Качканарцы сделали перила для Биржевого моста в Санкт-Петербурге

Качканарское предприятие изготовило чугунное ограждение высотой 1,1 м. Его рисунок состоит из коротких пик и символа города — трезубца Нептуна

В культурной столице России завершили монтаж восстановленного перильного ограждения Биржевого моста. Звенья чугунного ограждения, не подлежащие реставрации из-за значительных разрушений, были воссозданы на ОАО «Металлист».

Что могли, петербуржцы восстановили сами

Отличительным элементом ограждения Биржевого моста является трезубец Нептуна, характеризующий Санкт-Петербург как морскую столицу России. Поэтому в ходе капитального ремонта восстановление исторического перильного ограждения стало одной из главных задач. Старые перила высотой 1,1 м реставрировались в мастерских АО «ПО Возрождение» — подрядчика капитального ремонта переправы.

Для того, чтобы перила вернули свой первозданный вид, специалисты выполнили большой объем, можно сказать, ювелирной работы. В мастерские перевезли 428 метров чугунного ограждения. Среди дефектов были зафиксированы утрата элементов, коррозия, сколы. Металл за 60 лет эксплуатации в агрессивных климатических условиях Петербурга истончился и требовал обновления.

В перечне работ — очистка, покрытие несколькими слоями грунтового покрытия, окраска современными материалами, которые помогут защитить чугун от воздействия среды, особенно от влаги. Помимо реставрации ограждения были восстановлены утраченные декоративные элементы. Интересная особенность перил Биржевого моста — их конструкция: они не цельные, а сборные. Каждая секция похожа на конструктор и состоит из нескольких десятков элементов, не говоря уже про сотни деталей для крепления.

Завод стал участником исторического события

Утраченные элементы перил изготавливались на нашем качканарском заводе «Металлист». Список включал 25 наименований (574 единицы) изделий общим весом более 68 тонн.

На термообрубном участке перила доводили до идеального состояния

— Мы с удовольствием стали участниками такого исторического события, как капремонт Биржевого моста. Эти перила сами по себе — красивое и уникальное изделие, — рассказал генеральный директор предприятия Александр Вихляев. — Оно достаточно непростое, так как представляет собой художественное литье. Для каждого наименования специально был разработан техпроцесс и создана уникальная оснастка. На «Металлисте» делали эту работу с большим энтузиазмом. Рады, что наше изделие стало частью культуры и истории Санкт-Петербурга. Обязательно посетим Биржевой мост, когда будем в культурной столице.
Как нам сообщили на «Металлисте», изделия из художественного литья — новый опыт для производства ОАО «Металлист», и поэтому заводу было интересно «прокачать» свои компетенции.

Специалисты завода изготовили произведение искусства

— Заказчики прислали на «Металлист» даже не чертежи, а типопроект советских времен, — отметил главный металлург ОАО «Металлист» Иван Смирнов. — И нам пришлось с нуля готовить всю рабочую документацию: чертежи и технологию. Затем создали 3D-модели и подготовили оснастку. И все это на предприятии успели сделать в очень сжатые сроки — всего за 3 месяца.

Больше всего времени заняло освоение и первые опытные отливки. Когда наладили технологию, дело пошло быстрее. Такое литье более сложное и требует от металла других технологических свойств. Формы для заливки имеют сложную ажурную форму, поэтому текучесть у серого чугуна должна быть выше, чтобы металл смог заполнить все пространство. Для этого специальными добавками меняют его состав. Поверхность изделия тоже должна иметь как можно меньше дефектов, чтобы оно смотрелось красиво. Хотелось бы отметить работу производственников, в том числе термообрубного участка. Им пришлось очень тщательно доводить изделие до идеального состояния.

Работы по восставновлению моста в Санкт-Петербурге

Вообще, предприятия, которые занимаются машиностроительным литьем, никогда не берутся за художественное. «Металлист» смог это сделать. Теперь, получив такой опыт, специалисты предприятия ждут более сложные и интересные заказы художественного литья.
Срок службы изделий из чугуна — около 60 лет, надеемся, новые перила долго будут радовать горожан и гостей Санкт-Петербурга.

Питер ближе, чем кажется

Как сообщает Санкт-Петербургское ГБУ «Мостотрест», Биржевой мост был закрыт на капитальный ремонт в октябре 2021 года. Открытие обновленного моста станет настоящим подарком для петербуржцев к 320-летнему юбилею города. Сложившаяся еще в императорской России традиция открывать мосты после строительства или крупного ремонта ко дню города получит новую жизнь. А капитальный ремонт Биржевого моста станет одним из крупнейших реализованных проектов в историческом центре города за последние годы.

И очень здорово, что Качканар стал причастен к этому историческому юбилею. Питер ближе, чем кажется!

Подготовила Лариса Плесникова

Фото предоставлены ОАО «Металлист»