Ирина Шаренко: «Я всегда старалась сохранить лидерство школы»
Первое сентября. Дети нервничают, родители судорожно закупаются в магазинах школьных товаров, чтобы всё у их ребёнка было «как у людей». Школа скоро распахнет двери, и толпы учеников снова сядут за парты.
Одна из школ Качканара начнёт свою работу с новым директором – Светланой Николаевной Устюжаниной. А Ирина Борисовна Шаренко добровольно покинула свой пост. Она была директором школы №7 с 2000 по 2016 годы.
Мне удалось поговорить с Ириной Борисовной о результатах её работы, об образовании в России и учителях в бизнесе. Ведь именно она смогла вписать своё имя в историю школы и города.
– Как вы попали в этот город и как прошло ваше детство?
– Моё детство прошло в Серове. Прошло, как обычное детство. Родители всегда очень заботились о нашем образовании. Читала много, училась хорошо. Досуг мы проводили на улице, в отличие от сегодняшних детей. Очень часто играли в игры: вышибалы, скакалки различные… Я закончила Нижнетагильский государственный педагогический институт в 1983 году. По распределению шла первой, выбрала Каменск-Уральский, так как там жили мои одноклассницы. Потом вышла замуж и уехала в Качканар: там жил мой муж.
Хотя смешно, тогда в первую очередь было факультетское распределение. Приезжал представитель из Лесного, и меня просили поехать туда методистом. А городов на факультетском распределении не было, я согласилась. Когда же настал черёд распределения ректорского, я выбрала Каменск-Уральский, несмотря на то, что мои документы уже были отправлены. Поехала в город и отработала там год.
– А как в данный момент складываются отношения с одногруппниками и одноклассниками?
– Я всю жизнь дружу с одноклассницами, нас было три подружки. У нас мужья закончили один и тот же факультет Нижнетагильского пединститута. Одна из подруг – в Серове, другая – в Нижнем Тагиле. Я всю жизнь с ними дружу. У той, что живет в Тагиле, нет сестры, и, когда она приезжает, она говорит мне: «Ты мне как сестра». Мы, действительно, дружим с ней много лет. С одногруппниками тоже дружим, встречаемся.
– В каком году вы пришли в седьмую школу?
– 11 января 1986 года.
– Вы так точно помните эту дату…
– Да, конечно, я её точно помню. Мне нужно было выходить из декрета. Мой муж работал на радиозаводе, директором школы была Ирина Иосифовна Евтушенко, она ходила туда на социальные оперативки. Она сказала, что жене надо выходить, и я вышла.
– Был 1986 год, время перестройки. Каково было преподавать английский язык в стране, где еще открывается «железный занавес»?
– Сейчас английский язык – один из действительно главных предметов в школьной программе. Это предмет, который хотят знать все – от детей до родителей. Это очень радует. На тот момент главным предметом английский язык не был. Не очень хорошо люди относились к нему. Могу сказать, что мне очень повезло и с родителями, и с детьми, и с коллективом. Сейчас, конечно, другое дело. Требований к знанию намного больше. Сейчас большой процент должностей требует знания иностранного языка.
– В каком году вы стали директором?
– Директором я стала в 2000 году. До этого была Людмила Алексеевна Крупина, я много лет работала с ней заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Мой учительский стаж – довольно небольшой: около трех лет. В 1986 году я пришла, а в 1989-м я стала заместителем директора.
– Какую задачу вы ставили перед собой?
– Считаю, что мне очень повезло, что я попала именно в эту школу. Не представляю себя в другой. И я помню эту общую радость, когда наша школа, будучи «вечным соперником» школы №6 в социалистическом соревновании, получила переходящее красное знамя. У школы было достаточно много званий и наград. И моей задачей было сохранить этот имидж.
– Что вам удалось изменить?
– Я не знаю, если честно. Когда мы росли, мы воспитывались по-другому. Мою подругу, например, мама хвалила, а меня – нет. Я спросила её: «Мама, почему ты меня не хвалишь?». Она сказала: «Пусть похвалят другие». Изменить что-то в школе? Я не знаю. Думаю, что я и коллектив делали всё, чтобы дать качественное образование своим детям. Наши сотрудники учили своих детей в своей же школе.
– Вы были директором в довольно сложный период для образования. Ощутили ли вы на себе реформу образования?
– Я заметила, что увеличение бюрократии действительно было. Хотя сейчас уже ведутся разговоры о её уменьшении. Мне было приятно, когда смотрела всероссийский педсовет, который вел наш премьер Дмитрий Анатольевич Медведев. Там прозвучало следующее: «Если какие-то отчётные формы сокращаются, то другие ведомства всегда просят огромное количество информации». В отношении бюрократии я всегда говорила: «Если мы что-то можем делать сами без напряжения учителей (у которого основная работа – это учение с детьми, подготовка уроков и обучение детей), мы делали сами, мы до последнего старались делать сами. В образовании всё равно самое первое – это дети. Ради детей можно и перетерпеть.
– «Педагогика – это не наука о детях, это наука о людях». Насколько вы согласны с этим?
– Я согласна с этим утверждением, но все люди меняются. Как говорил Уинстон Черчилль: «В течение жизни не меняются только идиоты».
– Если же говорить о ЕГЭ. Как вы оцениваете введение этого экзамена?
– Положительно. Да, он недоработан, по моему мнению, но этот экзамен даёт шанс детям из окраин поступить в лучшие вузы. Может быть, в будущем, согласно подписанному болонскому соглашению, наши дети поступят и в заграничные вузы. Почему нет?
– Сейчас должность директора сравнивают с работой политика и менеджера. Директору нужно уметь находить связи, искать помощь извне в самых неожиданных инстанциях. Корректно ли такое сравнение?
– Это так и есть. Однако директору школы гораздо проще заниматься менеджментом, так как всегда находятся родители, готовые помочь школе. Дело ведь не только в деньгах. Дело — в помощи детям. Я очень рада тому, что новый министр образования – это человек, который начал свой путь с должности учителя. Был период, когда я сама ездила в Москву на совещание, и в зале был опрос: «Кто должен руководить процессом образования в стране? Менеджер или учитель?» И руководители федерального образования были на стороне менеджера. Я была против. Менеджеры без педагогического образования не знают производства и процесс достижения результата, он не знает людей, которые работают. Образование – это не 8 часов проделать свою работу у станка. Результаты в образовании – всегда отдалённые. Директор – это менеджер.
Однако директор должен прежде всего иметь и профессиональное образование. В традициях нашей школы директорами всегда становились лучшие учителя: Ирина Иосифовна Евтушенко, Людмила Алексеевна Крупина (она учитель начальных классов), с которыми мы всегда работали с удовольствием, дети, которых они обучали, были мотивированы и всегда готовы к получению новых знаний.
Почему наша школа пользуется популярностью? Потому что многие наши учителя – это медалисты и обладатели красных дипломов. Например, Наталья Михайловна Мельникова, Светлана Николаевна Устюжанина. У нас очень квалифицированный штат. Это люди, способные учиться. Иногда нам приходилось даже догонять детей, учиться у них. Учитель – это человек, способный анализировать и учиться. На протяжении нулевых менялось все: стандарты, законы. Люди тоже менялись, само собой идти нужно было в ногу со временем. В этом и заключалась трудность того времени.
– Что было самым трудным в работе директора?
– Выстроить правильное общение с людьми. Разные учителя, разные дети и разные родители. Это очень трудно. От тебя ждут профессионального совета по воспитанию и обучению ребенка. Если его не дать, к тебе не придут в следующий раз.
В учительском и директорском труде есть опасность – не должно появиться ощущение, что ты всё делаешь правильно. У нас не может появиться чувство полного удовлетворения от своей работы, иначе мы остановимся в своём развитии. После любого разговора у нас, у педагогов, рефлексия: мы всегда думаем: «Так ли мы это делаем? То ли мы сказали?» и так далее. Перемена прошла, дверь закрылась и урок начинается. То же самое и у директора.
– Почему же вы решили оставить эту должность?
– У каждого человека наступает момент, когда ты осознаешь, что становится трудно. В школе есть педагоги, которые достойны этой должности. Я очень рада тому, что назначили Светлану Николаевну.
– Чем планируете заняться?
– Не знаю, честно, не знаю. Пока я планирую заниматься домашними делами, помогать семье и проводить время с родными.
– Расскажите о своих детях.
– У моего сына два высших образования: менеджерское и образование горного механика. Сейчас получает третье и работает в «СвердловЭнерго». Работает руководителем, работа у него тяжелая. Внучке – три года, живут в Екатеринбурге.
– Как видите школу в будущем?
– Мне бы не хотелось, наверное, чтобы она кардинально изменилась. Но по новостям говорят, что все больше школ переходят на дистанционное обучение. У нас в городе также практикуется подобный вид образования. Это предоставляет детям возможность выбора: если у нас в городе физика сильнее у педагогов седьмой школы, а биология у шестой, то почему бы этим не воспользоваться всем ученикам, без перехода из школы в школу? Сегодня все ресурсы есть.
Мне бы не хотелось, чтобы сетевое образование превалировало. Тогда уйдет теплота из отношений учителя и ученика. Я была классным руководителем и до сих пор держу контакт с моим классом. Тогда я была в курсе их проблем, мне доверяли. С сетевыми технологиями эта теплота и участие уйдут.
– Идеальное образование. Как вы видите его?
– Мне нравится сегодняшнее образование, мне кажется, что это – добротное образование. Хоть и говорят в прессе, мол, учителя не занимаются с детьми, не уделяют им внимания. Методы надо совершенствовать, да. Мир не стоит на месте, всё совершенствуется.
– «Министерство образования хочет в ЕГЭ ввести обязательную сдачу иностранного языка, а в школьную программу – второй обязательный иностранный язык. Получается, что наша система образования заточена под изучение иностранного языка. И как мы хотим в таких условиях сохранить наши традиции?», –говорит депутат Госдумы Ирина Яровая. Как вы прокомментируете это?
– Я думаю, она не права. Знание иностранного языка, повторюсь, для меня – это показатель образованности человека.
Второй иностранный язык можно вводить. Есть спрос, а, следовательно, должно быть и предложение. Нет никаких минусов в этом. Только должна быть конкретика. Пошли дети в школу – они должны знать, что после 9 лет они будут изучать/сдавать иностранный язык.
– Так ли качественно иностранный язык преподается в школах?
– Хотелось бы лучше, на самом деле. Мне кажется, что школьная программа сейчас «бежит за двумя зайцами». Если мы хотим научить говорению – это одно, если мы говорим о письме – это другое. Мы бежим за тем и другим. Если бы было так: нужно научить детей до 8-9 класса говорить на английском, а на письмо – уделить немного, притом без оценивания, то было бы лучше в разы.
Уровень ЕГЭ по английскому языку – высок. Для меня это как минимум уровень двух курсов института. Ко мне приходят дети и говорят: мы это проходили, это мы знаем. Всё это делается на первых курсах. Судя по нашим выпускникам, на первых курсах делать в английском просто нечего.
– Как прокомментируете слова нашего премьер-министра Дмитрия Медведева об учителях в бизнесе?
– Мне очень жаль, что он так сказал. Без денег все равно не прожить. Ни один учитель не имеет их сверх меры. Давайте представим, что, действительно, все ушли в бизнес. Или пусть школы будут бизнесом. На самоокупаемость, так сказать. Учитель должен получать достойно. Сегодня я очень рада тому, что средняя заработная плата учителя у нас не ниже, чем уровень по области. Но ведь учителей все меньше и меньше. Средняя зарплата – не на ставку. А если идет несколько ставок? У нас много учителей уходило в декретные отпуска, а оставшимся оставалось по 30 часов в неделю. Представьте себе. Средняя зарплата не ниже, чем по области, должна быть равна именно ставке учителя.
– Владимир Соловьев также высказывался об учителях. Речь идет о высказывании, которым Соловьев прокомментировал слова премьер-министра России Дмитрия Медведева о низких зарплатах учителей: «Зачастую педагогические набиты всяким сбродом, который никуда не может попасть. И вот они выходят и идут работать учителями. […] С какой пьяной радости учителя должны получать не меньше моего? Я зарабатываю, а не получаю». Пользователи интернета обвинили его в экстремизме. Как сами прокомментируете?
– Мне просто стыдно, что вроде бы эрудированный человек совершенно не уважает учительский труд. Мне интересно посмотреть на его учителей и тех, кто дал ему знания.
– Кто же такой современный учитель? К чему должен стремиться человек, избравший себе такую профессию? Какие качества он должен в себе воспитывать?
– Сегодня совершенно иное время, чем раньше. Теперь учитель должен заинтересовывать ребенка в знаниях по своему предмету. Учитель должен уметь правильно передать эти навыки детям. Он должен быть добрым. Он должен быть молодым.
– «Молодой» душой или молодой «биологически?»
– Хотелось бы и биологически. Молодой душой человек всегда качественно делает то, что ему нравится. Чего скрывать, сейчас много людей не имеют мотивации в принципе. Зачем идти на работу, если для тебя это каторжный труд? Жизнь не для того нам дана.
Я очень не люблю, когда говорят: «Вам так трудно, вам приходится терпеть». Почему мне должно быть трудно, когда я изначально знала, к чему я шла.