Мусор — дело тёмное
Анатолий Забегаев пытается выяснить, как расходуются бюджетные миллионы, выделенные на ликвидацию несанкционированных свалок
Осенью на сайте госзакупок была опубликована информация о проведении двух тендеров на вывоз ТКО с несанкционированных свалок. Сначала планировалось выделить на это 5 миллионов рублей, затем — более 7 миллионов. Завершить уборку мусора планировалось к концу этого года.
Оказалось, чтобы вывезти такой объем отходов, а это ни много ни мало 8 268 м3, потребуется под завязку загрузить 550 самосвалов.
Неравнодушный
Где в Качканаре может находиться такой объем мусора? С контейнерных площадок твердые коммунальные отходы вывозит «Рифей», вывоз мусора из садов оплачивают садоводы, прибрежную зону убирают волонтёры, с городских кладбищ мусор вывозится по отдельному договору, соответственно, и оплата проходит по тому же договору.
В одном из номеров «НК» мы публиковали статью бывшего начальника службы благоустройства УГХ и просто неравнодушного жителя города Анатолия Забегаева, где он проанализировал, где и когда у нас в городе может скопиться столько мусора. Автор ставит под сомнение целесообразность выделения таких средств на уборку мусора, которого, возможно, и не накапливается в таком количестве в нашем городе.
Редакция отправляла запросы в администрацию города, в Управление городского хозяйства, в прокуратуру городскую и областную, в городскую думу, пытаясь найти обоснования того, что этот мусор действительно был сосчитан и вывезен. Ведь речь идет о миллионах из бюджета.
Мутный договор
— Договор на вывоз мусора с несанкционированных свалок Качканара, на мой взгляд, донельзя мутный и непрозрачный, — вновь рассуждает на эту тему Анатолий Забегаев. — Причем, уровень мутности регулируется не только руководством УГХ, но и администрацией Качканара. Ранее я уже писал, что привлекло мое внимание в контракте на вывоз мусора – это огромный объем и очень сжатые сроки действия договора. Редакция «НК» на свой запрос о местах скопления мусора получила от УГХ вот такой ответ: «На территории Качканарского городского округа будут ликвидироваться свалки в коллективных садах, на территории кладбищ, в зеленых зонах города, с общественных территорий, в т.ч. с пляжных зон, а так же с других мест, где будут выявлены».
По сути, согласно утверждениям врио начальника УГХ Щипачева, огромные кучи мусора должны лежать в коллективных садах, городских зеленых зонах, на общественных территориях, на пляже, кладбищах и т.д. Не кучки на один, два, мусоровоза, а такие, что для их вывоза потребуются сотни машино-рейсов с полной загрузкой. Кто-то из качканарцев видел, чтобы, допустим, в парке «Прометей» лежали и еще лежат огроменные мусорные кучи? Понятно, что наши парки, детские площадки и мусорные площадки не блещут чистотой. Но чтобы там накопили кучи мусора, требующие сотен машино-рейсов для вывоза всего этого добра, это уже, на мой взгляд, перебор.
Редакция «НК» сделала запрос в городскую администрацию: «Просим вас подтвердить или опровергнуть целесообразность заключения договора на сбор и утилизацию мусора, объемы которого УГХ подтвердить не может. Кроме этого, просим подтвердить необходимость использования бюджетных средств на обеспечение обязательств по данному контракту».
Цитируем выдержку из ответа администрации, с полным вариантом можно ознакомиться в редакции: «В городском округе уборка несанкционированных свалок в садовых товариществах и прилегающих к ним территориях, в зеленых зонах, с территории охранных зон инженерных коммуникаций, земельных участков вблизи мест (площадок) накопления ТКО осуществлялось по требованиям природоохранной прокуратуры Нижнего Тагила, прокуратуры Качканара, отдела надзорной деятельности и профилактической работы Качканарского городского округа, Нижнетуринского городского округа УНДиПР (противопожарная служба)».
— Читаешь и думаешь: это ж надо так загадить город, чтобы этакая масса предписаний потребовалась для наведения чистоты, — иронизирует бывший начальник службы благоустройства.
Мусорные залежи
Однако, когда редакция «НК» запросила копии предписаний, администрация предоставить их отказалась.
— Напрашивается вывод — их просто нет или что-то недоговаривают господа градоначальники, — комментирует Анатолий Забегаев. — Что касается самого ответа администрации на запрос, то там вроде всё логично: есть предписания — надо устранять. Подтверждать целесообразность этого мутного договора однако не стали. Повторюсь и ещё раз обращусь к качканарцам: кто-то видел в зеленых зонах, парках, на территории садов лежащие огромные кучи мусора? Огромные кучи, а не валяющиеся пакеты и бутылки. Ведь договор начал действовать с начала сентября, то есть мусорные залежи, по сути, должны были копиться всё лето и лежать до сих пор, так как по утверждению качканарской администрации за сентябрь было вывезено 3 370, 63м3 мусора, а всего мусора больше восьми тысяч кубов.
Буквально на днях редакция «НК» обратилась с запросом к депутату Качканарской городской думы Елене Беляевой: «Где находятся несанкционированные свалки, с которых вывезен такой значительный объем мусора в течении сентября текущего года? Также просим вас предоставить информацию о размещении несанкционированных свалок г.Качканара, с территории которых планируется вывезти оставшиеся 4 998,18м3 мусора».
Ответ от депутата пришел. В нем перечислены места свалок:
«В рамках исполнения контракта №71-9/24 были устранены несанкционированные свалки по следующим адресам:
— кладбища п.Именновский, 36 км, п.Валериановск;
— сады №4, №6;
— гаражи ул.Толстого;
— по предписанию прокуратуры 5а-8, 11-24, 11-14, 8-1 (там расположена контейнерная площадка);
— 11-1, ул.Чехова, 48, 7-59 (там расположена контейнерная площадка), ул.Кирова, 90, ул.Вайнера, 61 (свалки не относящиеся к ТКО)».
Вот такой ответ. По утверждениям качканарской администрации, только в сентябре было вывезено более трех тысяч кубов мусора. В мусоровоз марки Ивеко входит 22 м3. То есть для вывоза мусора с вышеперечисленных адресов было сделано более 150 машино-рейсов. А так как Белаева в своем ответе не указывает, за какой период времени были устранены вышеперечисленные свалки, то можно предположить, что речь идет в том числе и об октябре. Тогда, видимо, количество вывезенного и ходок машин можно смело умножать на два.
— Уважаемые жители перечисленных выше адресов, вы наблюдали под своими окнами регулярно снующие туда, сюда огромные грузовики наполненные мусором? Я не верю, что по указанным адреса находились свалки высотою под двухэтажные дома. Хотя, повторюсь, наш город не может похвастаться чистотой, — обращается к качканарцам Забегаев.
Надо пояснить, почему с вопросом по мусору редакция обращается к местному депутату. Именно Елена Беляева является руководителем конторы, которая подрядилась сделать Качканар девственно чистым.
— Вообще, качканарская администрация абсолютно не задумывается о логике в своем ответе на запрос «НК», — продолжает инициатор расследования по вывозу мусора в городе Анатолий Забегаев. — Сейчас это докажу. В ответе, подписанном замом главы, перечисляются места, определенные для вывоза мусора: «Уборка несанкционированных свалок в садовых товариществах и земельных участках вблизи мест (площадок) накопления ТКО» — «мест площадок ТКО». То есть ООО «ЖКХ», обеспечивающее вывоз мусора с контейнерных площадок, которым так же руководит депутат Беляева, не в полном объеме выполняет свою работу, и для уборки территории около мусорных площадок потребовался еще один договор на аж семь с лишним миллионов рублей. Как вам такие закидоны? Два раза получить деньги за одну и ту же работу может означать только одно — богат деньгами бюджет Качканара.
Полагаю, что многим садоводам доводилось завозить на свои участки удобрения, стройматериалы, да что угодно, используя грузовой транспорт. И порой этому транспорту приходилось заезжать прямо на грядки. Помните, какие оставались колеи? Теперь представьте, какие колеи должны появиться на местах вывоза огромных куч мусора после неоднократных заездов крупнотоннажных Шакманов, Ивеко и работы погрузчика? Намесят, будь здоров. Вопрос к Щипачеву и Беляевой: вы можете показать места, где работала вся эта грузовая техника?
Полагаю, некоторым, выбрасывая мусор на мусоросборник, доводилось видеть, как сотрудники ЖКХ делают фото очищенных мусоросборников для фотоподтверждения сделанной работы.
Руководитель ООО ЖРЭП-4 может опубликовать фотографии было/стало по вывезенным в сентябре 3 270 м3? Врио начальника УГХ Щипачев утверждает, что по договору №71-09/2-24 фотофиксация выполненных работ ведется. Выдержка из его ответа на запрос «НК»: «В ходе выполнения работ исполнителем (подрядной организацией) производится фотофиксация до и после выполнения работ, с привязкой к местности и датой съемки. Фотографии предоставляются в электронном виде». Ну вот и посмотрим, где мусорные залежи Качканара находятся. А по датам можно хотя бы ориентировочно предположить количество выполненных машино-рейсов.
И ведь 7 с лишним миллионов рублей — это только на вывоз мусора, а ещё есть затраты на сдачу мусора на полигон. И это тоже не один или два миллиона.
Анатолий Забегаев отправил обращение в областную прокуратуру с просьбой дать правовую оценку действий по этому договору.
Помониторьте договоры
— Недавно глава города в очередной раз обратился к нашим депутатам с предложением утвердить рост стоимость коммунального тарифа на 20,9%, — заканчивает своё расследование Забегаев. — Депутаты отклонили запрос, но я полагаю, что эта попытка не последняя. Для аргументированного отказа повышать тариф я бы рекомендовал депутатам промониторить договоры между УГХ и подрядными организациями, аналогичные договору по мусору. Договор по мусору 7 миллионов, на сдачу вывезенного мусора еще около пяти миллионов. Итого 12 миллионов рублей. Недовыполненный договор по детским площадкам — еще миллион. Если, используя право на депутатские запросы, наладить контроль по осваиванию УГХ бюджетных средств, то вполне возможно, что повышать коммунальный тариф в Качканаре не придется на космические 20,9%.
Контроль и ещё раз контроль
Возможно, читатель спросит: да что вы привязались к этому мусору? Но именно на этом примере мы хотели показать, как расходуются бюджетные деньги. Как и кто учитывает вывезенные кубометры мусора, существуют ли эти кубометры на самом деле, как администрация и дума контролируют исполнение бюджета. Дума открестилась от контролирующей функции, а администрация ссылается на данные, предоставленные ей УГХ. Правда, есть у нас еще Контрольное управление. В бытность Сергея Набоких оно регулярно предъявляло претензии по расходованию бюджетных средств. Сейчас же о работе Контрольного управления не слышно.
Наверняка по такому же принципу в городе могут убираться тысячи кубометров снега, неизвестно как, когда и куда вывезенные, и многое другое. Может быть, стоит усилить контроль за статьями расходов городского бюджета. Глядишь, и появятся в бюджете «лишние» миллионы, которые могут пойти на ту же модернизацию коммунальных сетей. Пока же инвестиции на устранение коммунального коллапса планируется брать из кошельков качканарцев.
Лариса Плесникова