История о пропавшей в Качканаре капсуле времени
Владимир Зюзь раскрыл секрет, куда делась капсула времени, заложенная комсомольцами в районе Дворца культуры
В июле наша газета опубликовала рассказ первостроителя Василия Романчука о том, откуда и зачем у нашего Дворца культуры появился огромный валун и что он символизировал. Василий Антонович рассказывал, что под этим камнем комсомольцы 60-х годов оставили потомкам капсулу времени с посланием, которое нужно было вскрыть на 100-летие комсомола, то есть в 2018 году.
Ещё тогда мы заинтересовались, а была ли вскрыта капсула времени, и что было там написано. Но ответы на эти вопросы мы не получили. Такой вопрос задавали нам и читатели газеты. До поры до времени, пока в редакцию не пришёл Владимир Иванович Зюзь. Он пролил свет на историю с капсулой.
А начал свой рассказ Владимир Иванович так:
— Как говорит герой фильма «Полосатый рейс»: хотите верьте, хотите нет, но дело было так… На дворе был то ли 1987-й, то ли 1988-й год. Комсомольцы города и ГОКа решили благоустроить территорию у Дворца культуры. Территория там, действительно, была не очень: камни, бугры, ничего там хорошего не было.
И вот Виктор Колесников и Павел Смоляр, он был заместитель директора по финансам в ГОКе, собрали комсомольских активистов и сказали, что будем облагораживать территорию у ДК. Заказали начальнику одного из отделов ГОКа Милюцу проект благоустройства города.
И вот всё нарисовали, расписали. Я тогда работал главным инженером РЦЦ ГОКа. И меня назначили руководителем этого проекта: надо же было, чтобы кто-то руководил комсомольцами.
Я попросил у Алексея Михайловича Шкурко бульдозер ДЭТ. «Зачем он тебе?», спрашивает Шкурко. Я показал ему территорию, объемы работ. Он бульдозер дал. Из Горэнерго дали экскаватор.
И вот комсомольцы собрали людей, привезли доски. Работа по благоустройству началась.
Вот стоит этот огромный камень, конечно, не на месте стоит, как пуп вокруг земного шара. Мужики мне говорят, что пригонят КрАЗ, погрузят его и увезут отсюда. И никто слова не сказал, что под камнем что-то спрятано.
Я, видимо, что-то почувствовал: «Нет, мужики, я думаю, его увозить не надо. Только давайте мы его столкнем ближе к проезжей части. Он всё равно символизирует город горняков». В общем, уговорил их. Подъезжал ДЭТ, столкнул камень к дороге, и мы начали планировать.
Закончили планировку, выставили опалубку, начали носить щебень. Приезжает Виктор Васильевич Гаркачёв. И это надо было видеть! Сначала он побелел, как полотно, потом покраснел, как помидор, потом начал нечленораздельно говорить, с вылетом слюны и мата. Потом чуть не разбил мне лицо об этот камень и спрашивает: «Где стоял камень?».
Я, ничего не понимая, интересуюсь:
— А в чём дело?
— А ты знаешь, что мы там закопали капсулу времени комсомольцам будущего?
— Как закопали? А где надпись на камне, а где какие-то опознавательные знаки? А где на проекте распоряжение не убирать этот камень?
— А тебе только указания нужны, такой ты рассякой! Ты бы мог меня спросить!
А откуда я знал, кого надо спрашивать и зачем. В общем, я получил по первое число.
Он мне одно: «Ищи, где стоял камень!». Пока это у нас в памяти было свежо, стали мы с мужиками искать, где камень стоял. Заодно поинтересовался у Виктора Васильевича, на какую глубину закопана была капсула.
— Зачем тебе? — огрызнулся он.
— Так потому что мы почти метр грунта сняли. Если она была на полметра закопана, то мы эту капсулу уже перемололи, если глубже — то нет.
И так мне тогда плохо стало. Думаю, ну ёлки палки! Хоть я и не виноват, но какую-то вину за собой чувствовал. Уж если табличку не прикрепили, написали бы хоть краской: не убирать — там капсула времени.
Получилось, что бульдозер срезал грунт, этот грунт грузили на машину и увозили. Может, капсулу увезли на мусорную свалку, как при уборке снега уже срезали и увозили на мусорку памятную плиту над капсулой времени у администрации города.
Хорошо, что мы камень не увезли, который с таким трудом Романчук привез с карьера сюда. Он напоминает нам о комсомоле, о пропавшей капсуле, об истории нашего города. Это и напоминание о людях, с которыми мне повезло поработать. Неудобные были люди, но с ними было интересно работать, они имели свое мнение, предлагали свои варианты. А сейчас у специалистов — ни мнений, ни вариантов.
А что касается пропажи капсулы, то тут всё логично: пропал комсомол, а раз он пропал, то пропала и капсула.
Записала Лариса Плесникова