Качканарские депутаты не в силах помочь качканарской медицине

 На прошлой неделе главный врач Качканарской ЦГБ Валерия Мартемьянова провела встречу с депутатами, которые ожидали услышать из первых уст, как выживает качканарская меди­цина в условиях худого бюд­жета, и обсудить, чем город может ей помочь. Главный врач Валерия Мартемьянова в свидании депутатам не от­казала, а на встречу привела помощников, среди которых была ее личный пресс-се­кретарь. Данная должность была введена в ЦГБ не так давно, однако уже успела получить оценку депутата Сытых: «Шикарно, почти как у президента». Цифры, итоги, вопросы – беседа выдалась эмоциональной. Под конец встречи главврач произнесла, что ощущала себя она как на расстреле. Итак, о чем же шла речь.

Нужны кадры

Больная тема — это, ко­нечно, кадры. По данным 2016 года, в Качканаре про­живает 42 тысячи человек. К ЦГБ прикреплено 32 тысячи, включая 8166 детей. Как рас­сказала Валерия Мартемья­нова, в стационаре ЦГБ 192 койки, работает 67 врачей (в 2016 году было 69) и 264 специалиста среднего меди­цинского персонала (было 272). Средний возраст врачей 50 лет. По ее словам, напол­няемость врачами составля­ет 50%. Средняя заработная плата — 25 тысяч рублей, у врачей — 52. Нужны узкие специалисты, участковые терапевты и педиатры, а так­же фельдшеры и медсестры. Главврач рассказала о про­деланной работе со стороны ЦГБ:

— Во-первых, мы прове­ли дни открытых дверей для выпускников 9-11 классов. В прошлом году заявки на целевое обучение подавали четыре человека, в этом 11. Но проходные баллы по ЕГЭ смогли заработать только семь из них. Для поступле­ния нужно было по 50 баллов химии и биологии и 40 бал­лов по русскому.

Во-вторых, мы принима­ли участие в распределении студентов медуниверситета. Из лечебного и педиатриче­ского факультетов не было ни одного жителя Качканара. Выпускники стремятся прой­ти в ординатуру, если нет, то остаются в Екатеринбурге или близлежащих городах. Иногородние выпускники, не жители Качканара, к нам не хотят ехать. Мы также ез­дили на выпуск фельдше­ров, где заинтересовали пять человек: три на должность участковых терапевтов, пе­диатра и в «Скорую помощь». Претендент на должность последнего оказался жите­лем Качканара, с 10 июля он уже приступил к работе. Сре­ди этих выпускников име­ется семейная пара. Мы, со своей стороны, предлагаем небольшое стимулирование начинающим, выделяем, по решению городской думы, подъемные для них, помога­ем с жильем.

В-третьих, мы ищем специалистов и в Интерне­те – на сайтах superjob.ru и jobhunter.ru. В переписку с нами вступили 12 человек, но в дальнейшем они пре­кратили переписку. Опыт­ные специалисты говорят, что ехать на Урал не хочется: далеко, периферия. Молодые хотят денег: «Дайте зарплату в 200 тысяч — мы приедем».

В-четвертых, мы получи­ли согласие от нижнетагиль­ского филиала Свердловско­го областного медицинского колледжа — и вновь откры­ваем в Качканаре филиал. Открыт прием абитуриентов после 11 классов, будем учить их на месте. Специальности сестринское дело, лечебное дело, акушерское дело и ор­топедическая стоматология (прием документов до 10 ав­густа), лабораторная диагно­стика (до 15 августа). Обу- чение платное, порядка 34 тысяч рублей, есть возмож­ность оплатить по частям. Если мы наберем группу 20 человек, то будем работать. Если колледж согласится на меньшую группу, то хорошо, если нет — то идея будет по­хоронена. Я бы хотела, чтобы жители города пошли учить­ся. Обучение очно-заочное — 3 года 10 месяцев. Таким образом, через четыре года кадровый дефицит по меди­цинским сестрам, я надеюсь, будет нивелирован, — пояс­нила главврач.

На самом деле, нового главврача есть за что похва­лить, кадровая работа ве­дется, однако этот «голод» — проблема большинства маленьких городов. И, ве­роятно, он так и не решит­ся, пока в стране, наконец, не обратят на это должное внимание. Мы не питаем на­дежд, что финансирование в ЦГБ резко увеличится (в 2017 году оно уменьшилось на 13%), признаем, что новые кадры того же медколлед­жа подрастут только через 4 года. Всем понятно, что при­влечь кадры сегодня можно только рублем, квартирами, которые, к примеру, раньше город мог себе позволить отдать в собственность за 10 лет работы. Но, увы, слу­жебное жилье, которое в ЦГБ дают сегодня, не совсем хо­рошего качества, да и рабо­тать порой приходится без доплат. В период отпусков, например, на восьми педиа­трических участках остается только три врача. Подклю­чают «Скорую помощь». Они выезжают на вызовы, но до­платы за это нет. Качканар­цы возмущаются, почему к ним не едет «скорая», но откуда им знать, что проис­ходит на той «кухне». В 2016 году «скорая» совершила 11345 выездов и уже 5645 в этом году.

Смертность от ВИЧ, рост рака

Средняя продолжитель­ность жизни в Качканаре не меняется: в 2013 г. — 60 лет, с 2014 года по настоящее время — 66 лет. В среднем мужчины живут 60 лет, жен­щины 72. Главврач отметила, что необходимо бороться с туберкулезом, обеспечить обследование флюорографи­ей. ВИЧ-инфицированных в этом году прибавилось на 35 человек, пятеро умерло. На учете 741 человек, из них 245 — с третьей и четвёр­той стадией. Замечен рост ВИЧ-смертности.

По словам зам главвра­ча Петра Ремизова, план по диспансеризации в этом году выполнен лишь на 27%. ЦГБ бьет тревогу: в том году обследовались 100% (5447 человек). Цель одна – раннее выявление заболеваний.

— В том году лишь 59% пациентов оказались прак­тически здоровыми. У пяти обнаружили злокачествен­ные заболевания, болезни крови у 17 (в основном, ане­мии у женщин), 702 челове­ка с нарушением питания, болезнями эндокринной системы, у 18 был высокий сахар в крови, 277 человек с ожирением, 407 человек с нарушением обмена ве­ществ, 18 человек с болезня­ми мочеполовой системы.

За первое полугодие 2017 года впервые была выявле­на онкология у 70 человек. На первом месте — заболе­вания мочеполовой системы (почки), на втором — желу­дочно-кишечный тракт (же­лудок, кишечник, прямая кишка, печень, поджелудоч­ная железа), на третьем – предстательная железа. 1-2 стадия обнаружена у 37 чело­век, 4 стадия — 34 человека. В 2016 году на первом месте был рак легких. Мы пытались связать заболевание с про­изводственным фактором, так как большинство выяв­ленных — работники КГОКа, но зависимости не нашли. С каждым годом набирает обороты рак предстательной железы. Мужчины не хотят приходить на обследования, а заболевания долгое время протекают скрытно, часто выявляются на поздней ста­дии. У нас есть скрининг-ан­кеты, анонимные, есть ка­бинеты, где можно пройти опрос. Достаточно задать два вопроса: встает ли мужчина в туалет, и сколько раз останав­ливается в туалет, когда едет в Екатеринбург. По ответам можно увидеть, есть ли риск и нужно ли обследоваться, — рассказал Петр Ремизов.

Не оставили незамечен­ным и вакцинопрофилак­тику. В этом году жертвами нападения клеща стали 160 человек, из них 21 ребенок. 82 человека не были приви­ты, из них трое детей.

— Это региональный ка­лендарь прививок, город ставит детям одну-две при­вивки. Знаю, что раньше в Качканаре работала про­грамма вакцинопрофилак­тики, было бы неплохо, что­бы она заработала вновь, — предложила Валерия Мар­темьянова.

Депутаты, с одной сто­роны, поддержали её идею, а с другой озадачились: как город будет финансировать областное учреждение. По­добный опыт, говорят, есть в Верхней Пышме, но сравни­вать наши города, наверное, не совсем уместно. Добавим также, что проводить ре­вакцинацию своими сила­ми населению не удается по простой причине: в аптеках отсутствует вакцина.

В целом, данные по оз­вученным заболеваниям, конечно, настораживают, но они вытекают из темы кадров. Нет врачей, нет та­лонов, а значит, нет возмож­ности вовремя оценить и обследовать состояние здо­ровья.

Ждём оборудование

В тот день прозвучали и хорошие новости от ЦГБ. Так, область перевела нам чуть меньше миллиона рублей на ремонт кровли детской поли­клиники и фельдшерско-аку­шерского пункта. Ожидается поставка видеогастроскопа, появится новый рентген-ап­парат во взрослой поликли­нике. Тамже планируют от­крыть единый лучевой блок, объединить с маммографом, чтобы комплексное обсле­дование можно было пройти в одном месте. Приобретен токсико-химический анали­затор для исследования кро­ви (были многочисленные обращения граждан — им приходилось ездить в другой город, с 10 июля услуга нача­ла работать — стоимость 680 рублей). Не так давно Евраз приобрел четыре криоци­линдра, обеспечив беспере­бойным снабжением кисло­рода пациентов стационара (прежде всего, это реанима­ция и хирургия).

Депутат Иван Канисев, возмущенный в целом по­ложением дел, предложил вернуть финансирование медицины обратно в город, отменить ОМС, но его репли­ку встретили с усмешкой.

— Фонд ОМС устанавли­вает тарифы как хочет: был тариф 12 рублей, стал 6. Его как посредника хотят убрать медики всей страны. ЦГБ ни­щая, поэтому никто сюда не едет, — резюмировал Иван Канисев.

— Мы тоже за то, чтобы оставить что-то одно: ФОМС либо страховые компании, — соглашался Петр Ремизов. Однако остальные депутаты посчитали, что писать выше на эту тему бесполезно.

— Куда и к кому мы с вами обратимся? Законодатели должны проработать её, от наших обращений толку нет. Надо заставить законодате­лей заняться темой — есть от каждой фракции депутаты в областной думе, государ­ственной, давайте работать через них, — добавил Генна­дий Русских.

На этом депутаты разо­шлись. Как оказалось, по­мочь им больше и нечем.