Мечтали возводить в тайге гигант-комбинат

Фото из архива «НК»

Первостроителям — слава! Много лет над центральной площадью города возвышался по­добный призыв. Долгие годы День строителя, который от­мечается в августе, был глав­ным праздником Качканара.

И в нынешнем августе хо­чется вернуться на сорок лет назад.

Весь 1981 год редакция «Качканарского рабочего» жила в преддверии юбилея: ведь в 1982-м Качканару ис­полнится 25 лет. Удивитель­ная дата! Уже вступило в самостоятельную жизнь по­коление, которое родилось в один год с Качканаром. Уже пойдет в первый класс сын качканарского первенца Ва­лерия Иванова.

И очень важно, чтобы но­вые поколения знали, как в уральской тайге появился город юности, чтобы лучшие традиции первопроходцев продолжали жить и разви­ваться. Так рассудили мы — и обратились к читателям: «Отзовитесь, первостроите­ли!»

И они откликнулись. В газете появилась рубрика «Навстречу 25-летию Кач­канара».

Она радовала читателей целый год.

Давайте и мы сегодня по­читаем в кратком изложении некоторые воспоминания.

Во имя завтрашнего дня

Р.Богданова, сварщица ПТП треста «Востокэнер­гочермет».

На место приехали тем­ной ночью. Полустанок. Сто­янка поезда — одна минута. Кругом тайга, ветер шумит в верхушках деревьев. Прыга­ли из вагонов на камни, под­хватывая на лету чемоданы. Всё смешалось, темнота, су­матоха. Вдруг вдали замель­кали факелы. Нас встречали комсомольцы, приехавшие раньше нас из Ульяновска. Башкирии, Мордовской АССР и других краев нашей Родины. Встречали, как ста­рых знакомых.

Утром получили спецо­дежду, инструменты и от­правились рубить лес на трассе будущей железной дороги. Здесь работали бри­гады Саши Фуросева и Сла­вы Пудовкина. Спали мало, питались скудно, но ни разу не поссорились, не пожа­ловались на трудности. За месяц прошли по тайге 42 километра. Идейным вдох­новителем и хозяйственным руководителем был прораб Виктор Циканов. Молодой и задорный, неутомимый и волевой, мужественный и образованный — таким он остался в моей памяти. Виктор жил вместе с нами в палатке и своей выносливо­стью, задорными шутками поддерживал нас.

Шло время. Дальше я рабо­тала на строительстве жилых домой для железнодорожни­ков, строила вокзал, а потом — железнодорожные пути комбината. Сейчас работаю сварщицей в ПТП. У нас с Александром Богдановым (он тоже первостроитель) две дочери: Светлана и Ольга.

Помню, как мечтал наш комсомольский вожак Федя Селянин о прекрасном горо­де и хорошем жилье. Зайдем, говорит, в новые дома, будем жить долго и станем в Качка­наре справлять серебряные свадьбы. Не знаю, будет ли еще у кого такой праздник, а у нас с Александром двойной юбилей: 25-летие Качканара и наша серебряная свадьба.

Далекое – близкое

Т.Киреев, ветеран тру­да, участник Великой Оте­чественной войны.

Приехал на станцию Го­роблагодатскую и там впер­вые услышал о качканарской стройке. Рассказы молодых романтиков подействовали — и, не раздумывая, я соста­вил ребятам компанию. При­ехали в Нижнюю Туру, где был штаб треста «Качканар­рудстрой», возглавляемый М.В.Левитским. Заместитель управляющего Д.А Смирнов посмотрел мои документы и предложил мне должность по специальности.

9 июня 1957 года я при­ступил к обязанностям за­ведующего гаражом. Принял технику: 15 бортовых авто­машин и 10 самосвалов. В тот же день побывал на Долгой. Увидел, что узенькая конная дорога не пригодна для ав­тотранспорта. Пришлось ду­мать о месте для временного гаража в Нижней Туре. Обо­сновались на лужайке под горой Шайтан, рядом с пере­валочной базой стройки. За­били колья, уложили на них поперечные упоры, насте­лили метровые доски — вот и стол для диспетчера! А для спасения от дождя и солнца сделали навес из рубероида.

Трудности встретились сразу. Больше всего беспо­коило отсутcтвие хороших дорог. Вспоминаю, что мой первый рейс на Долгую занял полдня. Ехал через Бушуевку, Валериановск по лесу, рос­шему на месте нынешних За­падного и Главного карьеров. За Выей миновал довольно крутой каменистый подъем.

Нелегкие маршруты предстояли водителям на­шего гаража! Однако на этом трудности не кончились. Тяжело было с заправкой и ремонтом автомобилей. Отсутствовали емкости для хранения бензина, насосное оборудование. Водители на­ливали горючее из бочек в ведра и носили его к авто­мобилям. А тут еще бездо­рожье! Радиаторы выходи­ли из строя. Автопокрышки лопались на второй-третьей тысяче километров пробега.

Далее он подробно расска­зывает, как водители-пер­востроители преодолевали трудности и как много сде­лали для возведение города и комбината. Вспоминает то далекое-близкое время.

27 мая Качканар отпразд­новал свое 25-летие. На тор­жество собрались многие из тех, кто начинал возве­дение корпусов комбината, кто ставил первые дома, кто руководил стройкой, добы­вал первые тонны руды. На встречу с городом юности, со своей осуществленной меч­той приехал и первый дирек­тор Качканарского горно- обогатительного комбината Виктор Петрович Дерягин. Редакция попросила его по­делиться своими воспоми­наниями о том легендарном времени, впечатлениями о сегодняшнем дне Качканара.

Превзойденная мечта

В.Дерягин, первый ди­ректор Качканарского ГОКа.

25 лет назад на Всесоюз­ную ударную стройку съе­хались те, кто хотел почув­ствовать вкус настоящей романтики, кто мечтал свои­ми руками возводить в тайге корпуса гиганта-комбината, мечтал потом влиться в его коллектив.

Тогда мы мечтали о мно­гом. Но действительность превзошла все мечты. Ведь комбинат был задуман мощ­ностью всего 16 миллионов тонн сырой руды в год. В на­ших мечтах мы дерзали ви­деть его перерабатывающим 30 миллионов тонн. А сегод­ня горняки и обогатители перерабатывают ежегодно более 40 миллионов тонн руды.

В наших мечтах не было фабрики окатышей — сегод­ня она выдает продукцию с государственным Знаком качества. Мы мечтали о том времени, когда на комби­нате будет действовать 75 квадратных метров агломе­рационных лент – сегодня их площадь составляет 200 ква­дратных метров. Мы загады­вали, что когда-то в Качкана­ре появятся четырех- и даже! пятиэтажные дома. Сегодня на улицах и в микрорайонах высятся прекрасные девяти- и двенадцатиэтажки.

Когда вдумаешься и вдруг отчетливо поймешь, что все это достигнуто всего лишь за четверть века — поражаешь­ся темпам строительства, темпам труда качканарцев и гордишься ими. Качканар — это живое воплощение по­литики партии, живое сви­детельство безграничных возможностей нашего наро­да. И радостно, что дело, на­чатое нами, продолжается, что оно в надежных руках..

Качканар стал высшей школой для строителей. Не­даром многие его воспитан­ники сегодня занимают вы­сокие руководящие посты, трудятся в Тюменской обла­сти, на БАМе — во всех кон­цах Союза.