Кому нужен 13 микрорайон?

Ради него вырубаются тысячи деревьев в окрестностях Качканара

Древесину у 6 садов на лесовозах вывозят уже несколько месяцев.

Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существова­ния. Леса, так же, как озера, моря и реки, — лучшее украшение земли, ее великолеп­ный праздничный на­ряд. Так о лесе гово­рил великий русский писатель и журналист Константин Паустов­ский.

Жаль, что в нашей стране не ценят и не берегут природу, а лес рубят повсемест­но почем зря.

Пни да пни кругом

Тема вырубки лесов крас­ной нитью уже несколько лет проходит через все ре­гионы нашего государства. Она затрагивает как бесцен­ное богатство Сибири, так и украшения городов всех масштабов.

Трагедия вырубки зеле­ных насаждений знакома Качканару не понаслышке. На страницах «Нового Качка­нара» ежемесячно появляют­ся злободневные материалы на эту тему. То в городе мас­сово губят тополя, оставляя улицу Свердлова без зеленой одежды с загубленными су­хими деревьями; то выкор­чевывают лесных жильцов ради очередного бетонно­го пятака на общественной территории; то пытаются избавиться от сирени или яблони ради парковки для автомобилей под окнами многоквартирных домов. Уже не первый год местные жители причитают, что таки­ми темпами наш знаменито зеленый город скоро пре­вратится в пустырь и клад­бище загубленных деревьев. И надо сказать, что причи­тают небезосновательно. Вот добрались в Качканаре и до леса у подъезда к городу.

Ради нового микрорайона

— Давно наблюдаю за тем, как у мототрассы по дороге в 6-е сады со всех сторон выру­бают лес и вывозят его. Для чего это делается? Куда вы­возится этот лес? Я нигде не могу получить ответ на этот вопрос. Хочу, чтобы адми­нистрация ответила на него через газету, — обратилась Надежда Трушкова в редак­цию «Нового Качканара».

Это обращение, конечно, не единственное. На эту тему в газету поступало и множе­ство телефонных звонков.

Обращение Надежды Трушковой мы перенапра­вили в администрацию. Спустя неделю мы получили ответ за подписью замести­теля главы по экономике и стратегическому развитию Кирилла Касимова:

— Вырубка лесных на­саждений проводится в границах 13 микрорайона Качканара в целях освобо­ждения территории, пред­назначенной для размеще­ния индивидуальной жилой застройки, планировка ука­занной территории утвер­ждена постановлением администрации Качканар­ского городского округа от 04.10.2017 №942. Выру­бленные лесные насажде­ния становятся собственно­стью лица, выступившего покупателем по договору купли-продажи лесных на­саждений в границах 13 ми­крорайона г. Качканара. Рас­поряжение вырубленными лесными насаждениями осу­ществляется собственником по своему усмотрению.

Перефразируем для боль­шего понимания. Есть 22 За­кон Свердловской области от 07.07.2004 №18-ОЗ «Об особенностях регулирова­ния земельных отношений на территории Свердлов­ской области», а также За­кон Свердловской области №75-ОЗ, согласно которым у отдельных категорий граж­дан есть право получить на безвозмездной основе от муниципалитета земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. В Качканаре есть очередь из лиц, у которых имеется та­кое право, а значит, муници­палитет должен обеспечить их земельными участками. Именно для этого и органи­зуется 13 микрорайон.

К сожалению многих, кто рассчитывал, что лес оста­нется на их участке, лес с территории жилой застройки должен быть ликвидирован.

Согласно вышеуказанным документам, под жилую за­стройку муниципалитет дол­жен выделить гражданину именно земельный участок, а вот участок с насаждения­ми уже является лесным. Чтобы превратить лесной участок в земельный, на нем просто нужно вырубить де­ревья и, конечно, внести со­ответствующие изменения в кадастровую документацию. Чем сейчас и занимается го­родское хозяйство, что так возмутило местных жите­лей.

Кому нужен еще один микрорайон?

Помимо вырубки деревь­ев, возмутил местных жите­лей и сам факт организации 13 микрорайона. Многие недоумевают, откуда вооб­ще возникла необходимость еще одного микрорайона, если должным образом не сформирован 12 микрорай­он — не все участки распре­делены, не на всех участках ведется строительство.

Вот, например, коммен­тарии местных жителей под одной из таких тем в группе «Подслушано в Качканаре» в соцсети ВК.

Наталья Волгова

*** мучаются. Ни инфра­структуры, ни культуры. Кому нужны там участки под строительство? Бесплатно бы предложили, и то не взяла бы там участок под строи­тельство. Конечно, это моё мнение.

Александр Баженов

Какой 13 микрорайон, вы о чем говорите? Они 64-й дом не могут заселить: и дорого, и люди из города бегут.

Пелагея Михайловна

На Форманте-то не все застроено, а тут уже столь­ко леса вырубили!

Возникшей потребностью в 13 микрорайоне мы по­интересовались в Комитете управления муниципаль­ным имуществом.

К сожалению, на момент подготовки материала, отве­та мы не получили.

Но нам удалось узнать, сколько примерно пред­усматривается земельных участков под индивидуаль­ное жилищное строитель­ство. Согласно публичной кадастровой карте в 13 ми­крорайоне разместится око­ло 360 участков.

Кстати, площадь 13 ми­крорайона 1 134 900 кв.м, а значит столько же квадратов составляет перспективная вырубка, за исключением мототрассы, которая уже расчищена (ее площадь при­близительно 11 000 кв.м.)

Границы 13 микрорайона. Его площадь составит 1 134 900 кв.м.

Дефицит древесины

Увы, но то, что лес рубят по закону, меньше грусти не вызывает. Общегосудар­ственная тенденция выруб­ки леса заставляет народ трепетать от взмаха топора буквально над каждым дере­вом. Это и не удивительно. Возмущений было бы мень­ше, если бы вырубленный лес приносил пользу внутри страны, а не распродавался как сырье.

В мае этого года стало известно о дефиците дре­весины для строительства домов в России. Новость просто поразительна. В стране, где большая часть ее территории — тайга, обра­зовался дефицит древесины для строительства. Ну а при образовавшемся дефиците возросли и цены.

Дерево — золото

Помимо жалости к наса­ждениям, возмущает народ и то, что за счет местного богатства кто-то наживает­ся. На дереве в нашей стране не просто зарабатывают, на нем буквально обогащаются. Последние новости о стои­мости древесины тому под­тверждение.

Цены на пиломатериалы для строительства деревян­ных домов за год выросли в два раза, — пишет РБК. — Стоимость досок, приме­няемых в строительстве, с апреля 2020-го по апрель 2021 года увеличилась в два раза, свидетельствуют дан­ные Ассоциации деревянно­го домостроения. Год назад 1 куб. м доски стоил в среднем 11–13 тысяч рублей, сейчас — уже 22–26 тысяч.

Дефицит продукции и рост цен характерен не толь­ко для пиломатериалов, но и для фанеры, древесных плит с ориентированной струж­кой и других древесных материалов, констатирует Ассоциация деревянного домостроения. На дефицит материалов для выпуска де­ревянной мебели уже обра­щали внимание ее произво­дители.

Успеть до запрета на экспорт

В связи с образовавшим­ся дефицитом древесины и возросшей на нее ценой, Минпромторг решил огра­ничить экспорт российской древесины. Пока этот вопрос находится в стадии рассмо­трения, но темпы продажи леса уже возросли. По дан­ным Федеральной тамо­женной службы, с января по май 2021 года вывоз необра­ботанных лесоматериалов подскочил на 24,5%. За пять месяцев на экспорт отпра­вилось 5,6 млн кубометров леса с таможенным кодом 4403, под который попадает древесина без обработки. В денежном выражении экс­порт леса принес 2,5 млрд долларов.


IKEA много лет покупала незаконно вырубленный в России лес

От маштабных вырубок лес страдает по всей России. Причем, часто они бывают незакон­ными.

Расследование, проведенное организацией Earthsight, выявило самую большую незакон­ную (что подтверждается многочисленными решениями арбитражных судов) рубку леса в истории России. Она находится в Иркутской области. Ее площадь — порядка 15 000 гекта­ров. Это 21 000 футбольных полей.

Расследователи под прикрытием посещали лесозаготовки, анализировали спутниковые снимки, официальные документы, протоколы судов и таможенные данные. Они выяснили, что поставки леса, которые покупала IKEA, контролируются компаниями, которые при­надлежат одному из 50 самых богатых поли­тиков России Евгению Бакурову – депутату Иркутского законодательного собрания.

Леса, по данным издания, вырубались под предлогом санитарной рубки. Впоследствии суды признавали разрешения на рубку не­законными, но во время судебных процес­сов компании Бакурова продолжали выруб­ку леса.

Вагоны, загруженные бревнами, на ж/д станции Гидростроитель в Братске, неподалеку от погрузочного тупика ООО «Капель». Это сырье станет мебелью в IKEA. Фото: Earthsight