Коммунальный бунт

С 15 декабря в городской администрации управляющая компания «Наш дом» проводит собрания собственников по установлению размера платы за содержание и текущий ремонт многоквартирных домов. Это единственная строка в платежах жителей, на размер которой они еще хоть как-то могут повли­ять. Она составляет третью часть жилищно-коммунальных пла­тежей.

С первых же дней практически на каждом собрании регла­ментированная повестка дня с главной темы плавно перехо­дила на другие. На встрече жители возмущенно высказывали наболевшие вопросы по отоплению, приборам учета, начисле­ниям, капитальному ремонту… Но в ответ от представителей УЖК слышали общие фразы.

Собрания продолжатся до 26 декабря. Однако жители, по­бывавшие там, смысла в них не видят: не прозрачны расчеты, а также отсутствует кворум. В УЖК «Наш дом» не скрывают: нет кворума — ставку утвердит администрация.

Тариф остается прежним

В прошлую пятницу к зда­нию администрации нескон­чаемо потоками приходил и уходил народ. В тот день со­бирали дома 1-й категории – им предложена ставка на текущий ремонт в 22,8 рубля с квадратного метра. К мое­му приходу, в 14.00, несколь­ко качканарцев пенсионного возраста обсуждали между собой прошедшее собрание. Итогами встречи жильцы были недовольны.

– Как был дурдом, так и остался! – комментировал мужчина из дома №13 в 9 микрорайоне, жаловавший­ся на проблемы с отоплени­ем.

– Нас не устраивает став­ка в 22,8 рубля, наш дом еще недавно был капитально от­ремонтирован! Из чего она складывается – непонятно. Если в подъезде лампочка перегорает, мы ее меняем сами. За уборку с нас никто никогда не брал, а оказыва­ется, она входит в эту сумму. Но мы всегда сами мыли сте­ны и окна. За что с нас берут такие суммы? – восклицали его соседки.

К трем часам в актовый зал администрации вновь стекся народ. Настрой у при­сутствующих был боевой, большинство – пенсионеры. Оно и понятно: работающее население в это время на работе. В начале собрания Константин Кравцов, на­чальник отдела по работе с населением УЖК «Наш дом», озвучил главную новость: «В этом году управляющая компания нашла возмож­ность не повышать тариф на содержание и ремонт». Еже­годно этот тариф индексиро­вался на уровень инфляции, а в 2016 году его и вовсе про­индексировали на 7% вместо 4-5. Отсутствие повышения не могло не вызвать удивле­ния.

– А как получилось, что компания вдруг нашла воз­можность не повышать та­риф? Раньше такого не было, и вдруг появилась возмож­ность, – первым задал во­прос пожилой мужчина.

– Ведутся переговоры с подрядчиком, инфляция за­медлилась… – пытался объ­яснить Константин Кравцов, но было неубедительно.

Следом встала женщи­на с первого ряда, которая громко и эмоционально на­чала жаловаться на резуль­тат капитального ремонта: в их доме перестала закры­ваться входная железная дверь. Житель Свердлова, 41, добавлял, что капиталь­но отремонтированный дом получил проблемы с отопле­нием – в квартирах всего 17 градусов тепла.

– УЖК не занимается капитальным ремонтом. Выбирает подрядчика ре­гиональный фонд, нужно спрашивать с него, – пояс­няли в компании. – Жители спрашивают с УЖК сегодня за всю сумму, что заплати­ли, но если разобраться, то к нам относится только строч­ка «Содержание и текущий ремонт», все остальное идет ресурсникам («КТК», «Горэ­нерго»), региональному опе­ратору. Мы собрались здесь, чтобы обсудить повестку по текущему ремонту, а не от­читываться.

– Нам нужно, чтобы УЖК объяснила, за что она берет такие деньги! Платим и пла­тим, а с нас все сдирают и сдирают! – требовали в ответ жильцы.

Почему нас считают «недалекими»?

Наталья Глушкова, про­живающая в доме №59 в 7 микрорайоне, побывала на собрании 15 декабря, в 9.00. По словам женщины, встреча с УЖК закончилась скандалом, присутствующих просили покинуть зал.

– Я была впервые на та­ком собрании. Ощущение, что управляющая компания держит жителей за «недале­ких людей». На экране мы впервые увидели, из чего состоит наш тариф на содер­жание и ремонт (22,8 рубля), вчитаться и разобраться не­которым присутствующим (особенно пожилым) было невозможно! Могли же нас ознакомить заранее, в том же уведомлении расписать, – рассказывает женщина.

На встрече собственники просили объяснить эконо­мические расчеты: почему, например, на мероприятия по энергосбережению зало­жено 2,68 рубля с 1 кв.м., а на сбор и вывоз бытовых отхо­дов – 3,18 рубля, но предста­вители УЖК ушли от ответа.

– Они пытались донести до нас главную мысль, что тариф не повышают. Но от­куда это все взялось, не мо­гут объяснить. Извините, в УЖК такой штат работни­ков! Для чего, если не могут объяснить? Люди спраши­вали, но ни одного ответа не получили, кроме общих фраз. Представители УЖК предложили проголосовать за повестку, но мы хотели в нее включить еще один пункт. Изменить повестку нам не дали, сказав, что не имеем на это права. Получа­ется, собственники должны безоговорочно принимать условия УЖК. Я предложи­ла перенести собрание, нам снова отказали: кворума нет, а значит, решение по ставке примет администрация. По­лучаются двойные стандар­ты: для принятия повестки кворум есть, а по другим вопросам нет. Мы написали заявление, что собрание не состоялось, так как предста­вители компании были не готовы. Никаких конструк­тивных предложений по нашим дальнейшим дей­ствиям не услышали. Нас попросили просто покинуть помещение, побывать на следующем не разрешили. Я не собиралась оставаться там, но мне не понравилось, что нас попросту начали вы­гонять. К моему удивлению, в зал вскоре зашел Василий Румянцев: то ли случайно, то ли разгонять народ, мы так и не поняли. В УЖК к собра­нию могли подготовиться лучше, и не относиться к нам так, словно мы изначально ничего не понимаем, – гово­рит Наталья.

Жители дома №2 в 8 ми­крорайоне после подобного собрания написали пись­мо в редакцию, указав, что представленные расценки УЖК раздуты и требуют пе­ресмотра. А качканарцы, проживающие в 18-м доме 11-го микрорайона дошли до прокуратуры. 18 декабря они написали три заявления с жалобой на работу УЖК: в прокуратуру, жилищную ин­спекцию и Роспотребнадзор (темы касались работ по те­кущему ремонту за 2017 год).

– В УЖК должны понять, что мы не отказываем­ся платить, просто хотим знать: сколько и куда на­числяется, как использует­ся. Надоело уже слышать: «Денег нет, за вашим домом долг». В УЖК либо не умеют считать деньги, либо что-то скрывают, – говорит Раиса Ельцова.

P.S. Представленная картинка с собраний полностью отражает положение дел в коммунальной сфере на сегодняшний день. Повы­шенная активность собственников в вопросах ЖКХ означает одно: жилищно-коммунальные платежи больно ударяют по их карману.

Некоторые дома десятилетиями не видят ремонта в подъездах, хотя жильцы исправно платят, другие зимой вынуждены за 2000 ру­блей в месяц платить за отопление включать обогреватель и ходить в тёплых носках, по часу ждать горячей воды из крана… Большая часть проблем не решается из года в год, а накапливается как снежный ком, поэтому неудивительно, что качканарцы стали открыто высказы­ваться, требовать улучшений и контроля. И это правильно.

Вот только почему-то держит ответ за всех (энергетиков, коммунальщиков, регионально­го оператора, РЭК и правительство РФ, которое придумывают нелепые законы) только лишь управляющая компания. Быть может, стоит спросить и с других: с энергетиков, что пытаются перекрыть свои «потери» за счет жителей и не обновляющих энергосистемы; с регионально­го оператора, нанимающего нерадивых подрядчиков на капитальный ремонт; с «верхов», что ежегодно придумывают новые строчки в нашей платежке?