Максим Бархатов: За звёздами не гонимся. Наша главная цель — оздоровление людей

В санатории «Зелёный мыс» не только отдыхают, но и восстанавливаются после ковида и травм

—В этом году долго думали, куда поехать в отпуск. Посмотрели цены в Турцию — дорого получается на семью. Тогда еще цены скакали, как сумасшедшие. Решили для себя: за границу нынче не поедем. А на российском юге еще дороже, чем за границей. Мы забронировали пансионат на озере Увильды. Цены, конечно, тоже кусаются, но что делать. И вспомнила я про наш «Зелёный мыс»: там и питание, и лечение, и природа, и дом рядом — красота. По стоимости — гораздо дешевле, чем на Увильды ехать. Вот отдыхаем в итоге в нашем санатории, — рассказывает жительница Качканара Елена.

Спрос на местный отдых действительно возрос. Причем, за полную стоимость путёвку в «Зелёный мыс» покупают не столько качканарцы, сколько жители близлежащих городов. Вот уже более 40 лет качканарский санаторий — главная здравница для сотрудников Качканарского ГОКа. Они поправляют здесь своё здоровье за символическую плату — 2 418 рублей.

Заместитель главного врача МСЧ «Ванадий» Максим Бархатов провел для «НК» экскурсию по санаторию и рассказал, чем сейчас живет «Зелёный мыс».

За аккуратно подстриженными кустами инсталляция из старых велосипедов

Территория «Зелёного мыса» уже несколько лет радует посетителей своим креативным оформлением и ухоженностью. Кусты и деревья подстригаются, поэтому выглядят очень эстетично. Здесь, помимо традиционных для Северного Урала деревьев, растут высаженные сотрудниками дубы и голубые ели. В природном горном рельефе с цветами и зеленью прекрасно соседствуют маяк, мельница, огромный миньон, телега-клумба, велосипеды на заборе, деревянный петушок и много чего еще.

Миньон — одна из достопримечательностей территории санатория

— Летом у нас, конечно, больше с семьями отдыхают, с детьми, — отмечает Максим Бархатов. — Зимой больше людей пенсионного возраста. Вода горячая у нас сейчас есть, в то время как в городе её отключили. Система водоснабжения пока не автономная, но в планах запустить свою котельную.

— Санаторий работает более 40 лет. Многое ли за это время изменилось? На первый взгляд кажется, что всё традиционно.

— Конечно, многое изменилось. Наука идёт вперёд, время не стоит на месте. Требования меняются: и к сервису, и к санитарным нормам. В 1981 году были одни требования, санаторий мог принять 250 человек. По нынешним санитарным правилам мы можем здесь разместить максимум 120 человек. Если раньше люди отдыхали по три недели, то теперь продолжительность лечения сократилась до двух недель. Жизнь стала более интенсивной, поэтому три недели людям нет необходимости находиться в санатории. Мы уплотнили процедуры. Тот объем лечения, который раньше проходили за три недели, теперь можно пройти за две.

Максим Бархатов проводит экскурсию по ванному отделению

В 1996 году было построено большое ванное отделение, чтобы все посетители смогли проходить водные процедуры. Правда, раньше, в начале 2000-х, были проблемы с горячей водой, летом она текла бурого цвета. Технологи комбината этот вопрос решили, и вода стала поступать качественная. А в ближайшее время комбинат планирует установить автономную газовую котельную, и у нас проблем с водой вообще не будет.

— То есть «Зелёный мыс» имеет планы на развитие?

— Да, со временем мы совершенствуем перечень услуг. Когда-то это были простые аппараты, теперь новое современное оборудование. В физкабинете, в ванном отделении, в процедурном кабинете новые виды лечения появились. Делаем лазерное облучение крови, ультрафиолетовое облучение, лечение озоном, плазмалифтинг. Новые методики в кабинете ЛФК применяются.

Работники комбината, которые травмируются (не обязательно на производстве), занимаются по новым методикам, в два раза сокращается срок реабилитации при различных травмах. У нас есть немецкие аппараты — артромоты, которые способствуют разработке конечностей.

Стараемся улучшать сервис, но у нас нет категории звёздности, поскольку мы в первую очередь решаем вопросы оздоровления и реабилитации. Если мы зададимся целью соответствовать какой-то звёздности, то у нас уменьшится количество мест и увеличится себестоимость путёвки. Сейчас она составляет 29 тысяч рублей, сюда входит лечение, питание, проживание.

На путёвки есть спрос со стороны жителей из близлежащих городов: Нижняя Тура, Ис, Кушва, Лесной, Красноуральск. Ежегодно около тысячи человек за полную стоимость останавливаются у нас. Есть люди, которые раз в год накопят на путевку и приезжают к нам, а если мы резко повысим цену, то у этих людей такой возможности не будет. Поэтому мы не гонимся за звёздами, но улучшаем максимально сервис, насколько можем. У нас главная цель — оздоровление людей.

— Довольно популярная процедура здесь — спелеокамера.

— Да, спелеокамеру сделали в 1995 году, а потом в 2009 году её переделали под галокамеру. Спелеокамера — это помещение, выложенное соляными блоками, туда подается воздух через соляную крошку. Ввиду небольшой пропускной способности спелеокамеру потом переделали в галокамеру. Там стоит установка, которая распыляет мелкодисперсную соль в воздухе, и тот же эффект достигается за 30-40 минут, а не за два часа, как это было ранее. Проходимость кабинета увеличилась в два раза.

— Насколько я знаю, солевая комната полезна для дыхательной системы и для кожи?

— В основном эта процедура предназначена для дыхательной системы. С кожными болезнями работать сложно. Таких людей не очень много в городе, они сложно лечатся. А так у нас хватает пациентов с бронхо-легочной патологией, особенно после ковида.

— Какие еще процедуры востребованы для реабилитации после ковида?

— Вообще, коронавирус поражает весь организм, не только дыхательные органы. Нужна реабилитация всего организма. Наши отдыхающие занимаются лечебной физкультурой, скандинавской ходьбой — для восстановления дыхания. У многих переболевших нарушалось диафрагмальное дыхание, мы их учим его восстанавливать. Востребованы ингаляции, дыхательная гимнастика, физиотерапия. Нужна общеукрепляющая терапия. Также мы рекомендуем принимать антикоагулянты — препараты, препятствующие образованию тромбов. В целом, с последствиями ковида нам еще долго работать. Все последствия мы еще не знаем, но появляются новые методики для реабилитации.

— В «Зелёном мысу» по-прежнему проводятся культурно-массовые мероприятия? Есть развлекательная программа для отдыхающих?

— Да, программа есть, но народ не всегда активно участвует. Содержать большой штат массовиков-затейников у нас нет возможности, это приведёт к удорожанию путёвки. У нас основная задача — лечебная. Например, 20 лет назад была другая ситуация: и со здоровьем населения, и со всем остальным. Тем не менее, развлекательные мероприятия у нас есть, но в большинстве случаев отдыхающие, к сожалению, предпочитают после ужина уехать домой, здесь мало кто остается на вечер и на ночь. А те, кто участвует в программах, довольны.

— Я сморю, у вас территория очень ухоженная, украшенная различными фигурами и объектами.

За зеленью деревьев прячется качканарский пруд

— Основной генератор идей по обустройству территории у нас главный врач Алексей Ильич Парамонов. Мы воплощаем идеи в силу своих возможностей. Территория за последние 15 лет значительно преобразилась. Это, можно сказать, требование времени. Нестриженные кусты и неухоженность — это сразу бросается в глаза. Люди поездили по заграничным курортам, посмотрели, как должна выглядеть территория отдыха. Поэтому мы стараемся поддерживать благоустройство. И другой момент: ухоженная территория оказывает лечебный успокаивающий эффект. Правда, горный рельеф не всё позволяет воплотить в жизнь, но всё, что можем, мы делаем.

Я, например, когда был на сплаве в Башкирии, набрал там проклюнувшихся желудей и посадил их на территории санатория. Теперь у нас растут дубы. Ёлочки, которые растут перед главным корпусом, были посажены в 2010 году маленькими росточками. За 12 лет они выросли, мы не знали, приживутся ли они, посадили побольше, но прижились все. Теперь вот надо думать, стоит ли их пересаживать или так оставить.

— Оказывает ли помощь санаторию Качканарский ГОК?

— Конечно. ООО МСЧ «Ванадий», куда входит и санаторий «Зелёный мыс», — дочернее предприятие комбината, без его помощи мы бы не смогли существовать. Всё дорогостоящее оборудование и в санаторий-профилакторий, и в поликлинику закупается комбинатом, а потом передается в МСЧ. Точно также и с капитальным строительством и капремонтом, всё делается за счет комбината.

Раньше у многих промышленных предприятий были свои санатории. Постепенно от них отказывались. Например, Гороблагодатское рудоуправление отказалось от санатория. Он, кстати, тоже назывался «Зелёный мыс». У Высокогорского ГОКа был санаторий, из него сделали просто пансионат. Осталась, наверное, одна пятая от всех лечебных санаториев, в том числе и у нас в Качканаре.

Юлия Кравцова

Фото Юлии Кравцовой

Что такое галотерапия?

«Лечение солью» – именно так переводится с греческого термин «галотерапия». Под ним подразумевают сеанс пребывания в специальном помещении, воздух которого насыщен частичками соли. Их размер очень мал: всего 1-5 микрон.
Это позволяет частицам создавать уникальный микроклимат и глубоко проникать в органы дыхания, оказывая антибактериальный эффект. Помещение, где проходит галотерапия, настолько сильно пропитано солью, что она явно ощущается вкусовыми рецепторами: для этого достаточно вытянуть губы трубочкой и потянуть на себя воздух.
Галотерапия зарекомендовала себя как эффективный немедикаментозный метод профилактики, лечения и реабилитации многих заболеваний дыхательной системы.
Сеансы галотерапии оказывают благотворное влияние на такие кожные заболевания, как псориаз, акне, атонические дерматиты, экзема в стадии стабилизации, гиперсекреция сальных желез.
Галотерапия способствует укреплению иммунной системы как у детей, так и взрослых.