Запад бьет тревогу. Россия молчит

Новость о надвигающем­ся ядовитом облаке со сто­роны Челябинска активно обсуждалась жителями Че­лябинской и Свердловской областей в начале октября. Однако власти всех уровней отрицали наличие реальной угрозы, а новости называли фейковыми. В конце ноября заговорили о том, что вы­брос все же мог быть.

А началось все в конце сентября, когда в Германии и Франции заявили о появле­нии радиоактивного облака со стороны России.

– Зафиксированные в Ев­ропе уровни активности ру­тения-106 колебались в ши­роком диапазоне от 10 мкБк (микробеккерелей) до 100 мБк (милибеккерелей) на кубометр воздуха, при этом наибольший показатель в 145 мБк/м3 был отмечен 30 сентября в Бухаресте, – сооб­щали СМИ.

В конце сентября Росги­дромет одной строкой в отчете прописал об экстре­мально высоком загрязне­нии среды радиоактивным изотопом рутения Ru-106 в Челябинской области, в рай­оне поселка Аргаяш, – радиа­ционный фон был превышен в 986 раз, в соседнем насе­ленном пункте Новогорный — в 440 раз. Поселки нахо­дятся недалеко от произ­водственного объединения «Маяк», принадлежащего Го­скорпорации «Росатом».

Данные Росгидромета реакции властей не получи­ли. Лишь в вначале октября Министерство чрезвычай­ных ситуаций смс-рассыл­кой предупреждало жителей Урала на протяжении недели о неблагоприятных метео­условиях и просило помень­ше находиться на улице, однако в регионах вновь от­рицали наличие какой-либо угрозы. Ростехнадзор в кон­це октября – начале ноября взялся за изучение этого во­проса, вот только результа­тов это не дало.

– В связи с тем, что некон­тролируемый выброс этого изотопа мог явиться резуль­татом деятельности по пе­реработке отработавшего ядерного топлива или про­изводства радионуклидных источников, федеральная служба по экологическому, технологическому и атомно­му надзору в период с 26 ок­тября по 3 ноября 2017 года провела проверку выполне­ния мер по радиационному контролю за источниками выбросов радиоактивных веществ на предприятии Госкорпорации «Росатом» «Маяк». Установлено, что в течение августа-октября 2017 года на территории, его санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения удельная активность радионуклидов в приземном воздухе, вклю­чая удельную активность изотопа рутений-106, не превышала допустимых и контрольных уровней. Ника­ких нарушений, связанных с проведением радиационно­го контроля за источниками выбросов радиоактивных веществ, а также с работой оборудования и ведением технологических процессов, которые могли бы явиться причиной выброса в атмос­феру изотопа рутений-106, проведенной проверкой не выявлено, – заявили в Ро­стехнадзоре.

Не так давно предста­вители «Маяка», которому приписывали выбросы ру­тения, сделали официальное заявление: работы с руте­нием они давно не ведут, а зафиксированные дозы не представляют опасности для людей.

– Озвученные Росгидро­метом данные по загрязне­нию изотопом рутений-106 позволяют сделать вывод, что доза, которая могла быть получена человеком, в 20 тысяч раз меньше допу­стимой годовой дозы и не представляет какой-либо опасности для здоровья и жизни людей. Первые дан­ные о повышенных зна­чениях объемной актив­ности 106Ru в атмосфере регистрировались одновре­менно в странах Западной Европы, в Татарстане, Вол­гограде и на Южном Урале на одних и тех же уровнях (10-20 мБк/м3). Экстре­мально высокие концентра­ции 106Ru в атмосфере ре­гистрировались в Словакии (29-30.09.2017) и в Румынии (30.09.2017), которые уда­лены от ФГУП «ПО «Маяк» на расстоянии около 3000 км. Загрязнение атмосфе­ры изотопом рутений-106, указанное в сообщении Росгидромета, не связано с деятельностью ФГУП «ПО «Маяк». Работы по выде­лению 106Ru из ОЯТ (и из­готовлению на его основе источников ионизирую­щего излучения) на нашем предприятии не проводят­ся уже много лет. В 2017 году радиационный фон в норме, источники из руте­ния-106 не производились, превышения поступления радионуклидов со стороны предприятия в атмосферу не зарегистрировано.Таким образом, ФГУП «ПО «Маяк» не является источником повышенного содержания рутения-106 в атмосфере, – цитата из обращения пред­приятия.

Руководство «Маяка» так­же расписало возможные пути попадания рутения-106 в атмосферу, например, на­рушение герметичности оболочки «твэла» в ядерном реакторе или при радио­химической переработке ядерного топлива. Или при изготовлении новых, ис­пользовании существующих или утилизации отработав­ших свой срок источников ионизирующего излучения на основе рутения-106 (ти­пичный источник из руте­ния-106 имеет активность около 1-10 Ки).

– Первый вариант невоз­можен, поскольку при этом в атмосферу неизбежно должны были бы поступить десятки других осколочных радионуклидов, которые были бы зафиксированы службами радиационного контроля). Во втором случае при полном разрушении та­кого источника измеряемые концентрации рутения-106 в атмосфере могли быть заре­гистрированы на удалении до 500 км, а непосредствен­но в месте разгерметизации источника наблюдался бы повышенный радиацион­ный фон и сильное радио­активное загрязнение ат­мосферы, – комментируют представители предприятия.

В связи с возможной угро­зой распространения радиа­ции «Гринпис» недавно об­ратился в Генпрокуратуру с просьбой провести тщатель­ное расследование. Источни­ком рутения сегодня также называют упавший с орбиты спутник, жители домыслива­ют историю как могут.

В данном происшествии пугает больше всего не сам факт возможного заражения, а молчание властей. Мало того, что нам ничего не го­ворят о возможных рисках, нас уверяют, что озвученные Росгидрометром данные и вовсе безопасны для жизни и здоровья людей, словно в ма­лых дозах это даже полезно.

История атомных ка­тастроф показывает, что власти порой намеренно замалчивают масштабы по­следствий. Так, в случае с аварией на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года не отменяли первомайские де­монстрации, а жителей близ населенных пунктов увози­ли из зараженных районов только спустя дни и недели. В случае, если на Южном Урале авария все же имела место, жители ощутят по­следствия только спустя не­сколько месяцев.

 

Рутений элемент восьмой группы пятого периода пе­риодической системы химических элементов. Относится к платиновым металлам.

Открыт профессором Казанского университета Кар­лом Клаусом в 1844 году, который назвал рутений в честь России (Ruthenia — латинское название Руси/России). Зна­чительным источником рутения для его добычи является выделение его из осколков деления ядерных материалов (плутоний, уран, торий). Период полураспада – 373 суток.