Можно ли открыть дверь из неправды в правду

Мы учимся всю жизнь, и жизнь учит нас каждый день. Об этих жизненных уроках и будет моё повествование.

В Качканар я приехала в 1966 году по распределению после окончания педвуза. Тогда это был не город, а рабочий посёлок, в котором вводилось в эксплуатацию много объектов. Новостройкой была и школа №4, в которой мне предстояло обучать детей математике. Звания «Старший учитель», «Учитель-методист», значок «Отличник народного просвещения», медаль «Ветеран труда», почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» — это ступени моего профессионального роста. После последней награды я была включена в состав комиссии по рассмотрению документов на присвоение почётных званий и наград.

Накануне каждого заседания членов комиссии знакомили с постановлением о её составе, утверждённым главой городского округа. Он же был и председателем комиссии. Нас оповещали о месте проведения, времени начала работы. На заседаниях мы знакомились с деятельностью людей, трудовые достижения которых вызывали восхищение. Процесс обсуждения кандидатур был организован чётко и разумно. Прошло с тех пор много лет. Коллектив школы имени К.Н. Новикова представил на рассмотрение документы директора школы В.А. Белобородовой на присвоение ей звания «Почётный гражданин города Качканара». Валентина Александровна относится к типу людей, преданных своему делу до самозабвения. Есть в этой женщине что-то необычайно редкое, притягивающее к себе: открытость, доброта, искренность. От неё идёт ощущение честности, порядочности, благородства.

Коллеги представили сведения о её общественной деятельности, системе работы с педагогами, учащимися, родителями учеников, шефами. Все отзывы о её деятельности со знаком плюс.

Заседание комиссии по рассмотрению представленных документов состоялось 11 декабря 2023 года. Организация его вызвала у членов комиссии недоумение. Сначала мы искали кабинет, где могли бы разместиться члены комиссии. Следующая неувязка: отсутствовало постановление о составе комиссии, поэтому трудно было определить, комиссия ли это или группа случайных людей. Меня удивило присутствие председателя совета ветеранов ГОКа А.А. Калугина. Я много лет проработала под руководством Белобородовой и знаю, что господин Калугин испытывает к ней глубочайшую неприязнь. Видимо, и «просочился» он в состав комиссии, чтобы не позволить ей получить почётное звание.

Глава города находился в этот день в командировке, поэтому роль председателя комиссии была возложена на его заместителя. Но как-то получилось, что руководить комиссией стал Анатолий Калугин.

На заседании комиссии присутствовали три педагога. Их яркие выступления говорили о том, что Валентина Александровна достойна почётного звания. Далее своё мнение, уложившееся в одну фразу, высказал Калугин: «У неё нет особых заслуг перед городом». Остальные выступающие слово в слово повторили это же высказывание. Не надо долго думать: ясно просматривается предварительный сговор. Результат голосования был, разумеется, не в пользу кандидата.

Финал заседания был беспрецедентен по своему цинизму. Возомнивший себя председателем комиссии А.А. Калугин не мог спокойно пережить то, что нашлись люди, мнение которых не совпадает с его собственным. И он закричал в полный голос сначала на моего коллегу, а потом досталось и мне. Его вопли были так неожиданны, что я оторопела. Запомнила только последнюю фразу: «А вас мы отсюда уберём!».

Удручает то, что присутствующие здесь два представителя от администрации не остановили действия своего коллеги. А ведь он, на мой взгляд, продемонстрировал такой уровень безнравственности, ниже которого упасть нельзя.

Возникает вопрос: как же он общался с рабочими, когда возглавлял УГЖДТ, а также с жителями города, будучи главой городского округа? Руководитель — это не повелитель, надо это понять и запомнить раз и навсегда.

Напомню, что 2023 год указом президента РФ был объявлен годом педагога и наставника. И все мероприятия года направлены были на повышение престижа профессии учителя. В этом же году учителя школы имени К.Н. Новикова кропотливо собирали информацию о В.А. Белобородовой, не жалуясь на нехватку времени, и сделали свою работу качественно. А члены комиссии не оценили их действия, проявив равнодушие при обсуждении кандидатуры, оскорбив этим гражданское чувство каждого учителя.

Подводя итоги этого заседания, можно сказать: всё было мрачно и бесчеловечно. Я за всю жизнь не видела столько (извините) сволочизма, сколько за этот час.

Анатолий Калугин — почётный гражданин города. Путь его к этому званию был долгим. Трижды поступали заявления на присвоение ему звания, и только третий заход был для него положительным. Состав комиссии каждый раз менялся, нетрудно догадаться в чью пользу.

Я проработала в школе более сорока лет. Отношения с учениками были доверительными. Однажды я проверяла тетради после уроков и услышала от учеников, что владельцем появляющихся тогда в нашем городе многочисленных магазинов «Провиантъ» якобы является сын Калугина, да ещё и то, что многие из этих магазинов оформляются на подставных собственников. Тогда я не придала этой информации значения, но, если это правда, по моему мнению, это противозаконно. Сейчас задумываюсь: почему почётное звание получил этот человек, а женщина, посвятившая системе образования всю свою жизнь, почётного звания не имеет?

Так как этот вопрос не даёт мне покоя, я решила проконсультироваться в администрации. Ответа на вопрос я не получила, зато на следующий день меня удивил телефонный звонок: «Вам звонят из администрации города Качканара. Мы проводим проверку почётных граждан нашего города (а такое звание у меня есть) на соответствие их личности почётному званию. Некоторыми фактами вашей биографии интересуются органы ФСБ».

Понятно, что это резвятся телефонные мошенники, но ведь кто-то ими руководит? Да ещё и последовал звонок сразу после поисков ответа на интересующий меня вопрос. Решила провести ещё один эксперимент и снова на другой день после поиска ответа на вопрос зазвучал телефон. На этот раз звонивший представился заместителем губернатора Свердловской области Дмитрием Иониным, а дальше всё по уже известной программе: и проверка почётных граждан, и интерес к моей персоне со стороны органов.

Дальше было ещё интересней: через 15 минут началась «телефонная атака». Последовали без пауз 17 телефонных звонков, которые я принимала молча, а номера телефонов зафиксировала.

Кто-то хочет меня испугать, чтобы я не высовывалась и не болтала лишнего, но я не из трусливых. Трудно предъявить кому-то претензии по поводу этих звонков, но удивляет зависимость их появления от моего желания удовлетворить любопытство.

Думаю, многие удивлены тому, что я пишу о событиях почти годовой давности. Объясню, почему так. Я ждала, исполнится ли угроза: «Мы вас уберём». Угроза осуществилась. Недавно было присвоено почётное звание Геннадию Русских, в заседании комиссии я не принимала участие. Хотелось бы знать, за что я была отбракована.

А теперь я вернусь к фразе: «Можно ли открыть дверь из неправды в правду», с которой начинается повествование. Отвечу, что сделать это можно, но пусть будет рядом работник прокуратуры, так надёжней.

Хочу, чтобы это «сочинение» прочли мои выпускники. Я сейчас в большом возрасте (родилась в 1945 году). Их внимание, глубокая доброжелательность — бальзам на мою душу. Вот одно из последних поздравлений от выпускницы 1983 года Ирины Ерёменко (Тарасовой): «Дорогая Римма Михайловна! Поздравляю Вас с Днём учителя. Обнимаю Вас и люблю! Ваша фотография живёт в моём телефоне. Вы наш ориентир!».

Являясь «ориентиром», я стараюсь не потерять чувство собственного достоинства. У каждого есть альтернатива: либо смириться с недостатками, либо противостоять. Я противостою!

Римма Сабанина

От редакции. Если Анатолий Калугин пожелает высказать своё мнение на тему, поднятую Риммой Сабаниной, или в чем-то ей возразить, редакция газеты предоставит ему право на ответ.