Как «НК» ловил мошенников на живца

Из-за роста случаев обмана граждан телефонными мошенниками в Качканаре почти каждый день по громкой связи городские службы проводят оповещения, предостерегающие от необдуманных поступков.

А у мошенников, похоже, иссякла фантазия: что-то в последнее время они ведут обработку доверчивых граждан по одному и тому же сценарию. «НК» уже писал, как аферисты звонили сотруднице газеты. Недавно аналогичный звонок поступил другой нашей коллеге, и опять на рабочем месте. Поэтому диктофон был наготове.

Звонивший представился представителем правоохранительных органов и заявил, что коллега является потерпевшей по уголовному делу. Якобы некий мужчина пытался в отделении Сбербанка Москвы взять кредит на её имя, имея на руках доверенность.

— Но вам повезло, деньги злоумышленнику никто не выдал, — успокоил звонивший. — Сотрудница банка проявила бдительность. Плохая новость в том, что ваши документы до сих пор на руках у этого человека. Он может поехать куда-нибудь в пригород, зайти в отделение банка поменьше и совершить задуманное.

Следователь-дознаватель шпарит как по бумажке, причем слышно, что вокруг него работает целый цех — колл-центр с такими вот «следователями».

— Скажу вам не понаслышке, что в пригородных банках сотрудники менее бдительные, которые не сталкивались с подобными ситуациями, — продолжает мошенник. — Лариса Александровна, скажите, вы поняли причину моего звонка?

— Да, вы меня хотели предупредить.

— Хорошо. А когда вы последний раз посещали отделение Сбербанка?

— У меня нет карты Сбербанка.

— Я вас услышал. А в каких банках вы являетесь действующим клиентом? Чтобы мы там провели внеплановые проверки. Поскольку в документации был указан единый лицевой счет. Доступ к нему имеют только сотрудники банка, только в момент обслуживания клиента. Поэтому подскажите, по каким банкам следует разослать следственно-оперативные группы в вашем округе?

— Банк «Открытие», — наобум ответила коллега, не являясь, конечно, клиентом этого банка.

— А когда вы в последний раз посещали этот банк?

— Я не хожу в банк, у меня карта. Мне курьер карту привозил, — сочиняет на ходу Лариса Александровна.

— Я вас услышал. А вам карточку привозили в открытом доступе или в конверте? Вы можете описать курьера?

— В конверте, но это было давно.

— Хорошо, я вас услышал. Помимо этого банка, я так понимаю, вы больше никаким банком не пользуетесь?

— Нет.

— Ага… Скажите, а у вас есть подозрение, откуда могла произойти утечка данных, помимо этого банка?

— Нет таких подозрений.

В этот момент в редакции зазвонил телефон. Мошенник это услышал и спросил:
— Лариса Александровна, а в данный момент вы где и с кем находитесь?

— Я на работе нахожусь.

— В таком случае я хочу вас предупредить о статье 161 УПК РФ — это неразглашение данных предварительного следствия третьим лицам. В случае, если вы разгласите или передадите ту информацию, которую я вам предоставил, я вам буду вынужден инкриминировать 310 статью. Лариса Александровна, у вас есть возможность куда-то выйти, чтобы наш разговор никто не слышал?

— Да, сейчас выйду в коридор, — говорит коллега.

— Хорошо, имейте в виду, что вы никому не имеете права разглашать эти данные, потому что ведутся следственные мероприятия. Скажите, а что вас объединяет с этим банком «Открытие»?
— Ничего, просто карточка.

— У вас там зарплата?

— Да.

— Личный кабинет банка вы самостоятельно устанавливали или вам курьер его устанавливал?

— У меня нет личного кабинета, карта к телефону не привязана.

— Я вас услышал. Скажите, в данный момент вы работаете официально?
— Да.

— А сколько лет вы работаете на одной должности?
— 10 лет.

— Лариса Александровна, а вы понимаете, что такое справка 2 НДФЛ?
— Понимаю.
— Эта справка также была подделана. В ней было указано, что вы получаете зарплату свыше 25 тысяч рублей. Это достоверная информация?

— Нет, меньше.

— Угу, скажите, какую сумму мне указать в протоколе, раз не совпадает с данными, которые указал мошенник?

— 15 тысяч.

— Ага… Скажите, а вы ранее кредиты брали?

— Нет, я никогда кредиты не брала.

— Ну вот, скорее всего, это мошенника и заинтересовало. Интересная, конечно, ситуация. Жаль, что вы не можете описать человека, который вам передавал эту карту. Всю информацию я записал с ваших слов в протокол. Остались формальности, но очень важные. Сейчас нам нужно указать сумму, которой могли бы завладеть мошенники по счетам, эта сумма будет застрахована Центральным банком. В случае кражи Центральный банк будет вам её возмещать в полном объеме. За вами будет закреплен специалист, который будет вам помогать в решении данной проблемы. Он вам предоставит более детальную инструкцию, как обезопасить свои финансы и персональные данные. Специалист будет нести как уголовную ответственность, так и финансовую — за вашими счетами. На сегодняшний день вы помните остатки по вашим счетам, сумму, которую нужно внести в протокол дела?

— У меня там на остатке около трех тысяч.

— Хорошо, я зафиксировал информацию. А по поводу ваших вкладов, накопительных счетов вы никому не разглашали информацию?

— У меня их нет.

— Ммм… Лариса Александровна, у вас сейчас есть возможность записать мои данные?

— Да, записываю.

— Лавров Артем Сергеевич, капитан полиции, должность — дознаватель. Номер жетона МКВ771337. Также запишите номер уголовного дела, по которому я с вами связался — 28 6199. Также запишите данные мужчины, который пытался взять на вас кредит — Анохин Сергей Владимирович, 85 года рождения, прописан в Челябинской области, в данный момент находится в Москве. У вас есть родственники в Челябинской области?

— Нет.

— Записали информацию? Хорошо. Скажите, вы понимаете, что такое Центральный банк?

— Понимаю.

— Но я вам всё равно проговорю. ЦБ — это главный финансовый регулятор страны, который регулирует работу коммерческих банков и выдает лицензию на их работу. По поводу вашего дела сотрудник ЦБ будет с вами связываться. Я всю информацию вам предоставил, также составил протокол дознания.

Затем «дознаватель» просит потенциальную жертву продиктовать номер дела и номер своего жетона, чтобы проверить, правильно ли записано. После того, как убеждается, что всё записано верно, просит нашу коллегу описать всю ситуацию, по поводу которой он с ней связался, «в двух словах».

— Это проверка на сообразительность или как? Я должна вам пересказать всё с самого начала? — удивлённо спрашивает Лариса Александровна.

— Нет, в двух словах, как вы поняли причину.

Удовлетворившись ответом, «дознаватель» уточнил, по какому номеру впредь с ней связываться в случае появления новой информации по делу. А также он снова пригрозил статьей, по которой нельзя разглашать данные следствия.

— Я переадресую звонок по межструктурной линии сотрудникам Центрального банка, которые помогут вам обезопасить ваши средства. Лариса Александровна, желаю вам хорошего дня, быстрейшего решения данной проблемы, служу России, честь имею! Оставайтесь на линии 2-3 минуты, к вам подключится представитель Центрального банка и всю информацию вам объяснит.

Почему-то никто Ларисе Александровне так и не перезвонил. Сорвалось! А мы-то ждали, хотели посмотреть, что будет дальше. Видимо, мошенников не впечатлили суммы, которые называла коллега.

Юлия Кравцова