Как малый бизнес в России переживает пандемию коронавируса

Подготовлено участниками «Синдиката-100»

Сейчас для бизнеса как в России, так и во всем мире, наступили тяжелые времена в связи с пандемией коронавируса. Еще на прошлой неделе малые российские предприятия жили и работали в условиях ограничений, сегодня львиная доля из них закрыта вовсе. Бизнесмены понимают, что рассчитывать на помощь государства было бы чересчур оптимистично, скорее всего, им придется выживать самостоятельно.

Наши коллеги, входящие в состав журналистского объединения «Синдикат-100», еще до объявления всеобщей изоляции поговорили с представителями малого и среднего бизнеса на тему выживания в период пандемии.

«Новый Качканар» публикует некоторые истории.

Александр Сумароков. Фото: Валентина Пермякова

Александр Сумароков, директор сети фитнес-клубов «Витамин», Ревда:

— Перемены мы заметили, когда в России появились первые заболевшие и детей перевели на дистанционное обучение. К счастью, пока снижение не глобальное, процентов на десять: нам все-так и продолжают доверять.

То, что сейчас происходит — это рефлексия властей. Я получаю кучу документов без печатей, подписей.Это предложения от Минспорта, от местных, областных властей… Но четкого плана, как любит бизнес, нет.Это какая-то агония: власти разных уровней перекладывают ответственность друг на друга.Да, им тяжело принимать решения, от которых зависят судьбы людей. Но мы сейчас — про бизнес, а нам нужен четкий план. Его нет. И все зависит от степени адекватности местных властей. Есть некие распоряжения от центра, а уж как это все интерпретировать…

Я общаюсь с собственниками в регионах России, за рубежом в бывшем СНГ. И это как куранты в Новый год: Саратов — закрылся, Воронеж — закрылся…

У нас ограничения: то 30 гостей, то 50. Но я региональной власти благодарен, что пока сохраняется адекватное восприятие ситуации. Региональная власть нам дает более-менее четкие инструкции. Так,министр спорта Леонид Раппопорт дал рекомендацию ограничить посещения 50 людьми.Мы усилили обработку тренажеров, вообще всех поверхностей, используем антибактериальное мыло,отключили рециркуляцию воздуха в системе кондиционирования: не один и тот же воздух «гоняем», а заменяем его. Инструктировали персонал, клиентов. Хотим перенять идеи коллег из других городов. Это не лояльная, но действенная мера: у новичков просят загранпаспорт и проверяют штампы о пересечении границы. Не все граждане, к сожалению, социально ответственные.

Решение президента отправить всех на каникулы мне не нравится. Малому бизнесу надо работать,чтобы остаться на плаву.

Я не педалирую тему собственно коронавируса: у каждого о нем свое мнение. Но моя позиция такая: Ревда печальный лидер по онкологии и туберкулезу в силу своего расположения. И это куда страшнее коронавируса. Как действовать? Я за конкретные действия, а не полумеры. Смотрите, Москва. Закрывают фитнес-клубы,но не трогают метро, а почему? Все, кто хоть раз был в Москве, знают, что такое местное метро. А почему не закрывают церкви? Туда приходят люди из группы риска, им невозможно запретить целовать иконы…Это нормально? А в Индии объявили комендантский час и закрыли вообще все. И этот план мне кажется реальным.

Про снижение выплат вообще не приходится говорить. Это лишь глашатай объявил. Распоряжений нет. Мы обсуждаем только предложения. 23 марта было предложено отсрочить муниципальную аренду. И — ничего.

Рассчитывать нам не на кого. Но это не новость. У нас готов антикризисный план: переход в онлайн,тренировки на улице. Мы не бросим клиентов.Предприниматели нашей сферы в России сейчас в коме. И ситуация меняется ежечасно. Мы не можем оценить всю серьезность ситуации, но это страшно.

Думаю, в этой ситуации выживут только диверсифицированные компании: имеющие независящие друг от друга, но смежные отрасли. Если где-то форс-мажор, то другие отрасли дают возможность жить и работать дальше.

Полная версия материала сайта «Ревда.инфо» — здесь.


Ксения Колганова, руководитель квест-центра «Клетка», Краснодар

— Мы занимаемся организацией квестов не только для взрослых, но и для детей с 7 лет. Поскольку мы занимаемся развлечениями, ориентированными на детей, ограничения коснулись нас одними из первых. За прошлый месяц у нас в центре было около 200 команд. Последние две недели мы, можно сказать, простаиваем — за это время через нас прошло команд пять.

Я очень осторожный предприниматель и кредитов у меня, к счастью, нет. Есть какая-то финансовая подушка на два-три месяца. Но такая ситуация далеко не у всех. По поводу сотрудников — все мои ребята находятся на сдельной оплате и в данный момент они все ушли по домам, потому что игр нет и на рабочем месте сижу я одна. У меня всего два-три помощника, но они уже сейчас сидят без денег, у одной женщины двое детей. Что будет дальше, не понятно. Я постараюсь им помочь, буду выплачивать им какие-то компенсации, чтобы у них были деньги на хлеб и коммуналку.

Мы просим администрацию ТЦ о какой-то лояльности — речь об арендной плате, которая является статьей наших основных затрат, но, к сожалению, никаких скидок «СБС Мегамолл» нам предоставить не может, поскольку администрация, заявляющая о том, что людям нужно игнорировать торговые центры, сама не делает скидку на налоги и коммунальные платежи. И торговым центрам сейчас нечем оплачивать эти счета, точно так же как нечем платить и нам. Получается очень интересная история, что платит в итоге бизнес. Не очень понятно, кто будет создавать спрос через два-три месяца? Кто будет платить налоги?

Я обратилась на круглосуточную горячую линию поддержки малого и среднего бизнеса, обозначила свою проблему. Мне ответили, что рассмотрят мой вопрос, но пока не знаем, когда — настолько нас много и они просто не успевают. Я верю, что у них много работы и все это очень сложно, но нам бы тоже хотелось бы понимать, что нам делать дальше — пытаться выжить или закрываться окончательно?

Хотелось, чтобы у администрации было понимание, что мало просто делать лицо — нужно реально что-то делать и помогать бизнесу. Я не говорю, что нужно вытаскивать нас или давать деньги — мы сами все сделаем, но нам нужны какие-то временные послабления, льготы от арендодателей. Я прочитала, что субсидии могут получить заведения общепита и сельхозпроизводители. А что с нами?

P.S.: 26 марта, после того, как вышло распоряжение главного санитарного врача Краснодарского края и наше заведение закрылось, мы с «СБС Мегамолл» подписали дополнительное соглашение, по которому мы освобождаемся от арендных и коммунальных платежей на весь срок карантина.

Полная версия материала на сайте «Юга.ру»https://www.yuga.ru/articles/economy/9069.html


Максим Базилевский, владелец кафе «Карл у Клары», Томск

В условиях карантина надеется перейти на доставку еды или продажу еды на вынос. У заведения есть обязательства перед сотрудниками и арендодателями, и их надо выполнять,

— Я 17 лет прожил в Канаде, потом вернулся в Россию. Первая серьезная работа у меня была в Канаде. Я закончил филфак ТПГУ и мой первый бизнес был связан с преподаванием. Я думал уже о том, чтобы закрыть кафе из-за коронавируса. Никто не знает, что будет наследующей неделе. У нас уменьшается поток людей, которые приходили на бизнес-ланч,так как многие перешли на удаленку. И неизвестно, что делать дальше. А у нас есть обязательства перед арендодателем, поставщиками. Неизвестно, как мы будем выживать дальше. Получится ли на доставку перейти? Думали уже о том, что, когда закроемся,делать онлайн-концерты. Я и сам пою. Пока не закрылись, наши сотрудники носят маски,перед выходом на работу у всех проверяют температуру. Также мы намного чаще все дезинфицируем: и посуду, и столы.

Помощи от государства я жду, но и не надеюсь на нее. Считаю, что за те деньги, которые мы платим в качестве налогов, государство должно предоставить нам льготы в этот период. Я, правда, еще не понял, как будет работать система поддержки малого бизнеса,который пообещал Владимир Путин. Да и большинство у нас в стране работает на«белую» и «серую». И не хотят официально работать.

С 28 марта по 5 апреля все заведения общепита Томской области перешли на режим продажиеды навынос. В кафе или рестораны допускаться посетители не будут. Если компания не сможетработать в таком режиме, то она должна приостановить свою деятельность до 5 апреля.

Полная версия материала телекомпании ТВ-2 — здесь.


Надежда ПОНОМАРЁВА, директор «Северной мануфактуры», Архангельск:

— Мы на рынке десять лет, занимаемся производством товаров народных художественных промыслов. Каждый год, примерно в этот период заключаем контракты с различными бюджетными организациями — на сувенирную продукцию, корпоративные подарки,праздничную атрибутику. Планировалось, что в ближайшие несколько лет эти контракты принесут нам порядка пяти миллионов рублей. Но сейчас практически все заказы отменились, даже те, где мы уже были определены как поставщики, разрабатывались договоры — оставалось поставить подписи. Понятно, что руководители бюджетных учреждений страхуются, у нас не жизненно необходимый товар. Однако история очень печальная.

На март еще хватит денег на зарплаты и другие текущие расходы, а на апрель, если ситуация будет развиваться так, как сейчас, уже нет. А в коллективе — двадцать человек,есть возрастные сотрудники, многодетные мамы. Режим удаленной работы для нас не подходит, так как оборудование мастерам домой не перенести. Пока стараемся устанавливать оптимальные графики.

Полная версия материала издания «Бизнес-класс Архангельск» — здесь