Каждый ребёнок — звезда

Педагог Анастасия Малафеева раскрыла свои секреты педагогического мастерства

В начале весны два молодых качканарских педагога вышли в финал регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России-2023». Сегодня мы разговариваем с одной из финалисток, учителем начальных классов школы №7 Анастасией Малафеевой.

— Анастасия, расскажите, как проходил конкурс. Что требовалось для того, чтобы попасть в финал?

— На первый этап конкурса надо было представить большой пакет документов, мастер-класс, разработанный лично тобой, и видеовизитку. Из 89 участников отобрали 15 человек, которые прошли в полуфинал. Каждый из нас должен был дать по открытому уроку, после чего выявилась семёрка финалистов. Финалисты представляли воспитательное событие, мастер-класс и круглый стол. Для финалистов были конкретные требования к уроку. Он должен быть современный, должен заинтересовать и понравиться детям. У меня были маленькие детки — второй класс.

— А в школе какой у вас класс?

— Первоклашки. Меня часто спрашивают: «Зачем ты вообще пошла на этот конкурс?». Это мотивация для моих учеников. Я им всё показываю своим примером. Потому что нельзя сказать детям: «Вы участвуйте», а самой нигде не участвовать. Они меня спрашивают: «А вы?». Дети мне помогали и видео снимать, и портфолио делать, и пряники пекли (это было воспитательное событие). И родители всегда на помощь идут.

— Как давно вы работаете педагогом?

— Полных шесть лет. После 11 класса я поступила в Нижнетагильскую педагогическую академию, после вуза год отработала в школе Нижнего Тагила и потом вернулась преподавать в свою родную школу.

— Почему вернулись в Качканар, а не остались в большом городе? Тянуло сюда?

— Я поняла, что большой город не для меня, мне больше нравятся маленькие города. Мне есть с чем сравнить. Мне комфортнее работать в своей школе. Здесь сильная администрация, сильные завучи. Это школа, которую ты знаешь, как свои пять пальцев. Я очень дорожу своим временем, поэтому для меня тратить несколько часов, добираясь до работы, как в больших городах, неприемлемо. В Качканаре вышел из дома — и через пять минут ты уже на работе. Даже в участии в конкурсе для меня самое сложное было — это дорога. Четыре часа туда, четыре часа обратно, и три раза на неделе ты туда едешь. В дороге невозможно ничего сделать. Я в принципе дорогу плохо переношу, это для меня отдельное испытание.

— Что вы больше всего любите в своём городе?

— Он маленький, чистый, по сравнению с тем же Тагилом. Я в Качканаре гораздо меньше болею. В Нижнем Тагиле, когда училась и работала, постоянно уходила на больничный. Здесь в Качканаре чище воздух и люди добрее, улыбчивее. Инфраструктура в городе развивается, всё время что-то строят, открывают, парки делают…

— Почему именно учитель начальных классов? Это детская мечта?

— Нет, это не детская мечта. Я вообще не мечтала кем-то стать. В какой-то момент я осознала, что надо выбрать, кем я буду работать. Мне нравилось считать цифры, нравилась работа флористов, хотелось всего: и петь, и танцевать. И я подумала, что есть профессия, которая всё это объединяет. Это учитель начальных классов. Ты даешь детям разностороннюю информацию. У детей школа начинается с учителя начальных классов, очень важно, чтобы дети полюбили учителя и полюбили учиться. Я давно не преподавала в первых классах, в этом году я с таким удовольствием работаю, дети такие искренние, маленькие, хорошенькие. Я просто наслаждаюсь. Маленькие дети постоянно с тобой делятся, могут рассказать, о чем угодно, обнимаются, целуются. Есть, конечно, кто матерится, всякое бывает. Но надо завоевывать их внимание с первых классов. Мне и с более старшими нравится работать, с ними можно поговорить на более сложные темы, но такой искренности, как у малышей, уже нигде не найдешь.

— Расскажите немного о своей семье, о родителях.

— У меня есть замечательный муж Яков, который меня во всём поддерживает. Моя мама Инна Владимировна работала в городской библиотеке, теперь она библиотекарь в седьмой школе. Есть младший брат, он учится в вузе Екатеринбурга.

— Как вы относитесь к идеологической составляющей, которая появилась за последний год в школах?

— Я не замечаю этого. Вы имеете ввиду разговоры о важном? Это замечательно, как бы люди к этому ни относились. У меня, благо, первый класс. Если начать это делать с первого класса, а не резко в пятом почему-то. У меня дети с большим удовольствием поют гимн. Темы для 1 класса не все идеальные, но есть много хороших тем, на которые можно поговорить с детьми. Я соглашусь, что для старшеклассников эти темы неактуальны. Надо было разные темы для разных возрастов. Например, атомная промышленность — для 1 класса наверно рановато. Тяжело было объяснить малышам, что это такое. Дети химию не знают, физику не знают. Мы только 2+2 научились считать, а тут атомная промышленность… Я не вижу негатива по поводу нового урока ни со стороны детей, ни со стороны родителей. Я к этому спокойно отношусь. Может, нужно было это внедрять немного по-другому.

— Как-то же ведь жили без этих разговоров. Чего-то не хватало?

— Жили. Я не могу сказать, что не хватало. Мы раньше на классных часах с детьми говорили на подобные темы, говорили о стране. Но сейчас вот ввели специальный урок, сейчас стали больше говорить. Я в этом плохого ничего не вижу.

— От некоторых представителей Госдумы звучат призывы убрать изучение английского языка из школьной программы. Что вы об этом думаете?

— Я не вижу смысла убирать английский язык из школ, потому что это язык международного общения. Нет ничего плохого в том, что ты изучаешь английский язык. Пока решения не принято, говорить об этом рано. У нас много что депутаты предлагают, но не факт, что это воплотится в жизнь.

— Как быть (родителям и учителям), если ребёнок не хочет учиться?

— Надо выяснить причину, почему он не хочет учиться. Должна быть причина. Не может или не хочет? Возможно, ребёнку учёба, правда, не даётся. Это могут быть проблемы нервной системы, и ребёнку нужно помочь медикаментозно. Есть такие детки. Есть дети, которым неинтересно учиться, они говорят: «Я всё знаю». У меня были такие ученики, которым скучно на уроках. Значит, ты им даешь более сложное задание. Нужно поставить ребенка в такую ситуацию, когда он понимает, что знает не всё.

Или ситуация обратная, когда надо ученику дать задание попроще, потому что у него не получается. Поэтому у нас есть задания разного уровня сложности для разных деток. Со стороны родителей — нужно узнать, почему ребенок не хочет учиться. Может быть такое, что учитель не нравится. Надо поговорить с учителем, понять ситуацию. Возможно, стоит перевести ребенка к другому учителю. Я знаю такие случаи, когда ребенок переходил к другому педагогу — и всё становилось замечательно, учёба налаживалась. Родители должны поискать разные пути, как помочь своему ребенку.

К сожалению, сейчас родители часто говорят: «Ну я же работаю». Но вы же ребенка не учителю рожали, а себе. Найдите время на своего ребёнка, говорите с ним. Я всегда советую: вы пришли с работы, уделите ребёнку минимум 10 минут, выслушайте его. У меня есть дети (я замечала такой момент, и мы его проговорили с родителями, сейчас ситуация изменилась) — они постоянно хотели поговорить со мной и рассказать всё мне. И когда ты начинаешь спрашивать: «А дома с тобой не разговаривают?». Отвечает: «Нет, маме с папой некогда». Найдите время на своих детей, разговаривайте с ними.

— Должны ли родители делать вместе с детьми домашние задания?

— Нет, но родители должны проверять наличие домашней работы. Именно не правильность его выполнения, а наличие. Проверять правильность выполнения — это моя работа. Есть родители, которые исправляют ошибки за детей. И я не могу понять: ученик в классе делает ошибки, а дома их не делает. Как так? Некоторые родители спрашивают: надо ли собирать портфель за ребенка? Нет, не надо. Но нужно потом проверить, всё ли собрано. Да, дети иногда забывают тетради.

— А если нужно с ребёнком дома проработать его ошибки, а не просто проверить наличие домашнего задания?

— В таком случае учитель связывается с родителями и просит дополнительно проработать какие-то моменты. Ни в коем случае не надо делать домашнее задание за ребенка.

— Вы работаете учителем седьмой год. За это время бумажной работы и всяческой отчётности стало больше? Не мешает ли это основной деятельности?

— Я пришла работать, были еще эти пережитки — бумажные журналы. Когда я трижды переписала бумажный журнал (это было еще в Тагиле), я подумала, что я уйду из школы. Это какое-то издевательство. Причём я трижды переписывала его не по своей вине. С электронными журналами стало проще. Отчетность стараются уменьшить, но она почему-то не уменьшается.

— Можете припомнить какой-нибудь забавный случай из своей педагогической практики?

— В прошлом наборе ребенок (идет начало первого урока) стучит в дверь. Я спрашиваю: «Почему ты опоздал?». Он отвечает: «А я никуда не торопился». Мне нечего было даже ответить. Что тут возразишь?

Была замечательная история. Мы рисовали рисунки на тему «Кем ты хочешь стать». Мальчик нарисовал много машинок и написал: «Я хочу стать гокщиком». Я переспрашиваю: «Наверное ты хочешь стать гонщиком?». Он говорит: «Нет! Гокщиком!». Я спрашиваю: «А кто это?». Он отвечает: «Тот, кто в ГОКе работает».

А вообще забавных историй много, почти каждый день они что-нибудь да выдадут.

— Вы строгий педагог?

— Скорее нет, чем да. На уроках у меня есть дисциплина. Но я позволяю посмеяться и отвлечься. Иногда бывает, дети у меня что-нибудь спрашивают, и я могу увлечься и развить тему, которая не совсем по этому предмету. У нас была на математике задача про белых медведей, и мы пол-урока обсуждали тему белых медведей, и почему они никогда не встретятся с пингвинами.

— В детском коллективе часто бываю споры, драки, конфликты. Особенно, когда коллектив новый, как в первом классе. Как учитель может повлиять на атмосферу в классе, на отношения между детьми?

— Мы проводим мероприятия на сплочение, игры на знакомство. В моём классе дети дружно живут в основном. Я могу поделить их на любые группы, и они с удовольствием будут работать. Мы очень много говорим о толерантности, о принятии и уважении к другим людям, к тем, кто от тебя отличается. Я им всегда говорю: «Никто из вас не лучше и не хуже. Вы все замечательные дети, вас всех любят родители, и каждый из вас звезда. Один лучший в математике, другой — в русском, третий поёт замечательно, четвертый танцует… Я как педагог научила детей работать в группе, слушать друг друга и принимать мнение друг друга.

— Что даёт детям проектная деятельность, которая обязательна для учащихся седьмой школы? Просто не во всех школах дети ежегодно защищают проекты с 1 класса.

— Для начала поясню, что проектная деятельность реализуется в рамках ФГОС, это не наша идея, а требование образовательных стандартов. Защита проекта — это шанс любого ребёнка стать мегазвездой на уровне как минимум класса. У меня были детки откровенно слабые в учёбе, при этом очень творческие. А проект может быть и творческий. И это твой шанс показать, что ты можешь быть звёздочкой, показать классу, что такое уникальное ты можешь сделать или рассказать. Вот вы можете увидеть на подоконнике один из наших проектов. Мы сделали совместно с родителями такую необычную азбуку. Было единственное условие: буквы должны быть объёмными. Договорились, что потом их подарим малышам, будущим первоклассникам.

— Какую последнюю книгу вы прочитали (из художественной литературы)?

— Одна из моих любимых книг — «Маленький принц» Экзюпери. Я могу её перечитывать по несколько раз в год. А последняя из прочитанных — «Облачный полк» Веркина. К сожалению, я редко читаю художественную литературу из-за нехватки свободного времени.

— Чему вы посвящаете свободное от работы время?

— Я люблю ходить в бассейн, с детьми мы ходим на мероприятия. Мне нравится проводить время на свежем воздухе, потому что мне его не хватает в последнее время. Общения с друзьями не хватает. Поэтому в свободные дни мы с друзьями уезжаем за город, отдыхаем, гуляем, ездим на сплавы. На это лето у нас уже несколько сплавов забронировано.

— Какое будущее ждет наших детей?

— Не знаю. То, которое они сами себе построят, наверно. Всё зависит от них, хотелось бы верить. У детей есть цели планету сделать лучше, помочь экологии, они понимают, зачем им это надо. У них есть терпимость к отличающимся от них людям, к детям-инвалидам. Они хотят помочь кому-то. Конечно, будущее и от государства зависит. Сложный вопрос. Я даже не знаю, какое будущее меня ждет. А малышей… Я очень хочу, чтобы у них было светлое и яркое будущее, насыщенное положительными событиями.

Юлия Кравцова