Марш за справедливость
Собственный корреспондент «НК» в Москве побывал на марше памяти Бориса Немцова
Москва, 24 февраля. Город, где в 2015 году убили политика Бориса Немцова. Ежегодно по всей стране накануне годовщины смерти Бориса Ефимовича проходят марши памяти. Мне удалось принять участие в подобном марше в этом году и пройтись с колонной от Страстного бульвара по проспекту академика Сахарова. МВД оценило количество пришедших в шесть тысяч человек, по оценке движения Белый счетчик было больше 10 тысяч человек. На мой взгляд, вторая оценка ближе.
Шествие было заранее согласовано с властями. Организаторами выступили движение «Солидарность», «Партия перемен», Либертарианская партия, Партия 5 декабря, Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального и правозащитный центр «Мемориал».
Я оказалась на месте за 20 минут до начала шествия. Маршрут движения был обставлен ограждениями, за которыми стояли полицейские, молоденькие бойцы Росгвардии и дружинники. Чтобы попасть в колонну, предстояло пройти через рамки металлоискателя. Досмотр при этом личных вещей тщательный. Лично меня попросили открыть все замки дамской сумки, дабы убедиться, что нет ничего противозаконного.
«Не проходим мимо, ставим подписи против закрытия роддома» — призывали какие-то активисты, стоявшие сразу же после рамок. Может, я не в теме, но этот призыв мне показался несвоевременным. Чуть позднее в толпе оказались еще одни активисты, собиравшие подписи под обращением к президенту за прекращение преследования правозащитников в России.
В толпе виднелось множественное количество российских флагов. Имя, фотографии и цитаты Бориса Немцова были в руках людей, но еще больше было фотографий и призывов к освобождению действующих политзаключенных. «Свободу Анастасии Шевченко, Алексею Новобродскому, Илье Шакурскому, Данису Сафаргали, Олегу Сенцову, Софье Апфельбаум…» — фотографий было предостаточно. Быть может, не всем известны эти имена, но это реальные люди, преследуемые сегодня по политическим мотивам.
В начале третьего часа колонна начала движение. У каждой группы людей были свои лозунги.
— Никакой войны! Жулики и воры, пять минут на сборы! Не забудем, не простим! Власть народу — России свободу! Руки прочь от Интернета. Пока мы едины — мы непобедимы! Люстрации! Немцова убил Путин! ФСБ — позор! Не будет покоя на русской земле, покуда чекисты сидят в Кремле…
По обочинам тут и там прыгали журналисты, блогеры, любопытные. Один мужчина с камерой обратился к группе шедших, представившись блогером с Дальнего Востока. Все старались запечатлеть колонну. «Молодцы, не унимаются» — высказался стоявший на обочине пожилой дедушка о речах участников шествия. Меня приятно удивило, что участниками марша были не только молодые, коих называют «навальнятами», но и люди старшего возраста. Люди, которые пережили 90-е.
— Вы посмотрите, что с медициной творится, а с образованием что… — высказывалась пожилая супружеская чета в объектив камеры телеканала, поясняя свой приход на марш.
В начале четвертого часа шествие подошло к концу. «Мероприятие закончилось. Просьба убрать атрибутику» — повторял постоянно полицейский в громкоговоритель.
Борис Немцов стал символом борьбы за справедливость. И марш в его память лишь ещё один повод заявить о незаконности и попранных правах в государстве, где носителем суверенитета и единственным источником власти, по Конституции, является ее многонациональный народ. Народ, который об этом забыл.