Как же жить без УЗИ?
Только в этом году я дважды обращалась в больницу. И каждый раз врачи отправляли меня на УЗИ-диагностику. И в обоих случаях они даже не предлагали мне пройти ультразвук бесплатно. Поэтому частной клинике я отдала свои 2000 рублей.
Хотя главврач Лилия Ворончихина говорит, что проблем с УЗИ у нас в Качканаре нет, очереди тоже нет, и даже более того, каждый день по нескольку человек на бесплатное УЗИ в поликлинику вообще не являются, потребность в УЗИ-диагностике с каждым днем только увеличивается. А судя по тому, что каждый медик обязательно отправляет пациента на ультразвук, складывается впечатление, что врач уже просто не может поставить диагноз без УЗИ.
Так кто же здесь тогда лукавит? Лилия Ворончихина, которая, возможно, не знает о потребностях горожан, или медики, которые не хотят или не могут ставить диагноз без УЗИ? Качканарцы даже предполагают, что врачи из ЦГБ в доле с диагностами из платных медицинских центров и именно поэтому постоянно направляют их на платное УЗИ.
Узнать, что же это за волшебная процедура, без которой сейчас не обойтись, мы решили у специалистов по УЗИ. В стационаре ЦГБ работают двое диагностов: Елена Скрябина (стаж работы 21 год) и Елена Берстенева (стаж 17 лет).
Как рассказывает Елена Берстенева, работают они при нагрузке в 130 процентов. Но, как считает медик, и очередь на УЗИ, и нагрузка на врачей могла бы быть меньше, если бы этот метод диагностики более рационально использовали. А Елена Скрябина предполагает, что с помощью УЗИ врачи снимают с себя ответственность за постановку диагноза.
– Запись на УЗИ есть в постоянном режиме. В детской поликлинике она ведется через регистратуру, если маленького пациента направляет педиатр. Запись на скрининговое обследование детей до 1 года я веду сама. Во взрослой поликлинике узкие специалисты записывают пациентов у себя в кабинете, а терапевты – в общей очереди, – рассказывает тонкости Елена Берстенева.
– У нас пациенты хотят быстро получить результат. Пациент обращается с жалобами, а врач не может сразу поставить диагноз, ему надо провести обследование: взять анализ крови, кардиограмму, только потом он сделает вывод. Ультразвук в этом плане достаточно экономичный вариант, он позволяет выявить орган, на который стоит обратить внимание.
Чтобы не было ажиотажа вокруг УЗИ, нужно поменять отношение к нему: понимать, что есть экстренная диагностика, когда врач должен определить необходимость в экстренном оперативном лечении, и есть профилактическое скрининговое обследование, которое проводится по государственной программе. А наши пациенты хотят для себя иметь свой скрининг.
– Какие обследования необходимо проводить обязательно? Даже если ничего не беспокоит?
– Существуют международные стандарты профилактических обследований. Так называемый «золотой стандарт», чтобы исключить патологию молочной железы, щитовидной железы, органов брюшной полости, онкологию желудка и кишечника. Например, каждая женщина раз год должна пройти УЗИ молочной железы и раз в два года – маммографию. При соблюдении этого графика вероятность своевременно обнаружить онкологию молочной железы – более 90 процентов. То же насчет онкологии желудочно-кишечного тракта – раз в год ФГС, УЗИ, анализ кала, и кровь на печеночные пробы.
– Пациент должен делать это за свой счет, или в поликлинике проводят все обследования бесплатно?
– Естественно, бесплатно. Но у нас очередь, и значит нужно себя организовать. Запланируйте профилактику на летний период, когда у нас нагрузка меньше. Доктору нужно сказать, что вы хотели бы профилактически обследоваться.
– Если у человека болит, например, желудок, он приходит к врачу, а врач говорит: «Вам нужно сделать УЗИ, но очередь на два месяца вперед». Больной должен бежать и делать УЗИ за деньги?
– Нужно у доктора поинтересоваться: «Зачем вам мое УЗИ? Вы какое-то заболевание подозреваете?» Нужно всегда спрашивать, для чего это нужно. Если вам что-то предлагают, спросите. Если врач хочет просто посмотреть, то это будет профосмотр в рамках диспансеризации, а если экстренно – то записывайте бесплатно.
Если бы доктор сказал: «У вас есть проблемы, мы начинаем обследование, берем анализы, назначаем лечение, чтобы снять боли», то никуда бы вы не побежали. К сожалению, у нас нет планового подхода к пациенту; я не знаю, с чем это связано: с загруженностью, нехваткой времени, с особенностями темперамента.
УЗИ, конечно, упрощает процесс, но им надо разумно пользоваться. Мы работаем с перегрузкой 130 процентов в год. Обследуем около 10-11 тысяч пациентов в год. Это четверть населения! И это еще без диспансеризации и скрининга для детей до 1 года, для будущих первоклашек и по программе «репродуктивное здоровье», где мы обследуем всех 14-15-летних. Это огромная цифра!
Может быть, в платную клинику идут люди с желанием поговорить. Чтобы все объяснили, показали подробно. При нашей нагрузке у меня нет такой возможности.
– Вы не можете и не должны ставить диагноз?
– Мы и не ставим диагноз, а пишем «УЗИ-признаки». Мы просим пациентов всегда приходить с карточкой, потому что это облегчает нашу задачу. Основной процесс состоит не в том, чтобы воспользоваться аппаратом и поводить датчиком по органу, он происходит в голове доктора – при расспросе пациента, при рассмотрении анализов, плюс то, что он увидел на экране.
– Получается, что вы работаете вместо терапевта? Ведь это терапевт должен поговорить, расспросить, посмотреть результаты анализов и УЗИ-обследования?
– Да, но, к сожалению, мы вынуждены этим заниматься. Потому что сам ультразвуковой диагноз невозможно выявить на основании только одного осмотра. Мы можем рекомендовать какое-то дообследование, но ультразвук – это не панацея.
– Если есть необходимость работать в комплексе, то не лучше ли обучить УЗИ каждого терапевта? Поставить в каждом кабинете по аппарату?
– УЗИ-диагностика пре-
дусматривает наличие медицинского образования. Но мое мнение, что каждый должен заниматься своей работой. В ультразвуке очень много тонкостей. Начиная работать, я меньше сомневалась в диагнозе и работала быстрее, чем сейчас. Без знания клиники, без знания особенности течения заболевания невозможно работать на УЗИ.
Проучившись на УЗИ-диагностику суставной системы, я очень долго работала в тесном контакте с нашими хирургами. Поступает пациент, я его смотрю, разговариваю с хирургами, иду на операцию, смотрю, как это выглядит, только после этого чувствую себя уверенно.
Также я ходила и на другие операции раньше, и сейчас всегда спрашиваю у докторов, так ли я увидела, а действительно ли такая картина, постоянно контактирую с рентгенологами. Хорошо было бы, чтобы все всё умели, но качество пострадает.
– Почему каждый врач назначает УЗИ автоматически? У людей складывается впечатление, что без ультразвука он не может поставить диагноз. То же самое касается беременных. При подозрении на беременность в женской консультации напрямую просят без результатов УЗИ не обращаться.
– Это вопрос к организаторам здравоохранения. Почему у врачей такая квалификация, что они ничего без УЗИ не могут? Ультразвук — это не то обследование, на которое можно посылать всех подряд. В таком случае нам не был бы нужен ни хирург, ни терапевт, мы бы поставили кучу аппаратов и обучили бы всех врачей.
А установление факта беременности проводит врач. И если беременность протекает без изменений, то первое скрининговое УЗИ проводится на сроке 11-14 недель. И это неправильно, что без УЗИ врач не может диагностировать беременность, на это стоит обратить внимание администрации.
– Если вы говорите, что работаете с такой огромной нагрузкой, может быть, все-таки добавить еще аппарат и специалиста?
– Есть необходимость в разумном отношении не только к УЗИ, но и к любому виду обследования. Мы же всем подряд назначаем анализы крови, например. И в итоге кто-то у нас всегда в режиме обследования, а кто-то попасть на прием не может. И ищет другие способы попасть в больницу, в том числе и платные. И получается, что вопрос только в том, что нерационально используются возможности УЗИ-диагностики.
Я не против платных центров. Бывают ситуации, когда человеку сходить в платный центр легче психологически, чем ждать приговор врача. Вопрос обращения в платные клиники – это вопрос психологический. Из разряда «я не хочу ждать, я хочу быстрее, я хочу получить поддержку».
– В 2015 году по статистике у нас снизилась смертность от онкологии. Помогает ли УЗИ выявить онкологию?
– Диагноз онкологического заболевания ставится не только на ультразвуке, это и изменения в анализе крови, и анамнез. Мы всегда подозреваем онкологию. Мы не можем сказать, есть онкология или нет, а предлагаем только дообследоваться. Может быть, пациенту легче, когда мы так говорим, чем услышать от терапевта: «У вас онкология, поезжайте в онкоцентр». И терапевты, возможно, снимают с себя ответственность за диагноз.
– Наверное, неприятно говорить такое.
– Вы думаете, нам приятно? Каждую онкологию, которая у нас выявлена, мы отслеживаем, созваниваемся с докторами, выясняем, чем все закончилось, куда направили, судьбой пациента интересуемся.
– Больший охват УЗИ помогает снизить смертность от онкологии?
– Смертность не снижается от количества УЗИ. Помогает только ранняя обращаемость. Не так давно мы выявили опухоль в почке у молодой женщины, – включается в беседу Елена Скрябина. – Я смотрела ее больше часа. Дважды проверяла. И будь на моем месте врач помоложе, не знаю, увидел бы он опухоль? Видимо, у меня какое-то шестое чувство сработало. Это опыт. И сообщить ей не знаю как, – делится своими эмоциями врач. – Потом я уже сказала, что мне не нравится изменение в почке. Женщине уже назначили операцию. И знаете, как здорово: мы же предотвратили рак!
Поэтому нельзя поставить больше аппаратов и обучить больше специалистов – от количества пострадает качество. Надо иметь багаж знаний и жизненный опыт. Иногда на одно обследование уходит больше часа.
– Онкологических больных стало больше или меньше?
– Онкологических больных не становится меньше. Но об этом же не говорят, это политика. Если раньше онкологический пациент был раз в месяц, то сейчас, если день прошел и ни у кого не выявили онкологию, то спасибо, Господи. И я не думаю, что было меньше онкологических больных, просто опыта было меньше. Нужно быть онконастороженным всем врачам всех специальностей. Бывает, что пациент приходит с подозрением на онкологию одного органа, а выявляем совсем в другом. А знаете, сколько опухолей почек? Это вообще не поддается подсчету. Поэтому не забываем про «золотой стандарт» и занимаемся своим здоровьем!
Главврач Лилия Ворончихина:
Народ должен знать, что УЗИ – не панацея.
– Если врачи сразу отправляют на УЗИ, значит, думать не хотят. Мы же работали в молодости, у нас не было ничего, ни УЗИ, ни ФГС. И мы воспитываем так своих докторов. Но приходит молодежь.
В медицине на первом месте всегда стоит клиника, то есть симптомы заболевания. Именно на них опирается врач в постановке диагноза, а УЗИ – всего лишь вспомогательная процедура. И назначать его надо по показаниям. И если доктор считает, что надо УЗИ, то пациент не должен за него платить.
УЗИ не ставит диагноз, а только показывают картину заболевания. Это дополнительный метод и не 100% диагностика. Ссылки на него при постановке диагноза делать нельзя. И если клиника не совпадает с результатами УЗИ, врач может на него вообще не опираться. Своих врачей мы учим, что клиника – первым делом. Надо работать с пациентом: расспросить, посмотреть, пощупать, и если есть какие-то подозрения, то только тогда отправлять на УЗИ.
Надо понимать, что УЗИ не дает ничего. Ажиотаж в городе создается искусственный, это просто частные фирмы зарабатывают таким образом деньги.
Что касается онкологических заболеваний, то смертность от онкологии снижается не за счет УЗИ-диагностики, а за счет раннего выявления заболевания. У женщин большую часть составляет рак молочной железы, для выявления которого есть маммография. У мужчин – легкие, и для этого есть флюорография.
Ультразвуком исследуют только плотные органы. На наличие онкологии при помощи УЗИ невозможно исследовать головной мозг, органы брюшной полости, шейку матки, кишечник и прямую кишку. Возможно увидеть онкозаболевание при УЗИ щитовидной железы, почек и печени, но и то не всегда. Опухоль поджелудочной железы вообще трудно выявить, всегда рассмотреть поджелудочную мешает кишечник или излишняя полнота пациента. Поэтому народ должен знать, что УЗИ – не панацея.
P.S. Найти своего врача, которому вы сможете безоговорочно доверять, работать в сотрудничестве, обязательно разговаривать с врачом и спрашивать, зачем вам назначили то или иное обследование или препарат –идеальная картинка мира, к сожалению, в наших реалиях совершенно невозможная. И врачи-диагносты, и главврач уверены, что медики, отправляющие без лишних разговоров на УЗИ, просто не хотят думать. А пациенты полагаются на результаты ультразвукового исследования как на истину в последней инстанции и даже не доверяют диагнозу, если врач не делал УЗИ.
Искусственный ажиотаж вокруг ультразвука могла бы снять его доступность: когда каждый пациент может получить качественное обследование бесплатно и без очереди. Но при нынешнем финансировании здравоохранения нам все-таки приходится платить за все наши «хотелки».