Жить и бояться

Жильцы первых этажей дома №13 в 11 микрорайоне в Качканаре вот уже 10 лет ведут борьбу за спокойный отдых и неприкосновенность своего жилья


Переписка длиной в 10 лет

В редакцию за помощью обратилась жительница дома №13 в 11 микрорайоне Людмила Ивановна Коптелева. Женщина принесла целую папку с документами: это переписка с местной полицией, жилищно-коммунальными службами, инспекцией по делам несовершеннолетних. Писем за эти годы у Людмилы Ивановны из различных инстанций накопилось очень много, а вот результата как не было, так и нет.

Первое заявление в полицию, написанное Людмилой Ивановной, датируется 2010 годом. В нём она пишет: «Наша квартира расположена на первом этаже и находится на уровне второго этажа, над фирмой «Некрополь». Прямо под нашими окнами, которые выходят на посёлок, выложены плиты, на которых начерчены круги и квадраты, как на спортивной площадке. Поэтому подростки от 8 до 17 лет собираются группами от 5 до 30 человек, шумят, играют в футбол, до ночи бьют мячом о стены дома и наш балкон, часто разбивая стекла. На замечания огрызаются, показывают языки и начинают ещё сильнее долбить мячом. Хотя напротив дома №16, на пустыре, есть специально оборудованная спортивная площадка. Но на ней играть они не хотят, потому что там они все на виду, а за домом можно делать всё, что хочется.

Летом подростки приезжают на скутерах и мопедах и включают их на всю мощь. Также поджигают траву под окнами, разбирают кирпичную кладку на лестнице, которая есть за домом».

Женщины просят убрать плиты под их балконами

Другие письма датируются 2011, 2013, 2014 годом и так далее, а текст обращения там практически не изменяется.

Какие же ответы получают жильцы дома от служб, которые должны охранять спокойствие и покой граждан? «С подростками проводились профилактические беседы», «В возбуждении административного/уголовного дела отказать ввиду отсутствия состава преступления» и так далее.

На мольбы о помощи в ПДН семье Коптелевых посоветовали привезти под окна машину навоза и сделать клумбу, или пригласить батюшку и освятить (!) это место.

Зона боевых действий

Я решила проверить, как же живётся Людмиле Ивановне и её соседям. Когда пришла в квартиру Коптелевых, там меня уже ждали ещё две соседки, и сразу повели показывать свой балкон. Я не поверила глазам – это не балкон, а зона боевых действий! У Людмилы Ивановны стекла пробиты и зияют огромными дырами. Стеклопакет она поставить не может, потому что это будут деньги на ветер – его разобьют сразу. Потому что на смежном балконе стоял когда-то стеклопакет, сейчас там нет стёкол, на полу стеклянная крошка и  большие камни, которые хозяйка квартиры собирает в таз, как доказательство того, что «подростки ведь безобидные, и тем более с ними проведена профилактическая беседа!».

— А если такой булыжник прилетит в голову? – спрашивает соседка Людмилы Ивановны.

Вот такой «урожай» камней приходится собирать на своём балконе жителям дома

К разговору подключилась Светлана Васильевна Щербакова, её балкон тоже находится на первом этаже, но в другом подъезде.

— Ой, что мы только не наслушались и не насмотрелись! И кто же их таких воспитывает! Обзываются по-всякому, могут сказать неприличные вещи. А ведь это всего лишь дети 5-6-7 классов. Я с ними по-хорошему говорила. И поняла, что они дома-то не нужны. Сидят под балконом и в час, и в два ночи. Выходит, дома их не ищут? Как-то я сказала одной девчонке: «Что же тебя мама-то не воспитывает?». Так она так взвилась: «Как ты смеешь трогать мою маму, она учительница в седьмой школе!». Всегда разговаривают с нами на «ты», хотя нам уже по семьдесят лет. Многие дети из неполных семей: где мать одна воспитывает, а где и отец. А ведь все хорошо одеты, с хорошими мобильниками! Родители откупились от детей шмотками, а воспитанием не занимаются.

— Иногда на замечания просто штаны снимают и показывают голый зад, — добавляет красок к общей картине Людмила Ивановна. — Как-то кинули в окно булыжник, я выбежала к подросткам, забрала у одного велосипед. Так они так на меня накинулись, начали камнями кидаться, один подошел с сигаретой и хотел об меня её потушить. Я испугалась, что они меня просто забьют насмерть камнями. У меня потом даже синяки были от ударов камней. А полиция не видит ни в чём состава преступления!

Женщины рассказывают, что видели, как подростки курят, какими-то таблетками делятся друг с другом. Как-то машина приезжала, и парень из неё раздавал подросткам таблетки. А один раз парни уже постарше чуть одного битами не забили.

— Бывает, вызываешь полицию, когда что-то происходит, — рассказывают женщины, — так полицейские либо часа через два приезжают, либо говорят, что машины нет, либо что бензина нет.

Выбитые стекла зияют дырами как после бомбёжки

Кто чьи права нарушает?

Женщины рассказывают, что сейчас дети и подростки очень грамотные, на любые замечания могут ответить: «Мы свои права знаем!».

Как-то и Людмиле Ивановне в полиции ответили, что согласно Конституции, подростки могут собираться до 22 часов вечера и что полицейские не могут нарушать Конституцию. Тогда Людмила Ивановна взяла Конституцию и тоже изучила её.

— О том, что подростки могут собираться под нашими окнами, я не нашла, — делится познаниями основного закона страны Коптелева, — зато нашла статью 24 «Право на частную жизнь», статью 25 «Право на неприкосновенность жилища», статью 35 «Право частной собственности охраняется законом», статью 37 «Право на отдых», статью 43 «Защита прав и свобод гражданина», статью 46 «Право на защиту своих прав и свобод в судебном порядке». То есть наши права по Конституции нарушать можно?

А еще Людмила Ивановна нашла закон «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», в котором говорится, что «нельзя шуметь в жилых помещениях и помещениях общего пользования в многоквартирных домах, и на расстоянии ближе, чем 100 метров от жилых домов».

Вот жители дома №13 и недоумевают, почему на их стороне столько законов, а защитить их покой никто не может? Почему им оказывают в возбуждении уголовных и административных дел?

Не помогают даже видеокамеры

Страдают от подростков не только жильцы, но и фирма «Некрополь». В окнах их конторы вставлены двойные железные решетки, чтобы минимизировать попадание камней в стёкла. Недавно фирма установила камеры видеонаблюдения. Жильцы дома вздохнули с облегчением: ну теперь-то уж полиция наверняка увидит, кто и что делает на этой спортивной площадке. И действительно, совсем недавно двое ребят опять разбили балконные окна у Коптелевых. Полиция установила, что это два первоклассника.

— Мама одного из них сразу пришла с мальчиком, принесла стёкла, мальчик извинился. — говорит Людмила Ивановна. — Впервые за десять лет хоть кто-то стёкла принёс! Я даже им благодарна. Вторые родители так и не появились.

Как-то подростки по принесённой лестнице забрались на балкон, смежный с балконом Коптелевых. Видеокамера это засняла, но в полиции ответили, что там не видно лиц и поэтому они не смогут найти их.

На этот же балкон трижды подростки кидали бутылки (хорошо, что не с зажигательной смесью). Эти бутылки хранятся у женщин, с них можно взять отпечатки пальцев и узнать, кто их закинул. Но в полиции почему-то ответили, что это были не бутылки, а петарды.

— Как это так, — возмущаются женщины, — петарду они увидели на видеокамере, а бутылку нет?!

Людмила Коптелова не может поставить на своём балконе стеклопакеты, потому что боится, что стекла выбьют в тот же день

Сделайте нам клумбы  под окнами

Долго еще женщины рассказывали о своих бедах — накипело! Действительно, как жить в такой обстановке, когда в любой момент на балкон может залететь булыжник или бутылка?

— Летом мы уезжаем жить в сад, — рассказывает Светлана Васильевна. — Раньше не ездили, а сейчас просто невозможно летом находиться в квартире: под окнами мат до полуночи и дольше, стук мяча, рев мопедов.

Женщины видят решение проблемы в том, чтобы сделать под окнами клумбу, а еще считают, что хорошо было бы вообще перекрыть проход за домом. Действительно, место укромное, подростки чувствуют себя там в «безопасности», могут делать что хотят. И им наплевать совершенно, что страдают пожилые люди.

Если власть (если она действительно власть) не может защитить покой своих граждан по закону, нужно искать другие пути выхода. Коммунальные службы могут убрать эти плиты и разбить под балконами клумбу, облагородить эту территорию. А пока жильцам первых этажей приходится только жить и бояться.

— Я столько лет вела борьбу за свой балкон, — устало говорит Коптелева, — а теперь состарилась и сил уже нет. За столько лет нас так никто и не смог защитить. Никто ни за что отвечать не хочет, присылают нам одни отписки, а толку никакого нет.


Р.S.  Этот материал редакция просит считать официальным запросом в прокуратуру, в администрацию города, в городскую думу и в полицию.