Житель Качканара в яме на дороге пробил два колеса — и планирует судиться с УГХ

11 сентября Евгений возвращался из Екатеринбурга на своей машине VolkswagenPassat. Около 12 часов ночи он уже подъехал к Качканару и на Предзаводской,3, в районе кафе Абу-Даби, угодил в большую яму на проезжей части.

Пришлось вызывать эвакуатор

— Был сильный удар и характерный звук пробитого колеса. Я остановился, осмотрел машину и увидел, что пробито целых два колеса — переднее и заднее с правой стороны. Ночью два колеса мне было не найти, чтобы заменить испорченные, у меня было только одно колесо запасное. Пришлось вызвать эвакуатор, — рассказывает мужчина.

Параллельно Евгений вызвал сотрудников ГИБДД, чтобы оформить ДТП. Через 10-15 минут сотрудники уже подъехали, составили протокол. Никакого правонарушения со стороны водителя поврежденного авто зафиксировано не было.

С места ДТП Евгений уезжал на эвакуаторе

— Я двигался с разрешенной скоростью, с ближним светом фар. В протоколе о ДТП указано, что и когда случилось, что у машины повреждено. Инспекторы мне сказали подойти на следующий день в ГИБДД, поставить штамп и узнать, кому принадлежит данный участок дороги, — говорит Евгений, показывая протокол ГИБДД. — Я выяснил, что данный участок дороги обслуживает Управление городского хозяйства. Составил претензию в адрес этого учреждения, отправил им требование возместить мне ущерб: стоимость колес и услуги эвакуатора, всего на 15 тысяч 962 рубля. 12 сентября эту претензию я унес в УГХ, а 18 сентября забрал ответ.

В ответе УГХ ссылаются на статью 10.1 Правил дорожного движения: мол, водитель должен сам выбирать оптимальную скорость с учетом дорожных условий. Я не согласен с этим ответом.

Я выезжал из поворота, не было никаких знаков, что есть проблемы с дорогой, ни ограничений скорости, ни каких-то других. Я ехал со скоростью 40 километров, а допустимая – 60. Вообще-то таких ям на дороге быть не должно. Зачем тогда ремонтировать ямы, если всегда можно сослаться на п.10.1 Правил дорожного движения?

Я не первый, кто оставил в этой яме колеса

— Мы пригласили сотрудников УГХ к оценщику на 24 сентября, но они не явились. У автоэксперта был составлен акт осмотра, ждали представителей УГХ в течение часа, в итоге повторный осмотр был проведен без них, — продолжает рассказ водитель. — Если УГХ в досудебном порядке не согласится возместить ущерб, мне придется обращаться в суд. К расходам уже прибавляются услуги оценщика и судебные издержки.

В УГХ мне ответили, что они не в курсе, что было ДТП 11 сентября, хотя 12 сентября сотрудники ГИБДД сказали, что направили в УГХ предписание на устранение дефектов дорожного покрытия.

Как сказал мне эвакуаторщик, я не первый, кто оставляет колеса в этой яме. Он говорит, что увез с этого места уже четыре машины, но обратился в ГИБДД, чтобы составить протокол об аварии, только я. Я не знаю, почему люди не оформляют и не предъявляют претензии: может, времени нет, связываться неохота. На тяжбу ведь нужно потратить и силы, и время, и деньги. Но я решил идти до конца и отстаивать свои права.

Претензии к УГХ необоснованны

— Вами была выставлена претензия в наш адрес в размере 14 462 рубля за ущерб, а также 1500 рублей на расходы за услуги эвакуатора, — ответил Евгению начальник УГХ Радик Гимадиев.

— Мы внимательно рассмотрели вашу претензию и сообщаем вам, что муниципальное учреждение «УГХ» является некоммерческой организацией, созданной Качканарским городским округом для исполнения функций, выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных Уставом КГО полномочий органов местного самоуправления в сфере городского хозяйства.

По факту произошедшего ДТП 11 сентября по ул. Предзаводская УГХ ничего не известно. Представленная вами копия документов с указанными данными ДТП, повреждениями в результате ДТП — нечитаема. Сотрудниками ГИБДД не зафиксировано, при каких обстоятельствах произошло ДТП (время суток, наличие/ отсутствие освещения на данном участке дороги, погодные условия), не приложены фотоматериалы, схема ДТП отсутствует.

Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, железнодорожного переезда и акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП не был составлен, так же, как и не вызывались представители дорожных служб и собственник автомобильной дороги.

В соответствии с п.10.1 Правил дорожного движения водитель обязан самостоятельно выбирать оптимальный скоростной режим с учетом совокупности необходимых факторов, в том числе с учетом дорожных и метеорологических условий.

ГПК (гражданский процессуальный кодекс) предусматривает, что каждая сторона должна доказать те факты, на которые она ссылается. Вами не приведены доказательства, которые бы указывали на то, что повреждения, которые имеются у машины, связаны с вышеуказанным ДТП и с дорожной деятельностью города (проведение оценки автомобиля отсутствует).

Таким образом, требования к МУ «УГХ» являются необоснованными.

Яму замерили — оказалась не по ГОСТу

На следующий после аварии день Евгений самостоятельно замерил размеры ямы на проезжей части. Они составляют 120х70 сантиметров. Глубина ямы – 13 сантиметров.

Таких огромных ям на дороге не должно быть

— У сотрудников ГИБДД тоже есть замеры, — сообщил пострадавший. — Они сказали, что мне материалы дела не выдаются, что у меня есть справка о ДТП и акт об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Вот с этими документами мне и следует обратиться в суд. Суд запрашивает материалы дела самостоятельно.

На сегодняшний день, по законодательному регулированию размеров ям и выбоин на дорогах работает ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Максимальные размеры ям и выбоин на дорогах предусмотрены в ГОСТе в таблице 5.3 «Размеры дефектов покрытия и сроки их устранения»:

Отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 сантиметров и более, глубиной 5 сантиметров и более и площадью больше 0,06 метров квадратных.

Если хотя бы по одному из параметров яма больше, то она не соответствует данному ГОСТу. И в зависимости от категории дороги дефект подлежит устранению от 1 до 12 суток.

Как и с кого взыскать ущерб?

Если вы пробили колесо, подвеску или повредили другие компоненты кузова и агрегатов автомобиля, а яма не соответствует ГОСТу, то можете взыскать ущерб с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги. Как это делается, советует сайт АвтоТонкости.

1.При ДТП не забудьте выставить знак аварийной остановки, включить знак аварийной сигнализации. Это является ДТП, согласно пункту 1.2 ПДД (определение ДТП), поэтому здесь вы обязаны следовать всем указаниям Правил при наступлении ДТП.

2. Замерьте размеры ямы чем-либо, чтобы убедиться, что она не соответствует ГОСТу. Если у вас с собой нет ни рулетки, ни линейки, то можно использовать лист формата A4 — подойдёт и полис ОСАГО, который вы обязаны всегда возить с собой. Его размеры составляют 29,7×21 см. Таким образом, можно точно установить, соответствует ли яма ГОСТу.

3. Если размеры ямы превышают нормы по ГОСТу, то следует вызвать сотрудников полиции для оформления ДТП. Причём, последние могут и имеют право потребовать сфотографировать место ДТП, составить схему и приехать для оформления ДТП в отделение полиции. В этом случае сфотографируйте яму так, чтобы было очевидно, что её размерыне соответствуют нормам по ГОСТу на ямы. Например, положите несколько тех желистов A4 по одной из сторон ямы, чтобы было видно, что она длиннее/шире/глубже. Также укажите в схеме результаты измерения ямы.

Лучше настоять на приезде сотрудников полиции на место ДТП. Для этого укажите, например, что у вас нет ничего с собой, чтобы сфотографировать место ДТП, нет ручки и бумаги для составления схемы и измерительных приборов. Это нужно для того, чтобы сотрудники ГИБДД сами замерили яму и подтвердили в схеме, что она не по ГОСТу. Замеры сотрудников ГИБДД могут иметь в дальнейшем при доказательстве вины дорожников больший вес.

4. Вы можете сослаться на тот же ГОСТ по размеру ям, только на несколько иной его пункт, который говорит нам следующее:

5.2.4. Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

То есть при движении с разрешённой скоростью (имеется в виду именно скорость, разрешённая знаком или Правилами дорожного движения) ничего не должно препятствовать такому движению, вопреки пункту 10.1 ПДД, а это значит, что вина лежит именно на яме, которая воспрепятствовала движению с разрешённой скоростью, а не ваша.

Также проследите, чтобы в справке о ДТП были указаны все видимые повреждения, а если повреждения серьёзные, чтобы была отметка о том, что возможно наличие скрытых повреждений.

5. Ответственность за ущерб возлагается на того, кто обязан поддерживать эксплуатационное состояние этих дорог. Это нам говорит Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»:

Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог…..

2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

После оформления ДТП необходимо выяснить, какой дорожной службе принадлежит дорога с ямой, в которую вы попали. Сделать это могут сами сотрудники ГИБДД. Но и вам нужно для этого приложить усилия. Просто напишите в объяснительной об обстоятельствах ДТП дополнительно ходатайство о проведении административного расследования.

Можно прямо так и написать дословно: «Ходатайствую о проведении административного расследования с целью установления подответственной за данный участок дороги дорожной организации и сообщить о результатах расследования мне по указанным контактам». И указать контакты.

6. После этого, пока готовятся документы о ДТП, необходимо провести независимую техническую экспертизу повреждений. Такие организации есть в любом — даже небольшом городе. По результатам экспертизы вы получите документы, подтверждающие сумму ущерба от экспертной организации. Стоить это будет от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от ценообразования самой такой экспертной организации.

7. Когда документы из ГИБДД будут готовы, а расследование проведено и дорожная служба выявлена, нужно сделать копии справки о ДТП и независимой технической экспертизы и написать досудебную претензию о добровольной выплате ущерба в течение разумного срока (5-20 дней), согласно оценке, приложив также реквизиты счёта. Отправить письмо нужно по юридическому адресу дорожной службы заказным письмом с уведомлением о вручении.

8. Если досудебная претензия в срок не была удовлетворена, то остается обратиться в суд.