Марш за справедливость

Собственный корреспондент «НК» в Москве побывал на марше памяти Бориса Немцова

Москва, 24 февра­ля. Город, где в 2015 году убили политика Бо­риса Немцова. Ежегодно по всей стране на­кануне годовщины смерти Бориса Ефимовича проходят марши памяти. Мне удалось принять участие в подобном марше в этом году и прой­тись с колонной от Страст­ного бульвара по проспекту академика Сахарова. МВД оценило количество при­шедших в шесть тысяч че­ловек, по оценке движения Белый счетчик было больше 10 тысяч человек. На мой взгляд, вторая оценка ближе.

Шествие было заранее согласовано с властями. Ор­ганизаторами выступили движение «Солидарность», «Партия перемен», Либер­тарианская партия, Партия 5 декабря, Фонд борьбы с коррупцией Алексея На­вального и правозащитный центр «Мемориал».

Я оказалась на месте за 20 минут до начала шествия. Маршрут движения был об­ставлен ограждениями, за которыми стояли полицей­ские, молоденькие бойцы Росгвардии и дружинники. Чтобы попасть в колонну, предстояло пройти через рамки металлоискателя. Досмотр при этом личных вещей тщательный. Лично меня попросили открыть все замки дамской сумки, дабы убедиться, что нет ничего противозаконного.

«Не проходим мимо, ста­вим подписи против закры­тия роддома» — призывали какие-то активисты, стояв­шие сразу же после рамок. Может, я не в теме, но этот призыв мне показался не­своевременным. Чуть позд­нее в толпе оказались еще одни активисты, собиравшие подписи под обращением к президенту за прекращение преследования правозащит­ников в России.

В толпе виднелось мно­жественное количество российских флагов. Имя, фотографии и цитаты Бо­риса Немцова были в руках людей, но еще больше было фотографий и призывов к освобождению действую­щих политзаключенных. «Свободу Анастасии Шев­ченко, Алексею Новоброд­скому, Илье Шакурскому, Данису Сафаргали, Олегу Сенцову, Софье Апфельба­ум…» — фотографий было предостаточно. Быть может, не всем известны эти имена, но это реальные люди, пре­следуемые сегодня по поли­тическим мотивам.

В начале третьего часа колонна начала движение. У каждой группы людей были свои лозунги.

— Никакой войны! Жу­лики и воры, пять минут на сборы! Не забудем, не про­стим! Власть народу — Рос­сии свободу! Руки прочь от Интернета. Пока мы едины — мы непобедимы! Люстра­ции! Немцова убил Путин! ФСБ — позор! Не будет по­коя на русской земле, поку­да чекисты сидят в Кремле…

По обочинам тут и там прыгали журналисты, бло­геры, любопытные. Один мужчина с камерой обра­тился к группе шедших, представившись блогером с Дальнего Востока. Все ста­рались запечатлеть колонну. «Молодцы, не унимаются» — высказался стоявший на обочине пожилой дедушка о речах участников шествия. Меня приятно удивило, что участниками марша были не только молодые, коих на­зывают «навальнятами», но и люди старшего возраста. Люди, которые пережили 90-е.

— Вы посмотрите, что с медициной творится, а с об­разованием что… — выска­зывалась пожилая супруже­ская чета в объектив камеры телеканала, поясняя свой приход на марш.

В начале четвертого часа шествие подошло к концу. «Мероприятие закончилось. Просьба убрать атрибутику» — повторял постоянно по­лицейский в громкоговори­тель.

Борис Немцов стал сим­волом борьбы за справед­ливость. И марш в его па­мять лишь ещё один повод заявить о незаконности и попранных правах в госу­дарстве, где носителем су­веренитета и единственным источником власти, по Кон­ституции, является ее мно­гонациональный народ. На­род, который об этом забыл.