотя этот вопрос рассматривается уже пять лет. Далее, рассмотреть проблему орошения. На этот вопрос тоже ответ — рассмотреть возможность. И так по всем 10 пунктам — рассмотреть возможность. Поэтому я возмутилась и ничего не стала подписывать. Сейчас нам надо принять проект решения. Надо составлять трехсторонний договор, который будет иметь юридическую силу. Иначе ничего мы не добьемся. Вот сейчас говорят о расселении. Но, я думаю, мы не согласимся на расселение. Здесь корни наши, здесь могилы наших родителей. Здесь святое место для нас. Почему я должна буду уехать? Я вложила свои силы и средства в создание дома. Почему я должна это всё бросить? И если расширять, то достойно, в экологически чистое место. Ну, а территория поселка тогда освободится для шламохранилища — и никаких проблем не будет.

После горячих споров, резких высказываний и понимания, что на встрече никто ни о чем так и не договорился, было решено выбрать совет посёлка и собраться снова 14 марта.

5 марта состоялось первое заседание совета жителей поселка.

Совет решил:

  1. Срочно приостановить вырубку леса на горе Луковая. Пересмотреть проектное решение по строительству новой пульпонасосной станции непосредственно на вершине горы Луковая. Не производить взрывных работ на горе. Найти пути решения по строительству новых объектов Евраза непосредственно за горой. Использовать вершину горы Луковая для Валериановска, как естественную преграду на пути пылевых бурь шламохранилища. Провести консультации с техническими инженерами Евраза.

Запретить проезд грузового транспорта и спецтехники по территории поселка.

  1. Разработать проект развития посёлка до 2032 год. А администрации комбината и города обеспечить финансирование всех мероприятий, включенных в проект развития поселка и их реализацию.
  2. Пригласить юриста для консультации и оказания помощи в решении экологических проблем поселка.

Разработаны мероприятия, которые должны войти в проект развития Валериановска.

  • Запретить вывоз высевов на отвал №1.
  • Закрыть 1-й отвал и производить работы на 4-ом отвале.
  • КГОК должен провести работы по снижению интенсивности пыления и засорения территории Валериановска шламами, используя современные системы разбрызгивания воды. • Начать работы по монтажу новой оросительной системы и выполнить её до ввода в работу нового полигона шламохранилища.
  • В жаркую и сухую погоду поливать улицы с интенсивным движением транспорта.
  • Начать рекультивационные работы на отвале №1 со стороны Валериановска не позднее 1 апреля 2022 г.

Мы расскажем нашим читателям о том, что будет решено на общем собрании посёлка 14 марта.

Лариса Плесникова