Ирина Пестерева: Работа с молодежью не даёт стареть

Сегодня моя собеседница — Ирина Пестерева. Ирина Валерьевна преподает химию в школе №2, в которой училась сама. Родившись в Качканаре, в семье металлургов, для себя Ирина выбрала другой путь – интересную и нелегкую профессию педагога.

8bTP3BgGCr

— Почему вы решили стать учи­телем?

— В какие игры обычно играют девочки: в доктора, в дочки-матери, в школу. Мне всегда нравилось учить, но была попытка поступить и в ме­дицинский. После того как я съез­дила на репетиционные экзамены и провалилась по всем предметам, я призадумалась: значит, это не моё. Вторым вариантом был педагогиче­ский. От города были направления на бесплатное обучение с условием обязательной отработки в Качкана­ре. Я поступила в Нижнетагильский государственный педагогический институт, получила профессию учи­теля химии и биологии.

Мой педагогический путь начался с 2002 года. Недавно писала статью в школьную газету про моего класс­ного руководителя, учителя химии Елену Алексеевну Широких. Имен­но она подвигла меня учиться на химико-биологическом, сейчас мне посчастливилось продолжать с ней работать — теперь мы коллеги.

— Родители одобрили ваш вы­бор профессии?

— У меня замечательные, пре­красные родители, они вложили в меня очень много и соответственно очень много с меня требовали, к со­жалению, в каких-то моментах я не оправдала их надежд. Они видели меня в металлургии, но никак не в образовании. Было тяжело, но в ито­ге они смирились с моим выбором.

— Ирина, расскажите о своих родителях.

— Папа Валерий Иванович Фе­доров работал в рудоуправлении начальником ремонтного участка, месяц назад ушел на заслуженный отдых. Папа – наша гордость, его пор­трет висит на аллее славы по Сверд­лова. Мама Тамара Максимовна ра­ботала инженером на «Металлисте». Мамы, к сожалению, уже 10 лет, как нет с нами. Мои родители приехали в Качканар по направлению из Че­лябинской области, они поженились, пока учились в Магнитогорском ме­таллургическом институте.

— Где вы начинали работать после института?

— Меня пригласили в КЦО «Урал». Там я проработала два года, меня окунули сразу во всё, что можно. Мне дали классное руководство над 10 классом, также вела уроки химии и биологии. Меня заметила Каширо­ва Галина Викторовна, замдиректо­ра по научно-методической работе КГПК, и пригласила перейти к ним в качестве методиста. По совмести­тельству я ещё преподавала. В КГПК я проработала 10 лет, пока директор школы №2 Алена Михайловна не пригласила меня работать учителем химии в свою школу.

— Что не устраивало в колледже?

— Там очень хороший коллектив, работы много, я ушла, потому что мой сын учится во второй школе — я хотела, чтобы он был под моей опекой, рядом дом; и еще одна при­чина — конечно, зарплата. Были времена, когда в колледже у меня в два раза упала зарплата, при этом бывший супруг не платил алимен­ты, мне приходилось бегать рабо­тать в пятую школу, подрабатывала продавцом в «Кари», при этом я еще занималась репетиторством. Этот большой напряг беготни и работы в разных местах очень выматывал. Я и ребенка своего практически не виде­ла. Поэтому у меня и возникло жела­ние видеть его еще и на работе.

— Как у вас с сыном выстраива­ются отношения?

— Каждый ребенок для каждой мамы – самый лучший. Максиму 10 лет. Учится хорошо, на 4 и 5. Главное увлечение в его жизни — это футбол. С 1 класса занимается в «Олимпе», показывает хорошие результаты, ездит на соревнования. Когда мы с ним гуляем, идем до школы, куда-то едем, отдыхаем — мы постоянно ведем разговоры только о футболе. Мы вместе проводим много време­ни. Путешествуем вместе, стараемся регулярно выезжать к морю. Я хочу показать ему мир сейчас, пока есть возможность, потому что не знаю, что ждет его в будущем.

— Как считаете, людям с педа­гогическим образованием проще воспитывать своих детей?

— Считаю, намного сложнее, по­тому что у нас уже свои стереоти­пы, так называемая педагогическая деструкция. Даже зная психологию разных возрастов, я не могу найти той золотой середины, когда нужно поступить так — и это будет точно правильно. У нас, матерей-одино­чек, получается, что мы чрезмерно любим своих детей, и где-то это не­правильно. Иногда я прошу близких людей, чтобы они мне подсказывали со стороны, в чем я не права.

— Учительские стереотипы, на­верное, мешают в работе?

— В какой-то степени да. Мы при­выкли видеть мир в идеале, сейчас некоторым учителям-стажистам очень тяжело, им сложно перестро­иться на новую систему образования. Что сейчас происходит в образова­нии — это внедрение новых техно­логий, новых методик, новых форм обучения. Образование изменилось очень сильно, а главное — измени­лось общество. Мы, учителя, хотим, чтоб все дети приходили на урок с выполненным домашним заданием, только с хорошим настроением, в те­чение урока не отвлекались на раз­говоры. На практике же получается совсем не так.

— Работа в школе для вас…

— Теперь работу в школе не по­меняю ни на какую другую, мне нра­вится моя работа. Для меня хороший аргумент — отпуск всегда летом, всегда работаешь с молодежью — это не дает тебе состариться, с детьми я учусь сама чему-то новому. Учитель всегда в теплом и красивом кабине­те, всегда на каблучках, в красивой одежде, с хорошим настроением.

— Получается, учитель — это своего рода артист.

— Да (смеется), когда занимаюсь с шумными детьми, бывает, что не слушают, отвлекаются на те же гад­жеты. В конце урока я им говорю, что сегодня я играла в театре одного актера: сама себе объяснила, сама с собой прорешала, задала вопросы и сама же ответила на них.

— Нет такой практики перед уроком: всем сдать гаджеты (теле­фоны, планшеты)?

— Нет, это же их личные вещи, но в уставе школы прописано, что на уроках пользоваться гаджетами нельзя. Ученики и родители с этими правилами ознакомлены. На моем уроке единицы отвлекаются на это. Я к этому отношусь лояльно.

— Как считаете, ребенку нуж­но передавать ответственность за его жизнь, когда он сам решает — делать ему уроки или нет, уби­раться в комнате или нет. Или же нужно воспитывать детей с помо­щью «волшебного пенделя»?

— Есть ведь дети, которые сами стремятся к учебе. На примере сво­его ребенка: первые два класса мы сидели вместе, делали уроки. В 3 классе первое полугодие мы так­же занимались, второе полугодие я просто подглядывала, чуть ослабила контроль. В четвертом классе сын са­мостоятельно делает уроки, я вижу, что у нас нет проблем в обучении, по каким-то предметам он стал учиться лучше. Я считаю, что родители долж­ны контролировать своих детей.

Я являюсь руководителем пято­го класса, родители признают, что ослабили контроль за выполнением домашнего задания, и не особен­но волнуются, что у детей текущие оценки ниже среднего.

— Нынешнее поколение детей сильно отличается от вашего?

— Очень сильно, они бесстраш­ные, в них плохо развито чувство уважения, они в классе могут быть не сплочены. Вспоминая себя, какими мы были в школе, хамить учителю — подобно смерти, хотя такие ситуа­ции иногда и случались. Мы никогда не жаловались на наших учителей и не предъявляли к ним претензий. Сейчас ученики больше знают свои права, чем обязанности. В моё время всё было намного проще, интерес­ней, мы были лёгкими на подъем. Нашим детям не интересно ни в чем участвовать — им бы только сидеть в своих планшетах и телефонах.

— Что вы думаете по поводу ЕГЭ?

— В наше время ЕГЭ — это уже нор­ма, это такая форма сдачи экзамена. Я считаю, детям не повезло, но эту форму никогда уже не отменят. Это большой стресс. Перегибают палку в плане того, что нельзя лишний раз вздохнуть, размять спину, нужно си­деть под камерами. Это в какой-то степени неправильно и тяжело.

— Каких успехов вы добились в профессии?

— Я научилась многому и приоб­рела хороший опыт. Работая в школе только второй год — я уже руково­дитель научного общества учащих­ся. Сейчас мы проходим обучение в Институте Развития Образования, изучаем дистанционные образова­тельные технологии, которые пла­нируем внедрить в нашей школе. Мы регулярно посещаем образователь­ные учреждения области для обмена опытом, интересно же посмотреть, как и чем живут люди.

— Бывает ли свободное время и как вы его проводите?

— Зимой мы с ребенком ходим на каток, летом катаемся на велосипе­дах и обязательно ходим в гости к де­душке. В выходные нахожу время для творчества, посещая мастер-классы по изготовлению изделий ручной работы. Со своим классом мы стара­емся выбираться в поездки, ездили в парк «Галилео», в «Ньютон», были в Черноисточинске, где катались на хасках. К сожалению, времени всегда не хватает на некоторые дела.

— У вас есть возможность обра­титься к читателям «Нового Кач­канара». Какой главный мессидж вы хотели бы донести?

— Обязательно всегда говорите то, что думаете, и делайте то, что вам кажется правильным — это ваша жизнь, и никто лучше вас её не про­живет. И еще: «От зависти люди ста­реют. От обиды болеют. От злости ту­пеют. А от любви молодеют». Любите и будьте любимыми!