Игра на выживание: перевозчики против пассажиров

Государство обязало предпринимателей оснастить маршрутки системой ГЛОНАСС и оплатить страхование жизни пассажиров. Перевозчики в ответ подняли цену за проезд

С 1 февраля стоимость проезда в маршрутке вы­растет до 16 рублей. Это уже второе повышение за год. Напомним, что стои­мость поездки в 15 рублей установили перевозчики в июне 2013 года. А до этого повышали цену до 14 рублей тоже в феврале. Интересно, что предприниматели под­нимают цену на проезд как раз в самые лютые морозы, когда демпинговать перевоз­чика-выскочку у горожан нет возможности.

В этом году первыми преду­предили отдел городского хозяйства и транспорта о повышении цены два пере­возчика — ИП Блинов и ИП Зотин. Впрочем, и в прошлый раз эти предприниматели были иници­аторами роста цен на пассажирские перевозки.

гимадиев — 16 рублей — предел стои­мости по поста­новлению РЭК Свердловской области. И не­которые наши перевозчики за­хотели поднять цену. Помешать им мы не в си­лах, это их право, — прокомментиро­вал ситуацию начальник ОГХ Радик Гимадиев.

Как уточнил Радик Асгатьевич, постановление РЭК о максимуме в 16 рублей вышло еще 22 мая 2013 года. Тогда перевозчики выждали месяц, и 17 июня объявили о повы­шении на один рубль. И вот спустя полгода подняли стоимость еще на рубль.

— Перевозчики объясняют повы­шение цены тем, что государство обязало их нести бремя ответствен­ности по страхованию жизни пасса­жиров, а также оборудовать марш­рутки системой ГЛОНАСС. Таким образом, они компенсируют себе эти расходы. Маршрутки Блинова и Зо­тина – это примерно половина от об­щего объема перевозок, — уточнил начальник ОГХ.

Следуя примеру этих ИП, могут повысить цену и остальные пред­приниматели. Но предупредить ад­министрацию об этом перевозчик обязан за две недели. Замглавы по городскому хозяйству Владимир Зюзь пояснил, что некоторые пе­ревозчики вообще не хотят подни­мать плату. Кто-то говорит, конеч­но, что рубль для них погоды не делает, а кому-то будет неудобно сдавать сдачу.

— Автобусы «УралЭкспресс» давно уже возят пассажиров за 16 рублей, —заметил Владимир Зюзь.

Создавать здоровую конкурен­цию, когда на выбор маршрутки будет играть и цена, и качество об­служивания, качканарские пред­приниматели, видимо, не хотят. Маршруты Блинова и Зотина — не самые убыточные. Ходят их марш­рутки тоже по Свердлова, как и все остальные. Но, как жалуются пасса­жиры, машины у них самые старые и грязные, однако, перевозчиков это, похоже, не смущает — пусть люди платят — деваться-то в минус 30 с остановки некуда. К тому же многие пассажиры не знают, какова будет цена проезда, пока не сядут в маршрутку.

— Мы рекомендовали оповестить пассажиров о повышении стоимо­сти проезда, но ведь они не вывесят табличку с цифрой «16» на лобовое стекло, — иронизирует Радик Гима­диев. — У кого-то маршрут убыточ­ный, у кого-то прибыльный. К тому же идут разговоры о продлении маршрута. Сейчас кольцо «Площадь – радиозавод» составляет примерно 2 километра 600 метров. Возмож­но, что цена проезда в 16 рублей не оправдана, но мы не РЭК. Мы мо­жем только принять к сведению за­явление перевозчиков, а повлиять не можем.

Администрации разослала во все СМИ сообщение о повышении цены, чтобы для пассажиров это не стало неожиданностью. В марш­рутках объявления о том, что с 1 февраля плата составит 16 рублей, появились за неделю.

Покатавшись в выходные на об­щественном транспорте, мы не за­метили какого-то смущения или возмущения среди пассажиров. За­мерзшие качканарцы равнодушно скользили глазами по листочку с объявлением и также равнодушно отворачивались к окну. Только одна женщина, молодая, с двумя малень­кими детьми, попыталась завести разговор с попутчиками. Прочитав объявление вслух, она заявила, что теперь «хоть пешком ходи». Двоих детей женщина возит в детский сад в 7 микрорайоне и сама едет на ра­боту на площадь, рассказала она и прикинула, что теперь на проезд в их семье будет уходить около полу­тора тысяч рублей в месяц.

Сам перевозчик Эдуард Зотин объяснил повышение платы за про­езд ростом цен на горюче-смазочные материалы, установкой дорогостоя­щего оборудования и обязательное страхование:

зотин — На каждую машину я дол­жен оформить страховку – это 12 тысяч рублей. И оборудова­ние ГЛОНАСС совместно с та­хографом обой­дется в 40-50 ты­сяч на каждую маршрутку.

Расходы, конечно, огромные, но оправданные. Как пояснил инспек­тор технадзора ГИБДД Алексей Стахиев, контролирующее обору­дование в маршрутках пойдет на пользу и водителям, и пассажирам:

стахиев— Система ГЛОНАСС по­зволяет контро­лировать ско­рость движения автомобиля и его местонахож­дение. В случае ДТП на трассе мы можем чет­ко знать, где находится води­тель, потому что он не всегда может сам сориентироваться на местности. Наши перевозчики ездят в основ­ном в городе, но заключают дого­воры на перевозку организованных групп, вывозят, например, детей в Екатеринбург. Конечно, им нужен ГЛОНАСС. Тахограф тоже необходим, этот прибор определяет режим труда и отдыха водителя. Ведь многие, что­бы срубить побольше денег, работа­ют с утра до ночи без перерыва, а это чревато последствиями. Но на сегод­ня ни у одного водителя нет считы­вающей карты, по которой можно этот режим работы определить.

И вообще у нас нет четкого гра­фика перевозок. Например, Иванов сегодня захотел — вышел на работу, захотел – подменился, все ездят, ког­да хотят и куда хотят.

Инспектор посоветовал присмо­треться к Нижней Туре. В этом го­роде всего два частных перевозчи­ка — ИП Вагнер с маршрутками и большое АТП, которое принадлежит ИП Сивкову. Причем, в АТП — только большие автобусы. Протяженность маршрута в Туре гораздо больше, а стоимость проезда ниже.

Конечно, мы можем посочувство­вать качканарским предпринимате­лям – им придется раскошелиться. Однако, если б не был бизнес пас­сажирских перевозок таким при­быльным, не было бы так много же­лающих перевозками заниматься. Больше сочувствия вызывают кач­канарцы, начисто лишенные обще­ственного транспорта с системами скидок и льгот, и вынужденные тря­стить в клееных-переклееных ста­рых машинах с оторванными сиде­ньями.