Как качканарцы пережили отключение газа в лютый мороз

После аварии 21 февраля на газораспределительной станции жители Качканара и близлежащих поселков остались без газа. Это более 10 тысяч квартир и более 900 частных домов.

В связи с ЧП качканар­цы перестали получать и нормальное отопление, а на улице стояли сильные моро­зы. Утром 22 февраля стол­бик термометра опускался до минус 32 градусов.

Если в многоквартирных домах тепло еще держа­лось, то в частных домах люди замерзали и пытались обогреться разными спо­собами. По свидетельствам качканарцев, температура в доме падала до 5 граду­сов, у кого-то было 11-12 градусов. Спали в одежде. Обогревались электриче­скими приборами, промыш­ленными фенами, тепловы­ми пушками.

Жители татарского поселка две ночи провели без газового отопления

30 часов без сна

Полностью ликвидиро­вать последствия аварии уда­лость лишь спустя два дня.

— На третьи сутки после аварии жизнеобеспечение города вернулось в нор­мальный режим, — проком­ментировал ситуацию 24 февраля глава городского округа Андрей Ярославцев. — Я благодарю жителей горо­да за проявленное терпение, гражданскую зрелость и вза­имовыручку. Считаю, что все службы отработали слажен­но: и газовики, и энергетики ТЭЦ. Отдельная благодар­ность руководителю газовой службы города Игорю Серге­евичу Шнек и его подчинён­ным. Сам Игорь Сергеевич отработал с момента аварии свыше 30 часов без сна, ор­ганизовывая восстановление газоснабжения.

На помощь приехали газовики из других городов

«НК» направил запрос в компанию «ГАЗЭКС», мы за­давали много вопросов, в частности, спрашивали о при­чинах аварии, как и в какие сроки устранялись послед­ствия, сколько человек было задействовано в устранении аварии. Также мы поинтере­совались, во сколько оцени­вается ущерб от случившейся аварии и правда ли, что не­давно на этой газораспреде­лительной станции был сде­лан капитальный ремонт.

Ответ из пресс-службы ГАЗЭКСа пришел оператив­но, но многие наши вопросы остались без ответа.

— Газораспределитель­ная станция является объек­том ООО «Газпром трансгаз Югорск», — написала нам пресс-служба компании. — После того, как прошли аварийно-восстановитель­ные работы, сотрудники АО «ГАЗЭКС» осуществили за­пуск системы газоснабжения города, газорегуляторных пунктов, повторные пуски газа в жилые дома, настрой­ку газового оборудования. В помощь сотрудникам Ком­плексно-эксплуатацион­ной службы АО «ГАЗЭКС» по Качканару были направлены коллеги из Нижней Туры, Красноуральска, Нижнего Тагила и Серова. Благодаря мобилизации сил работы по восстановлению газоснабже­ния города проведены в сжа­тые сроки. Сотрудники АО «ГАЗЭКС» работали все эти дни до поздней ночи, невзи­рая на морозы.

Как сообщала офици­альная страница Свердлов­ской области ВКонтакте, 24 февраля специалисты еще продолжали аварийно-вос­становительный ремонт на газораспределительной станции. «Сложные погод­ные условия не позволяют проводить ремонт обору­дования ускоренными тем­пами, — отвечала «Сверд­ловская область» жителям Качканара, которые жалова­лись, что в их квартиры или дома еще не поступил газ. — По последним данным, вчера удалось подключить 97 многоквартирных домов во 2, 4, 5, 10, 11 микрорайонах и по улице Свердлова. Также подача газа уже восстанов­лена в домах Валериановска и частного сектора. Сегодня с самого утра специалисты бросили все силы на подклю­чение еще 44 домов в 7, 8, 9 микрорайонах и по Свердло­ва (дома 12, 14, 16 и 45)».

Как мы уже писали в про­шлом номере «НК», губерна­тор Евгений Куйвашев по­сле происшествия поручил местным властям обеспе­чить людей, которые живут в частных домах, дровами или обогревателями, в городе подготовили несколько пун­ктов для временного разме­щения людей. Сообщается, что были организованы пун­кты обогрева в трех школах.

Собирали обогреватели

Вечером 22 февраля де­путат местной думы Ульяна Ахметьянова разместила на своей странице в соцсетях обращение к жителям Кач­канара с просьбой помочь с обогревом частных домов.

Мы поинтересовались у Ульяны, почему она решила помочь.

— Это была инициати­ва главы. Он позвонил мне около 18 часов с просьбой помочь найти предприни­мателей, которые смогут ор­ганизовать доставку дров. Я передала два контакта. Также я собрала дома все обогреватели, и мы с мужем увезли их вечером в админи­страцию города. На мой пост в соцсетях откликнулась ещё одна девушка, которая пред­ложила тепловентилятор. На следующее утро мне написа­ла женщина из посёлка Ва­лериановск, которая живёт в частном доме одна с детьми, они замерзали. Я связалась с главой, передала их кон­такты. Считаю, что админи­страция города и все люди, которые принимали участие в ликвидации этой аварии, молодцы.

Мне потом написала эта женщина из Валериановска, что 23 февраля ей всё отогре­ли и запустили. Поблагода­рила за содействие.

Туалет покрылся льдом

«НК» связался с той самой жительницей Валериановска Екатериной. Она рассказала, как она с детьми переживала эти непростые морозные дни без отопления и газа. Жен­щина живет в частном доме, у неё двое детей 15 и 10 лет, к тому же Екатерина в поло­жении.

— Мы справились своими силами, сейчас уже всё хоро­шо, — сказала она 24 февра­ля. — К нам приходил глава поселка Александр Бобров, звонил председатель думы Юрий Бячков, интересова­лись, как у нас дела. В итоге тепловую пушку мы взяли у родных. Замерзали, конечно, температура в доме была та­кая, что в туалете лед намерз. Систему пришлось сливать, вот сейчас боюсь, что при­дут огромные счета за воду и электроэнергию. Изначально я обратилась в «Новый Кач­канар», в их группу Вконтак­те. Лариса Плесникова мне подсказала позвонить Улья­не Ахметьяновой, что она со­бирала обогреватели. Тогда Ульяна позвонила в админи­страцию Валериановска.

Детей своих я отправила к бабушке, сама пошла к се­стре, чтобы не замерзнуть. Позвонила в аварийку газо­вой службы, а они меня от­читали: как я могла оставить систему без присмотра. А что мне делать, замерзать? Я ведь беременная. Слава богу, трубы у меня в доме не размерзлись, не прорвало ничего. Запускать систему помогал муж сестры. Мы 23 февраля уже дома ночевали. Знаю, что у некоторых людей были проблемы с запуском котла.

Грелись русской печкой

У Ильи Русакова бабушка живет на «кулацком» посел­ке, он рассказал «НК», как их семья сражалась с послед­ствиями аварии:

— Газ на «кулацком» по­селке отключили вечером 21 февраля. Сначала сосе­ди начали перезваниваться, все спрашивали: «У вас есть газ?».

Дозвониться по 05 не мог­ли. Потом уже знакомые на­чали скидывать сообщения, что это аварийное отключе­ние. Мы еще надеялись, что газ дадут через пару часов. Но за эти пару часов батареи остыли до комнатной темпе­ратуры.

Хорошо, что мы, когда проводили отопление, не убрали печки: русскую на кухне и голландскую в ком­нате. Дрова у нас тоже были, поскольку есть баня. Русскую печь мы затопили сразу, правда, на шесток вылилось примерно три таза воды: это таял куржак в трубе. А вот чтобы растопить голланд­ку, пришлось в 10 вечера по пояс в снегу лезть на крышу и пробивать трубу ото льда. Пробить не удалось, при­шлось забираться на чердак, бросать переноску и разогре­вать трубу промышленным феном. Ну, ничего, отогрели.

В эту ночь наша бабушка (которая живёт в доме одна, мы приходим только помо­гать) попросила, чтобы с ней кто-то остался ночевать, по­тому что ей было страшно. И больше всего пугала неиз­вестность.

Было страшно: выдержит ли проводка

— У наших соседей по ули­це печей осталось мало, по пальцам пересчитать. У бли­жайших соседей тоже печи разобраны, — продолжает Илья. — У кого были обогре­ватели, те их и включали. Но было страшно за проводку: вдруг у кого-то она не выдер­жит? Ведь все дома старые.

В районе часа ночи у на­шего дома на Пушкинской остановилась пожарная ма­шина. Мы очень перепуга­лись, потому что подумали, что загорелся чей-то дом.

В это время соседи тоже увидели у нашего дома по­жарку и подумали, что заго­релся наш дом. Они уже хоте­ли бежать к нам, как увидели у калитки своего дома жен­щину. Она крикнула, что всё нормально, никто не горит, и сказала, что привезла обогре­ватель. Соседи ответили, что у них есть обогреватели, пусть отдадут тем, кому нужнее.

Соседи попросили побла­годарить через газету этих женщин, которые во втором часу ночи делали подомовой обход. Низкий поклон им за заботу и сердечная благодар­ность!

Ночь мы переночевали в тепле, наутро позвонила другая соседка и сказала, что, несмотря на наличие обо­гревателей, у нее из крана не идет вода, видимо, пере­мерзла. После прогрева тру­бы водоснабжение восстано­вилось.

После тяжелой, почти бес­сонной ночи наступил не менее тяжелый день 22 фев­раля. Все были в неизвестно­сти: дадут газ или нет? Днём снова перезванивались с соседями, узнавали, кто как пережил ночь и в каком со­стоянии трубы отопления. Днём мы топили печку, но уже прочитали в соцсетях, что на «кулацком» газ дадут сегодня. Причем, было объ­явлено, что дома будут обхо­дить газовики и без них газ не включать.

Лично к нам газовики так и не пришли, мы сами перио­дически пробовали включать и часов в 8 вечера услышали, что газ идет. Мы подключили котёл, и спасительное тепло пошло по трубам.

Ночь прошла в тепле. На­утро прибежала одна из со­седок, спросила, есть ли у нас газ. Мы ответили, что газ вечером дали, и котёл мы подключили. Она со слезами рассказала, что, как и поло­жено, ждала газовиков, но они не пришли. Она живет одна и побоялась подклю­чать котёл самостоятельно. В результате у нее перемерзла труба отопления. Утром она попыталась дозвониться до газовиков, узнать, что же ей теперь делать, но дозвонить­ся не смогла.

С сожалением и глубоким сочувствием мы узнали, что в ночь с 22 на 23 февраля на «татарский» поселок газ дать не успели. Мы очень пережи­вали за них: как они там, не замерзли, целы ли системы отопления?

При 5 обогревателях перемерзли трубы в доме

Жительница частного сек­тора Анастасия Лукашенко тоже поделилась с «НК» сво­ей историей борьбы.

— Огромное спасибо ро­дителям и друзьям, что одол­жили нам обогреватели. Ночь на 22 февраля мы пережили нормально, прохладно, но терпимо, — рассказала Ана­стасия. — Весь ужас начался уже 22 февраля.

В 7 микрорайоне обещали подключение газа с 11 утра, но из-за большого объёма ра­бот газовая служба не справ­лялась. И уже к 15 часам при пяти работающих обогре­вателях у нас дома было 11 градусов. Пробки вышиба­ло несколько раз, и каждый раз «душа уходила в пятки»: если встанут обогреватели, дом превратится в сосульку, а трубы порвёт.

В этот день я практически жила у входной двери, ждала газовиков, мониторила соц­сети, чтобы знать передви­жение газовиков по улицам. Часов в 19 газ дали, радости не было предела: плита ра­ботает, котёл запустился. Но скоро радость перешла в тре­вогу: вода греется, а батареи ледяные, котёл вскипел, за­шипел и отключился. Объяс­нить свое состояние не смогу, полная беспомощность, муж на работе, я не могу чинить газовый котёл, да и опасно это. До аварийки я смогла дозвониться уже в час ночи, обещали утром отправить газовиков. А это значит, ещё одна ночь без отопления, а на улице уже -35 градусов.

С утра мы с мужем реши­ли слить систему и залить заново. Оказалось, что у нас перемерзли все трубы, при плюсовой температуре в доме, при пяти работающих обогре­вателях, и в котле есть функ­ция от замерзания, но все ЗАМЕРЗЛО. Спасибо сотруд­никам ГАЗЭКСа, 2 раза приез­жали к нам, проверили котёл на исправность, все в порядке, а то у меня началась паника, что сломался котёл, а значит, неизвестно, сколько ещё без отопления. И вот 23 и 24 фев­раля мы отогревали по ма­леньким кусочкам трубы, мед­ленно шли от одной батареи к другой, и уже к ночи запусти­ли все отопление. Какую же радость я испытала от горячих батарей, победу над сильней­шим врагом-морозом.

Я благодарна всем со­трудникам ГАЗЭКСА, всем, кто приехал на подмогу из других городов. Ведь хоть один день промедления — и последствия были бы куда печальнее. Хочу пожелать терпения и удачи всем, кто пострадал сильнее нас.

Два дня без горячей еды

В этот день без отопления остались не только посёл­ки, без газа остались жите­ли многоквартирных домов. И хотя криков о помощи от жителей газифицированных квартир не было, всё-таки в комментариях девушка Анна спрашивала, как быть её де­душке, который на два дня остался без горячего пита­ния и даже без горячего чая.

Комментаторы в груп­пе недоумевали: неужели в квартире нет микроволновки и электрического чайника? Оказалось, что у Аниного де­душки такой бытовой техники нет. Тогда кто-то посоветовал купить хотя бы кипятильник, который стоит 80-100 рублей. Возможно, чайник был у со­седей. В таких ситуациях, ду­мается, никто бы не отказал пожилому мужчине в горячей еде или в кипятке.

Люди отказывались покидать дома

Администрация города привлекла добровольцев к оказанию помощи замер­зающим жителям частных секторов. Волонтеры по­делились впечатлениями с журналистами «НК».

— В районе 21.00 21 фев­раля меня из администрации попросили найти людей и подключиться к подворово­му обходу территории част­ного сектора в 7 микрорайо­не. Я и волонтер Иван Харин незамедлительно подклю­чились к обходу. Иван начал с нижних домов, я — с верх­них. Через некоторое вре­мя посередине сектора мы встретились, — рассказывает волонтер Александр Сере­бряков.

Волонтерам нужно обой­ти каждый дом и участок; выяснить, какая система отопления установлена в доме. Напомним, что част­ный сектор 7 микрорайона имеет центральное отопле­ние. Если выяснялось, что жильцы перешли на газовое оборудование, то мужчины интересовались, есть ли ка­кая-нибудь альтернатива отопления дома на время от­сутствия газа.

— Практически все жители перешли на газовую систему отопления, за исключени­ем единичных случаев. При обходе выяснилось: почти ни у кого нет даже малень­кого обогревателя. Кого-то выручили родственники и привезли им обогреватели, кто-то, предвидя опасность перемораживания систе­мы отопления, сливал воду из радиаторов. Все заявки о необходимости в тепловых приборах передавались в мэрию, где шли поиски обо­гревателей, — говорит Алек­сандр.

Развозить обогреватели помогали работники адми­нистрации и Анна Мироно­ва с друзьями-волонтерами. Покидать свои дома и разме­ститься в центре временного размещения люди отказыва­лись.

По словам волонтера, все с пониманием относились и ждали помощи. Люди удив­лялись, когда уже через не­сколько часов им привозили обогреватели.

— Большинство людей даже не знает, куда обратить­ся за помощью, и не знают номер телефона единой де­журно-диспетчерской служ­бы. Но в тот день дозвонить­ся до них было практически невозможно. А ведь никто не задается вопросом: где сотрудники администрации брали обогреватели? Каж­дый работник обзванивал родственников и знакомых, они везли свои обогреватели из домов и гаражей, — отме­тил Александр Серебряков.

Спасли дедушку от холода

Вот что нам рассказала во­лонтер Анна Миронова.

— В социальных сетях есть группа, где общаются волонтёры. Туда написали, что нужна помощь. Я отпра­вила сообщение в нашу во­лонтёрскую группу «Дари­Добро#Бро», мои ребята тут же откликнулись. Мы собра­лись и поехали по кулацкому посёлку, по улице Толстого. Стучали в дома, спрашивали у людей, как обстановка, чем обогреваются, нужна ли по­мощь. Многие справлялись своими силами, говорили, что ночь продержатся, но мы всё равно оставляли свои но­мера, чтобы люди звонили по любым вопросам, — рас­сказывает Анна.

По словам волонтера, в стареньком доме по Тол­стого, 76, живёт одинокий дедушка. У него было очень холодно, печка не топилась. Мужчина грелся от одной старой однокомфорочной плитки. Ребята оперативно нашли для него тепловую пушку, ее отдал во времен­ное пользование один из до­бровольцев.

Волонтеры ездили по по­селку, несмотря на позднее время. В тот же вечер им поступил звонок с просьбой развезти два обогревателя для жителей с улицы Тол­стого. В трёх домах вообще двери не открыли, а в двух домах сказали, что обогре­ватели они не просили. Тогда ребята передали обогревате­ли девушкам, которые тоже ездили по другим улицам.

— Очень рады, что мы по­могли замерзающему дедуш­ке. Просто сейчас на этих по­сёлках выстраивают больше коттеджных домов, и в них живут молодые люди, они самостоятельно справились с ситуацией. А старики более уязвимы. Когда мы приехали к дедушке, он открыл дверь с такой опаской и был очень серьёзен. Лишнее слово не вытянешь. Но когда при­везли тепловую пушку, он горячо благодарил. Как уда­лось выяснить, этот пожилой мужчина много лет прорабо­тал в ГОКе, — отмечает Анна.

На следующий день по­сле происшествия в одной из групп в социальной сети был брошен крик о помощи. По улице Набережная замерзли несколько домов. Волонтеры выезжали, отогревали систе­мы и еле-еле запускали тепло.

Юлия Кравцова, Юлия Гофлер, Лариса Плесникова, Елена Строганова


Прокуратура Качканара проводит проверку в связи с аварией на сетях газоснабжения, в результате кото­рой жильцы 961 частного дома остались без газа. Бу­дет дана правовая оценка соблюдению прав граждан на бесперебойное снабжение коммунальными ресурсами, а также установлено, проведено ли устранение аварийной ситуации на сетях в строки, предусмотренные законом.