Край тишины и нежной грусти
Изучая маршрут, увидела заголовок «Деревянные узоры села Покча». Надо ехать! Осматривать и знакомиться.
Перед поселком небольшая стела. Делаем фото. Интересно, как для меня откроется Покча? На разных сайтах поселок называют по-разному. Покча — потухшая заезда Прикамья. Покча — сестричка Чердыни. Сердце Пармы.
Почему-то волнуюсь. Так далеко я еще не забиралась. Нас встречает грустная церковь. Стоит на берегу красавицы-реки Колвы. Изначально святилище было деревянным и стояло на этом же холме, но простояло оно недолго. Церковь сгорела при первом же пожаре в 1481 году. Позднее на этом месте построили новую, уже каменную церковь.
Заходим внутрь. Здесь можно сделать пожертвование.
Тишина и грусть. Но даже в разрушенном состоянии строение выглядит величаво. Как раны украшают воина, так и руины храма говорят о былой славе и его могуществе. Благовещенская церковь горела, в неё несколько раз ударяла молния, ее пытались сравнять с землей. Но до сих пор возвышается она над селом на фоне своих полуразрушенных, проросших кустарником и деревьями стен. Смотрит своими грустными глазами на речку с надеждой на будущее. На данный момент уже поставлена новая маковка на главной колокольне. Начало есть!
Захотелось молочка и местного хлеба. Мимо пробегал мальчишка. Он нас и проводил до магазинчика. Добрые и разговорчивые люди живут в этих местах.
А где же кружева? На наличниках и деревянных заборчиках. Если прогуляться по улицам села, можно заметить, что на старинных, богато украшенных деревянных и кирпичных домах в Покче много кружев. И такого изобилия деревянной резьбы, как здесь, нет нигде на Северном Урале.
Как же открылась для меня Покча! Край тишины, нежной грусти и доброты.
Едем дальше. Через 11 километров нас ждет еще одна встреча — небольшой поселок Вильгорт. Какие красивые названия! С коми-пермяцкого название села переводится как «новая деревня». Издалека на самом высоком месте открывается вид на Свято-Троицкий храм, высокий и величественный. В 1902 году к белокаменному основному храму 1779 года постройки был пристроен из большеразмерного красного кирпича громадный двухэтажный куб, в котором разместились трапезные, паперти, ризницы. В это же время была построена новая колокольня.
Забегаю на холм. Храм закрыт. Массивные железные ворота стоят грозным стражником у входа. Жаль! Остается обойти храм вокруг. Любуюсь и делаю фотографии. Местный житель рассказал, что внутри храма до сих пор сохранились иконостасы, датированные 1763 годом.
Люди живут здесь своей тихой жизнью, идут за водой с коромыслами, ходят друг другу в гости, сидят на зава линке…
Сейчас примерная численность населения составляет около шестисот человек. Действующими являются колхоз и леспромхоз. Из образовательных учреждений работают детский сад и средняя школа. Живут маленькие посёлки. Живут. Село Вильгорт знаменито еще и тем, что в нем провел свое детство знаменитый уральский писатель Константин Боголюбов.
Спешим — нас ждет Ныроб, то место, в которое я мечтала попасть уже много лет. Как шутят местные, здесь заканчивается не только география, но и биогра фия. Будем разбираться!
Заезжаем в местный музей. Берем экскурсовода. Хочется узнать всё! Село образовалось в 16 веке, а уже в 1601 году сюда прибыл первый знаменитый заключенный — боярин Михаил Никитич Романов, основной соперник Бориса Годунова. Год продержался боярин в холодной яме, вырытой прям на улице, прикованный цепью. А климат в Ныробе весьма суровый, зимы здесь очень холодные, да и лето не южное. Местные жители под страхом смерти пытались поддержать боярина, за что некоторые понесли суровое наказание.
Романовы же впоследствии весьма благоволи ли Ныробу. Яма, в которой держали Романова, издавна является одной из самых посещаемых мест и ныробской достопримечательностью. Стало бы это село так знаменито в России, если бы не этот знатный узник? Думаю, вряд ли. Над ямой сейчас по строена часовенка. Заходим. Холодно и хмуро. Захотелось громко заплакать.
Ныроб стал страной заключенных. И сейчас основная деятельность поселка крутится вокруг исправительной колонии. Говорят, в Ныробе на одного жителя приходится 4 заключенных. Не знаю, насколько это правда.
Нужно поднять себе на строение. Спешим к главной достопримечательности Ныроба — Никольской церкви. Это древнейшее каменное здание Чердынского рай она, охраняемый ЮНЕСКО памятник архитектуры. Церковь Николая Чудотворца совершенно необыкновенная для здешних мест. Знакомимся у церкви с молодой парой. Они кружили рядом и не могли найти вход. Ребята приехали сюда из Москвы. В этих местах у них жили родственники.
Внутри роспись. Тоже совершенно необыкновенная. К сожалению, состояние росписи оставляет желать лучшего. Но вот чудо Никольской церкви — глаза, смотрящие на тебя сквозь штукатурку. Это так необычно и немного жутковато: на стенах как будто через пелену на тебя смотрят разные глаза. Это проступающая замазанная когда-то роспись, увы, почти уничтоженная.
Священника в церкви не оказалось, поэтому все истории нам рассказали местные жители. В 30-е годы Никольский храм был закрыт. Тогда же была разрушена первоначальная часовня над местом заточения Михаила Романова. Во время войны в церкви была кузница. В 50-е годя церковь начали восстанавливать как памятник архитектуры. Была законсервирована частично, а частично здесь был узел связи или почта. Чтобы было удобнее грузить корреспонденцию, сломали крыльцо. Никольскую церковь в Ныробе вернули верующим лишь в 1991 году.
Спросили местных, где можно перекусить, есть ли у них кафе или столовая. Одна из жительниц сказала:
— Зачем вам в кафе? Айдате к нам в гости. У нас картошечка, сало и свежие огурчики и помидорки с огорода, есть самогончик.
Мы бы с удовольствием, но нужно возвращаться домой. Да, гостеприимство и доброе общение в таких местах на первом месте.
Если вы еще не бывали на краю света, то вам сюда. Ныроб — крайний населенный пункт на севере Пермского края, последний островок отвергнутых и порицаемых. Дальше уже ничего — только труднопроходимые леса. Ну, а мы в Качканар!
Кристина Передерий


