Министр образования, вам вообще нужны студенты из глубинки?
Прошла пора волнений и заморочек. Да, я говорю о том, что прошла вторая волна зачисления и у выпускников решился вопрос о том, поступили они или нет. Речь сейчас пойдет о том, что пришлось пережить мне, как абитуриенту, за дни подачи документов.
Как я уже писал в одной из своих статей, при подаче документов было некомфортное чувство, когда я понимал, что необходимо что-то делать, однако я не понимал, что именно. Сначала мне казалось, что я один такой. Да не тут-то было. Многие выпускники совершенно не понимали, что делать. Может, все-таки стоит уделить этому внимание, по крайней мере, в школах?
Следующий момент. Как я уже говорил, существуют некоторые правила приема, которые, как я считаю, убили мои шансы на поступление в вузы Санкт-Петербурга и Москвы. Почему? В этом году для того, чтобы поступить в какое-либо высшее учебное заведение, необходимо предоставить туда оригинал в течение небольшого времени. А теперь давайте представим следующую ситуацию: выпускник из отдаленных районов РФ, желающий поступить в вуз Санкт-Петербурга, должен потратиться на билеты туда-обратно только для того, чтобы отвезти оригинал.
Более того, многие вузы в век развития технологий до сих пор не принимают документы электронной почтой или в электронном формате. В результате мне пришлось отправлять свои документы почтой России. И внимание: при отправке 9 августа они всё еще в пути. Анекдотичная ситуация, не правда ли? Правда, но смеяться тут негде.
Стоит сказать пару слов о том, как придется жить тем, кто уже поступил. Возьмем для примера УрФУ. Во-первых, общежитие предоставляется в зависимости от баллов ЕГЭ. Поэтому в общежитие можно не пройти. Во-вторых, для студентов заранее предполагается возможность снятия жилья, прямо в здании УрФУ нам уже раздавали своеобразные рекламы. А теперь давайте представим, что вы студент, который учится на контрактной основе, вы не попали в общежитие и вынуждены снимать квартиру. Учеба + плата за съем квартиры + проживание в Екатеринбурге = ?
Хочется вспомнить слова нашего президента В.В.Путина: «Мы с вами знаем, наверное, а может быть, кто-то и не знает, так называемые фонды иностранные по школам работают, сетевые организации просто «шарят» по школам в Российской Федерации много лет под видом поддержки талантливой молодежи. На самом деле как пылесосом высасывают просто, и все. Уже прямо со школы абитуриентов берут и на гранты «сажают» и увозят. Поэтому на это тоже нужно обратить внимание». В нынешней ситуации осуждать учёбу за гранты — абсурд. Студенты — люди зачастую невысокого достатка: им не устроиться на высокооплачиваемую работу, им необходимо учиться, а еще должно быть время и на личную жизнь.
Для того чтобы не быть голословным, я поговорил со студентами УрФУ и Санкт-Петербургского госуниверситета о том, каково им учиться в современной России. Для этого я задал им три простых вопроса:
— Дали ли тебе общежитие? Если нет, то почему?
Ольга, студентка УрФУ:
— Общежитие не дали, потому что заявление нужно было писать как можно раньше, потом бегать со всеми справками, документами. Порой нужно откровенно клянчить, прибедняться и давить на жалость. Причем мест для русских студентов толком нет, т.к. у нас обучаются зарубежные студенты, которым вуз обязан предоставить жильё. Мне сказали, что я еще близко живу, и общежитие мне не дадут.
Олег, студент СПБГУ:
— Да, общежитие мне дали. Но условия откровенно ужасны. Иностранным студентам дают апартаменты по сравнению с нами. Но к этому привыкаешь со временем. Не будь тараканов — было бы в целом неплохо.
— Дорого ли обходится жизнь, если ты учишься платно?
Ольга:
— Я не считала, честно. Но, в принципе, я довольна.
Олег:
— Интересный вопрос. На самом деле, когда учишься на платном, то продукты в магазине ничуть не дороже. И проезд стоит столько же. Не обольщайся, думая, что все общаги находятся рядом с университетом, некоторые студенты едут очень издалека. Я стараюсь укладываться в 10 тысяч в месяц, плюс можно квартиру снимать с кем-то, это будет в районе 8-11 тысяч в месяц. Ну, и если тебе не оплачивают обучение родители, тебе еще приходится копить себе на обучение. В общем, ты уже никак не студент, а полноправный рабочий, так что без работы выжить нереально, поддержки у государства в этом не найдешь.
— Что думаешь в целом об образовании в России?
Ольга:
— Как раз таки с образованием у нас все хорошо, а вот с системой не очень. Знания дают, причем, они хорошо котируется на мировом уровне, просто ты иногда сам не готов их получать. Проблемы начинаются, когда ты хочешь получить чуть «сверх». За гранты, стажировки в других странах, международные конкурсы и различные «плюшки» университетской жизни тебе придется вынести длиннющие очереди желающих, бумажную волокиту и все прелести бюрократизма. Но если ты молод, смел и упрям — флаг в руки.
Олег:
— Уверенно считаю, что наше образование стоит на неудовлетворительном уровне, особенно в вузах. Эта баллово-рейтинговая система убивает всю индивидуальность в студентах, делает их серой массой. В добавок студентам бакалавриата обещают нечто наподобие ЕГЭ в конце учебного года. Это кошмар.
После описанного хочется задать вопрос нашему министерству образования: Вам вообще нужны молодые специалисты? Или выпускники, которые могут учиться в столичных вузах, обязаны быть из обеспеченных семей? А, может, талантливые дети могут быть только из Москвы или Санкт-Петербурга? Все это очень плачевно, ведь на эти вопросы никто и не собирается отвечать.