Качканарские звездочки: нечеловеческая дорога к славе
В марте-апреле в городе традиционно проводится фестиваль «Качканарские звездочки». Детсадовцы, школьники и воспитанники творческих коллективов показывают свои таланты. Фестиваль-конкурс проводится в несколько этапов: сначала школьный или детсадовский отборочный тур, потом городской отборочный этап в Доме детского творчества, а для профессиональных коллективов – во Дворце культуры и, наконец, большой гала-концерт, в котором принимают участие лучшие из лучших, также традиционно проводится на сцене ДК.
Конечно, из сотен номеров, которые готовят детские сады и общеобразовательные и профессиональные школы города, выходят в финал не все. Но у каждого маленького качканарца весной есть возможность окунуться в эту бешеную творческую круговерть репетиций и выступлений. Мандраж перед концертом охватывает не только детей и родителей, но и педагогов. И насколько бывают разочарованы участники, не заняв призового места, настолько бывают разочарованы в итогах конкурса и педагоги.
Можно ли считать «Качканарские звёздочки» праздником?
Накануне гала-концерта в редакцию обратилась педагог одного из детских садов города с большим обращением к организаторам фестиваля.
26 марта в Доме детского творчества прошел второй отборочный тур участников фестиваля среди дошкольных образовательных учреждений города. К сожалению, данное мероприятие не отвечает требованиям фестиваля городского масштаба, целью проведения которого является массовость, доступность и для взрослых, и для детей, где можно «показать себя и посмотреть других выступающих».
Люди искусства — руководители коллективов различных жанров детского творчества, а также педагоги, родители и их дети хорошо прочувствовали на себе, что это мероприятие вовсе не праздник для детей и взрослых. Это — что-то другое, необъяснимое, но проводимое из года в год в нечеловеческих условиях ДДТ.
По определению любой фестиваль — это массовый праздник, торжество для его участников и зрителей. Можно ли считать праздником «Качканарские звездочки?» Нет, нельзя по некоторым моментам организации, которые повторяются из года в год. Со мной согласятся многие руководители творческих коллективов, что в условиях ДДТ проводить массовое мероприятие городского масштаба просто нельзя, нет соответствующих условий: нет просторного зала, оборудованной сцены, хорошей аппаратуры, нет заинтересованности в создании комфортных условий для детей.
Фестиваль детского творчества проводится с определенной целью, имеет конкретные задачи и специфику проведения для разных возрастных групп участников. Фестиваль существует для приобщения к миру искусства детей талантливых, которых необходимо поддержать в их творческом развитии, создавая необходимые условия по принципу «Все лучшее — детям!»
Что наблюдаем ежегодно мы?
Второй этап — отборочный тур для заключительного концерта во Дворце культуры — проводится на базе Дома детского творчества.
Условия следующие: зал вместимостью около 100 человек, небольшая сцена со слабым освещением; душный непроветриваемый зал (в десятых числах марта в городе был карантин). За дверью зала — столпотворение родителей с детьми. У входа — охранник, который никого не впускает до окончания выступления участников. На замечание: «Могли бы здесь в коридоре банкетки поставить, чтобы родители с детьми присели» — он ответил: «Скажите спасибо, что вам зал предоставили и комнаты для переодевания». В комнате для переодевания артистов 3-6 лет стоит два стола, два стула, мат спортивный на полу и больше ничего. Стулья в этом заведении — большой дефицит. Ложкарям потребовались всего 10 стульчиков, которые пришлось везти из детского сада: Дом детского творчества обеспечить эти стулья не смог.
Вернемся в комнату для переодевания. Мамы, папы, бабушки не знали, куда приткнуться. Переодевали детей прямо на подоконниках, кто-то сидя на столах, кто-то на полу, на тех самых матах, кто-то в туалете. Весь этот процесс до выхода на сцену длился 1 час 10 минут. А дошкольники не выдерживают такой нагрузки, им необходимо расслабиться, отдохнуть, начинаются капризы, слезы. Вот он, первый момент «радости» фестиваля.
Далее родителей ожидала еще одна «радость» — зайти в зал, занять место и наконец-то отдохнуть, наслаждаясь искусством, удалось не каждому, мест не хватало даже детям.
Распахнулись двери зала, и оттуда вышли родители с детьми — вспотевшие, уставшие, многие недовольные. Я попросила проветрить зал, в котором давно закончился кислород, но никто этого не сделал, нас торопили на сцену, так как время выхода уже затянулось, коллективы выходили позже назначенного времени. Тех родителей, чьи дети выступили, попросили освободить зал.
Отсюда и вывод — фестиваль не отвечает своим функциям: никакой массовости зрителей, никакого обмена опытом и даже никакой возможности просто послушать других детей, посмотреть концерт. Фактически каждый ребенок был на «фестивале» 2-3 минуты, пока выступал на сцене, а далее он должен покинуть зал. Остальное время пребывания — ожидание «праздника» в комнатах и коридорах.
В жюри оценивали выступающих два человека: директор ДДТ Алена Лобанова и хореограф ДШИ Светлана Сергеева. Вокалистов не было, хотя большую часть программы представляют вокальные номера. Очевидна необъективность оценки номеров. В жюри должны быть люди, знающие возможности, например, уровень певческого диапазона и другие параметры. Музыкальные руководители детских садов должны входить в состав жюри и более того, возглавлять его во время отборочного тура.
Звуковое оформление часто подводило участников, отключались микрофоны, или их просто забыли включить. Девочка с ангельским голоском ушла со сцены со слезами, когда поняла, что микрофон не работает. Этот момент у ребенка останется в памяти надолго, и, возможно, мы, взрослые, на корню загубили ее талант.
Наблюдая мероприятие, надо отметить последний процесс «радости» «фестиваля»: «Наконец-то мой ребенок выступил, и я могу покинуть это здание, но неприятный осадок от такого праздника останется надолго».
По итогам отборочного тура на сцену Дворца культуры пройдут 30-40 участников из примерно 150 номеров, предоставленных на фестивале. Но это совсем не значит, что остальные дети не талантливы, что их руководители бездарны. Это вовсе не так. Просто коммерческая система отношений не позволяет пробиться на сцену очень многим талантливым людям и охватить все таланты, достойные сцены Дворца культуры. Этот процесс мы наблюдаем сегодня и в шоу-бизнесе, здесь, кстати слова «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
Когда-то в былые времена фестиваль детских талантов проходил во дворце три дня: старшеклассники-подростки .школьники среднего звена, дошкольники. Три дня шли концерты при 100-процентной наполняемости зала. Были счастливы и взрослые и дети.
Мы надеемся, что руководители города, Управления образования, нас услышат и пригласят творческих руководителей дошкольного образования за круглый стол для обсуждения темы.
Людмила Перевалова,
работник культуры, в прошлом — художественный руководитель Дворца культуры.
Любой конкурс предполагает сравнение
Это критическое письмо мы попросили прокомментировать руководителя Дома детского творчества Алену Лобанову. Она с автором обращения категорически не согласна.
— Каждое мероприятие проводится по определенным правилам. В положении о проведении фестиваля «Качканарские звездочки-2016» прописано следующее: «Цель фестиваля — создание условий для творческой самореализации детей и подростков. Задачи фестиваля: выявление и раскрытие творческого потенциала детей и подростков; формирование патриотической и гражданской позиции; развитие семейного художественного творчества; расширение творческих связей, обмен опытом; поиск новых форм и методов творческой самореализации детей; формирование интереса к декоративно-прикладному и техническому творчеству, российским праздникам и народным традициям».
Если внимательно ознакомиться с условиями проведения мероприятия, то станет понятно каждому, что в ДДТ 26 марта проводился конкурсный отсмотр номеров, а не концерт, на котором создаются условия для привлечения максимального количества зрителей. Такой доступный для каждого концерт будет проведен 15 апреля во Дворце культуры.
Для примера, открытый городской фестиваль «5 баллов», который ежегодно проводят наши соседи – Нижняя Тура — отборочный тур проводится вообще за закрытыми дверьми, за кулисы допускается лишь руководитель номера. Родители же ждут в фойе Дворца. И такая практика на отборочном этапе практикуется достаточно часто на различных фестивалях.
Что касается входа в зал, то охранников в ДДТ нет. Для меня странно слышать из уст педагога, что не впускать в зал до окончания номера — это неправильно. А как же культура поведения взрослых людей и уважение к другим детям? Или чужие дети меньше волнуются, и ходить по залу в то время, когда ребенок выступает на сцене – абсолютно нормально?
Зачем устраивать столпотворение в коридоре у входа в зал, если для каждого детского сада было выделено помещение, где можно было дождаться времени своего выступления?
В нашем учреждении нет стульчиков для дошкольников, специфика нашей деятельности другая. Но все же хотелось бы узнать у автора, на каких конкурсах организаторы предоставляют реквизит по требованию руководителей номеров? Я таких учреждений не знаю, где не нужно было бы везти с собой декорации и реквизит, обеспечение номера входит в обязанность руководителя номера.
Для участия в фестивале каждое учреждение предоставляло заявку, в которой указывался хронометраж номера. В соответствии с заявками был составлен график выступления на отборочном туре. Всем руководителям на репетиции был график озвучен. Зачем нужно было собирать детей с таким запасом времени, чтобы они томились в ожидании больше часа? За все время проведения отборочного тура регламент проведения сбился на 12 минут, да и то постепенно вошел в нормальный график. Не думаю, что столь незначительная задержка во времени могла сыграть существенную роль в подготовке детей к выступлению.
19 номеров из 62 представленных на отборочном туре были в номинации «Вокал», что не составляет даже трети от общего количества и никак не большую часть. Мне непонятно, почему автор статьи не заметил третьего члена жюри Нину Тархову, педагога с образованием «Руководитель академического хора», абсолютно компетентного специалиста. Не разделяю мнения, что в жюри должны входить музыкальные работники детских садов и даже его возглавлять. А где же принцип объективности? Сам подготовил и сам же себя оценил?
По поводу слез на сцене. Дети плачут из-за того, что не могут справиться с волнением перед большой аудиторией. Такое, к сожалению, случается ежегодно. Не все дошкольники психологически готовы к публичному выступлению.
Всего на отборочный тур было заявлено 62 номера, из них в гала-концерте примут участие 23 номера, то есть больше трети номеров будет представлено на большой сцене. И никто не говорит о том, что остальные дети не талантливы. Но любой конкурс предполагает сравнение. Если руководитель соглашается на условия конкурсного отбора, значит, он должен понимать, что есть разный потенциал и разное качество исполнения. Как аналогию могу привести следующий факт: в детском саду детей значительно больше, чем то количество, которое руководитель готовит на фестиваль. Они, по мнению руководителя, бездарны? По какому-то ведь принципу руководитель отбирает детей для постановки номера, а значит, изначально выделяет их из всех остальных?
Не могу назвать год из тех былых времен, когда последний раз фестиваль проводился в указанном формате. Зато помню, как проводились отборочные туры на протяжении нескольких недель на базе детских садов и школ, вообще без использования микрофонов и в отсутствии сцены. И гала-концерт на сцене КЦО «Урал» тоже помню.
Да, наверное, было бы неплохо, если бы все отборочные туры проводились на сцене Дворца культуры. На данный момент в рамках муниципального задания для фестиваля выделено только два дня: отборочный тур для профессиональных коллективов и гала-концерт.
Круглый стол для руководителей, принимающих участие в фестивале «Качканарские звездочки», проводится ежегодно. Запланирован таковой и в этом году. Пользуясь случаем, приглашаю к диалогу всех заинтересованных в повышении качества проведения фестиваля 20 апреля: в 10 часов – для участников группы «Профи», в 12 часов – для дошкольных учреждений, в 15 часов – для школ. Круглый стол внесен в городской план работы и будет проведен в ДДТ. Мы готовы к конструктивной критике, мы готовы учитывать обоснованные замечания.
Как рассказывает Алёна Лобанова, конечно, нельзя говорить, что все абсолютно довольны.
— Любой творческий конкурс – это субъективная оценка. К сожалению, его нельзя привести к однозначной системе, как в математике: «дважды два — четыре» и никак иначе. Очень часто руководители сталкиваются с ситуацией, когда на одном фестивале номер становится победителем, а в другом его вообще не рассматривают как призовой. Поэтому были обсуждения результатов, приходилось комментировать выступления и объяснять промахи. Но это ведь конкурс! И оценивается выступление здесь и сейчас без скидок на случайности, ошибки, волнение. Ну, а детей нужно готовить и к неудачам, с ними в жизни приходится сталкиваться каждому.
Остается добавить, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мы же готовы учитывать ошибки в своей работе и не допускать в будущем.
P.S. Частично мы согласны с автором письма. Действительно, почти 10 лет назад, когда отборочные туры проходили во Дворце культуры, у всех родителей была возможность посмотреть, насколько талантливы их дети. Сейчас же на сцене ДК блистать будут только лучшие. И, как правило, они же — учащиеся профессиональных школ. Все школьные педагоги опираются на них в подготовке своих номеров, как вокальных, так и танцевальных. В итоге талантливые детки участвуют в двух-трех номерах от школы и еще в одном-двух — от своего творческого коллектива. Нагрузка на детей ложится колоссальная, но результат стоит того. А детки со средними способностями, для галочки отметившиеся в школьных турах, так и останутся незамеченными. Потому что действительно «отсмотр» конкурсных номеров перед гала-концертом и условия в ДДТ, пусть их и назвали нечеловеческими, не предполагает зрителей. Детей собрали в школе-садике, отвели в ДДТ, они спели-станцевали и ушли домой. А как же слезы умиления на глазах родителей, бабушек, дедушек? К сожалению, родные поболеть за своего ребенка не могут. Ну, не поместятся все желающие в зал Дома детского творчества.
И тогда, возможно, необходимо продумать и организовать в каждой школе или детском саду отдельный, составленный только из номеров для «Звездочек» концерт для родителей, где они смогут полюбоваться своими детьми. Но это тогда будет совсем уже не городской фестиваль.