Лидия Тихонова: «Сложнее всего было решиться на второго»

В первую очередь лето ас­социируется у меня с дет­ской радостью. Это начало самых продолжительных каникул, что уже априори радует. Зелень и цветы вокруг, солнечные дни — можно гулять допоздна, пока родители не загонят домой.

В начале лета мне захоте­лось пообщаться с челове­ком, у которого много этой детской радости и счастья. С Лидией Тихоновой мы договорились встретиться на улице. В сложившейся на сегодня ситуации по го­стям ходить не положено.

Миниатюрную женщину с коляской я увидела изда­лека. Рядом с ней двое де­тей на велосипедах: девоч­ка — на большом, мальчик — на агрегате поменьше. За ними шагает маленькая девочка с детской коля­ской.

Погода в этот день нам благоволила, и мы решили отправиться в парк «Стро­итель» в Качканаре. Там дети смогут побегать, пока мы будем общаться.

— Кажется, совсем недавно Люба маленькая была, а их уже четверо, —начинает разговор Лидия.

Самой старшей, Любе, сейчас 11 лет. Затем родился Саша, ему 8. Да­лее по старшинству идёт Катя, ей 4 года. Самой младшенькой, Анюте, семь месяцев.

— Катенька, иди сюда. Не отходи далеко от мамы, — Лида зовёт дочку, которая то и дело отстаёт или убегает вперёд.

— Проходит курс молодого бой­ца? — с улыбкой обращается к Лиде проходящая мимо знакомая жен­щина.

Лида продолжает рассказывать историю своей жизни. Узнаю, что они вместе с мужем Евгением прие­хали в Качканар 12 лет назад из Ека­теринбурга.

— Муж местный, я сама из Урая, это небольшой город в Тюменской области. По численности как Качка­нар. После школы я поехала посту­пать в Екатеринбург, не получилось, пошла работать. Затем уехали с Же­ней в Качканар.

— Как удаётся справляться со всеми детьми? Иногда с одним не знаешь, куда себя девать.

— У меня целых два помощника. Главная помощница, конечно, Люба. Уже и Саша подрастает, он с Катей может поиграть, даже Аню на руч­ки взять, я ему доверяю, — расска­зывает Лида. — Как я всем говорю, мне сложнее всего было решиться на второго. А потом уже третий, четвёр­тый — легче. Это же такая радость. Ты только представь, как интересно наблюдать за ними. Они такие раз­ные. Каждый по-своему индивидуа­лен, они развиваются по-разному. Я даже сейчас на Аню смотрю, и мне интересно, какая она у меня будет. Я уже точно знаю, что она не будет, как Катя, как Саша, как Люба. К тому же огромный плюс в том, что они у меня все спокойные, послушные.

— Вы всегда все вместе гуляете?

— Всегда. У нас редко бывает, что кто-то дома остаётся. Правда, ино­гда Сашу оставляем у бабушки. Он у нас не любитель долгих прогулок, особенно по магазинам ходить не любит, как истинный мужчина, —смеётся Лида.

— Как справляетесь в матери­альном плане? Каждого ведь нуж­но одеть, обуть.

— Я, например, противник того, чтобы шкафы ломились от одежды. Грубо говоря, есть у нас трое брюк у каждого, несколько футболок, коф­ты, но не по 20 штук каждой вещи, как часто бывает, когда один ребёнок в семье.

— Решилась бы ещё на одного ребёнка?

— Скорее нет, чем да. Я уже ду­мала об этом. Мне всегда хотелось четверых детей: двух девочек и двух мальчиков. Для пятерых детей уже свой дом нужен, в квартире нам бу­дет мало места. Сейчас у нас трёх­комнатная квартира, у девочек своя комната, у Саши своя, ему больше повезло, — говорит, улыбаясь, Лидия.

— Как многодетной семье вам положены льготы?

— На Аню я получаю прожиточный минимум. Плюс на каждого ребёнка в месяц выдают по 2500 рублей. За дет­ский сад за Катю мы платим со скид­кой 70 процентов. Анюта будет ходить в садик бесплатно, раз четвёртый ре­бёнок. В школе мы не платим за обе­ды. В детские лагеря мои дети могут ездить бесплатно, но я пока никого не отдаю. Боюсь почему-то. Неизвест­но, какое там будет питание, как они будут проводить досуг. Например, в нашей семье под запретом чипсы, га­зировка, а там их кто-нибудь угостит из детей — какая на это всё будет ре­акция организма? Мне страшно.

— Готовить много приходится?

— Да, конечно. Маленькая ка­стрюлька у нас только для того, что­бы яйца сварить. Кашу варим в муль­тиварке, целая чаша получается. Суп в большой кастрюле варю на день, второе. Компот можно вообще ва­рить целый день, не отходя от плиты, любят пить его.

— Дети не привередливы в еде?

— Нет. Как у меня Люба говорит: «У нас, что мама приготовит, то мы и любим». Сладости я разрешаю есть, сколько угодно, до того момента пока зубы не поменяются.

Доходим до парка. Дети первым делом бегут на танки.

— Люба, Саша, только аккурат­но. Катюша тоже к вам побежала, —предупреждает детей мама.

— Как обстоят дела с уроками?

— Люба делает уроки самостоя­тельно, я только проверяю. А с Сашей мы делаем вместе, я ему всё объяс­няю, потому что без объяснений он не поймёт. С Катей тоже занятия проводим: лепим, рисуем, пазлы со­бираем.

— Таким большим составом, наверно, непросто выбраться ку­да-то. Ездите куда-нибудь?

— В этом году хотела свозить де­тей в свой родной город Урай на всё лето. Планировали уехать в мае, но нам помешал коронавирус. У меня там мама живёт, сестры, брат дво­юродный. Хотела город показать детям. Там красиво, парков много, даже парк аттракционов есть.

— Вы с мужем выросли в боль­ших семьях?

— Нас в семье трое детей. Муж рос у родителей один. Не знаю, откуда у меня взялось это, что я хочу четве­рых детей, но я знала об этом с дет­ства.

— А муж тоже хотел много де­тей?

— Каждая женщина рожает для себя, а не для мужа, я так считаю. Не хочу в старости одна остаться, поэто­му у меня столько детей, — улыбает­ся Лида.

В это время к коляске с Анютой подбегает Саша.

— Когда уже Аня проснётся, скуч­но без неё, — говорит мальчик.

— Не буди её, она капризничать будет.

Саша убегает обратно на танки. Приходит Катя. Маленькая девочка ходит по траве и любуется цветами. Один цветок приносит маме.

— Спасибо, Катюша, — Лида гла­дит маленькую девочку по голове. —Она цветочки очень любит, никогда мимо не пройдёт.

— Дети ладят между собой?

— Они любят друг друга. Как-то Люба ходила в гости к знакомой де­вочке, она одна у родителей. Прихо­дит обратно и говорит мне: «Мама, я не представляю, как бы я жила одна, без Саши, Кати и Ани». Я ей тогда ответила, что тоже не представляю жизни без них всех.

— По дому дети помогают?

— Конечно. Они могут полы по­мыть. Каждый за собой моет посуду раз Катя ещё маленькая, и не может этого сделать, они моют за неё. При­чём это для них обычное занятие, ни в коем случае не наказание, просто они привыкли это делать. Конечно, поначалу, например, за Сашей я пе­ремывала пол, когда они уходили на улицу и не видели. Никогда не руга­ла и не говорила: «Что ты так плохо помыл, плинтуса не захватил». Ни в коем случае нельзя отбить у ребёнка желание.

Люба может сварить суп, нажарить картошки, приготовить макароны с мясом, испечь блины. Я просыпаюсь утром, а у меня Люба блинчики при­готовила, это так приятно, — хвалит детей Лида.

— Ты разрешаешь детям смо­треть телевизор, играть на ком­пьютере?

— Очень редко. Если я разрешаю им смотреть мультики, то выбороч­но, только добрые, хорошие мульт­фильмы. Мой телефон для них табу, а игры есть только там. Компьютер на лето я выключила, раз учёба закон­чилась. Ничего полезного они в этом компьютере всё равно не найдут.

Они очень любят гулять, кататься на велосипедах, сейчас ещё просят купить им трюковые самокаты. Их сложно удержать дома. Когда объя­вили самоизоляцию, у нас до скан­дала доходило, они просились на улицу, я не отпускала. У нас много настольных игр, мне даже самой ин­тересно играть вместе с ними.

— Конечно, дети — это счастье.

— Я не представляю, как можно не хотеть детей. Не понимаю этого. Ещё считаю, что День защиты детей — это самый замечательный праздник. Для меня он ассоциируется со сладостя­ми, потому что 1 июня нам родители давали деньги, и мы покупали кон­феты. У нас в городе для детей всегда делали праздник, все аттракционы в парке были бесплатные. Плохо, что в Качканаре нет такого парка с ат­тракционами. На приезжие мы ста­раемся не ходить, очень дорого вы­ходит. Чтобы троих детей покатать в удовольствие, купить сладкую вату, нужно как минимум 4 тысячи рублей с собой взять. Накладно получается.

Со своими детьми мы тоже всегда празднуем этот день, покупаем кон­феты, торт. В последнее время я ста­ла печь торты сама, детям они нра­вятся больше, чем покупные. А для меня порадовать их — это настоящее счастье!