Жители требуют снести Первомайку

90-ые. Молодые семьи получают заветные ключи от квартир в недавно капи­тально отремонтированных деревяшках в одном из ста­рых районов города, назван­ном в народе Первомайка. Счастью, казалось, не было предела: отдельное жилье, две или три комнаты, кух­ня, санузел. После тесноты и неудобств в общежитиях это считалось наивысшим уров­нем комфорта. Дома были 1952-1959-ых годов по­стройки, но качканарцев это не волновало: стены комнат обклеены обоями, на полу – новенький линолеум. Как го­ворится, живи и радуйся.

А когда в 1992 году объя­вили о бесплатной привати­зации – вот тут-то наступил самый счастливый момент. Грех было не воспользо­ваться этим правом: народ понимал, что таким обра­зом можно было не просто оставить квартиры детям и внукам, но и получить за них определенный доход. Подумать только, но тогда никто и представить не мог, чем все это обернется спустя 20 с лишним лет: холодные зимы, протекающие кровли, отсутствие должного ремон­та домов, бешеная комму­налка и невозможность сме­ны жилья. По сути, жители старейших домов оказались заложниками жилищного коллапса. Сегодня они, слов­но сироты, брошены всеми: начиная от государства и заканчивая коммунальщи­ками. Ни те и ни другие не знают, что с ними делать дальше. И вместо помощи, жильцов деревяшек вконец загоняют в угол, повышая с каждым годом цены на без того немалую коммуналку.

9e0d783172d12bafb9cdd19d00113fd8

Жителей объединил жилищный вопрос

Новогодние праздни­ки-2016 для Первомайского района стали неким катали­затором для начала реши­тельных действий. Если до этого жильцы отдельных до­мов на протяжении несколь­ких лет пытались хоть как-то достучаться до властей раз­личного уровня, отправляя письма и губернатору и пре­зиденту, то на этот раз они объединились и организова­ли встречу с депутатами сво­его района.

– В благоустроенном доме 5а-7 квартплата 5 тысяч ру­блей, у нас, на Советской – 6-8 тысяч. При этом всю­ду стоят счетчики, прибо­ры учета. За что мы платим такие деньги? В начале года нам сделали перерасчет по теплу: пришлось доплатить еще по 6-8 тысяч рублей. Пусть нам уменьшат комму­налку: батареи греют пло­хо, горячая вода не горячая, крыши худые, ремонта давно не было… Кто виноват, что у нас такие потери тепла? Раньше по городу все плати­ли одинаково; кто придумал, что за деревянные должны платить больше? – задаются риторическими вопросами качканарцы.

Депутаты Габбас Даутов и Владимир Мартынов тогда попросили жильцов напи­сать коллективное обраще­ние в городскую думу, что и было сделано. А обсуждение дальнейшей судьбы дере­вяшек прошло только лишь на прошлой неделе на ко­миссии по городскому хо­зяйству. Самое печальное, что итоги этой встречи дали весьма нерадушные даль­нейшие перспективы.

9e0d783172d12bafb9cdd19d00113fd8

90 тысяч рублей на обследование дома

Еще в 2004 году в Качкана­ре были признаны аварий­ными только два дома: Но­вая, 1, и Чапаева, 31 (поселок Валериановск). По действу­ющей в то время программе, жильцов по первому адресу расселили в муниципальное жилье, дом снесли, застрой­щику предоставили новый земельный участок, где он и выстроил новый дом. По второму адресу сложилось все не так гладко: жильцов расселили, но дом старый не снесли: денег в бюджете не хватило даже на снос.

7 мая 2012 года Владимир Путин издал указ «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфорт­ным жильем и повышению качества жилищно-комму­нальных услуг». Государство планировало ликвидиро­вать в регионах аварийный жилищный фонд. Цели, как говорится, благие. Вот толь­ко попасть в программу пе­реселения из аварийного и ветхого жилья могли лишь жильцы домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. Программа про­должает действовать до 2017 года. Обещают, что затем будет новая, но будет ли она точно – неизвестно.

Тем временем, в городе работает межведомствен­ная комиссия по признанию домов аварийными. В 2015 году в Качканаре на выде­ленные из бюджета средства в размере 200 тысяч рублей удалось обследовать лишь два дома: Чехова, 43, и Со­ветская, 13. Сегодня админи­страция ждет по ним офици­ального ответа о признании их аварийными. Следующие на очереди – Чапаева, 30, и Лесная, 8 (Валериановск).

– Стоимость контракта на обследование одного дома – около 90 тысяч рублей. Было изначально понятно, что выделенной суммы хватит лишь на два дома, – коммен­тирует начальник ОГХ Ки­рилл Касимов. – В ходе меро­приятия мы выяснили, что практически в каждом доме по две или четыре муници­пальные квартиры. Значит, орган местного самоуправ­ления имеет 20-40 процен­тов участия в капремонте или строительстве. Исходя из этого расселение жиль­цов-собственников может идти по двум сценариям.

Ждет ли нас деприватизация?

Начальник ОГХ озвучил эти сценарии на комиссии по городскому хозяйству в прошлый вторник, 16 фев­раля. И тот, и другой вари­ант не вселяют оптимизма. По первому, если дом при­знают аварийным или вет­хим, собственникам жилых помещений будут даны обя­зательства: либо провести капитальный ремонт мно­гоквартирного дома, либо полностью его снести и по­строить на этом месте но­вый. По методике расчетов, на это необходимо мини­мум 40 миллионов рублей. С учетом доли муниципали­тета, обязать выложить соб­ственников около 20 мил­лионов – у администрации не поднимается рука.

По второму варианту му­ниципалитет может выку­пить имущество собствен­ников (деприватизировать), признать дом полностью муниципальным, отмеже­вать его и подать заявку в область на софинансирова­ние по строительству ма­лоэтажных домов. Но вы­купить 221 деревянный дом местный бюджет не в состо­янии.

– Мы не оставим это дело! Пусть всю нашу Пер­вомайку снесут, всех пе­реселят, землю продадут и выстроят новые дома! – не унимались на комиссии жильцы деревяшек.

– 1700 квартир, в каждом по 2-3 человека, это порядка шести тысяч населения – переселять вас некуда! – говорил Ки­рилл Касимов. – В слу­чае признания дома вет­хим проживать можно, но снижается на 50 процен­тов статья «Содержание и ремонт». Если дом будет признан аварийным, эта статья вообще не будет взиматься. Однако все остальные ресурсы при этом будут продолжать на­числяться. Но и в случае переселения жильцов из аварийного жилья отно­шение к собственникам и жильцам по найму тоже разное: по муниципаль­ному жилью идет мена, а собственнику идет пере­продажа по рыночной сто­имости. Муниципалитет будет предоставлять квар­тиру согласно стоимости предыдущего жилья, либо минимальной площади на человека (8 кв.м.). А поскольку стоимость ава­рийного жилья будет не­большая, то собственнику в случае переселения при­дется доплатить.

– Что по­лучается: живу я в комнате 18 квадратных метров. Оце­нили мне их на 100 тысяч рублей. Затем дают два квадрата по этой стоимости, а остальные я все доплачиваю? – возму­тился Иван Канисев. – Это обман, а не решение вопро­са! В деревяшках у нас в ос­новном все собственники! Аварийное жилье ничего не стоит! У меня предложе­ние: на 2017 год Евразу не уменьшать ставку, а сред­ства направить на обследо­вание домов.

В результате жителям деревяшек все-таки посо­ветовали написать заявле­ния на имя главы города, чтобы обследовать дома и признать их аварийны­ми. А также обещали нако­нец-то помочь в решении наболевшего жилищного вопроса. До 1 мая будут из­учены все возможные ва­рианты, дабы понять, какая судьба ждет жителей дере­вяшек.

Геннадий Русских, председатель качканарской городской думы:

5– Надо хорошо изучить закон. Быть может, стоит прописать порядок, когда жильцы могут деприватизировать свое жилье, заключить договор найма с муниципалитетом, и только тогда можно говорить о присвоении статуса аварийного жилья. В ближайшее время будем изучать все возможные варианты.

Николай Смирнов, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области

6— У нас есть муниципалитеты, в которых, по статистике, аварийных домов нет, но люди живут в помещениях, которые надо срочно расселять и сносить. Все зависит от активности глав муниципалитетов и, что важно, от самих собственников. Например, в Туринске жители обязали прежнего главу признать аварийными ряд домов через суды. Есть города, где дома признавали аварийными своевременно и постепенно привлекали средства. Например, в Карпинск в течение трех лет направили около 200 миллионов рублей из федерального, областного и местного бюджетов.

P.S. 17 февраля президент принял отставку губернатора Забайкальского края Константина Ильковского, формально ушедшего по собственному желанию. Но поговаривают, что причиной отставки главы региона стал срыв программы по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Эти проблемы есть в большинстве регионов, в том числе и в Свердловской области.

Между тем, областной министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов официально заявляет: программа в регионе выполняется успешно. С 2014 по 2015 год в 36 муниципалитетах расселено свыше 134 тысяч квадратных метров аварийного жилищного фонда, условия проживания улучшили 7916 свердловчан. Судя по этой статистике, создается ощущение, что наш город живет на другой планете. Много лет качканарцы пытаются доказать, что жить в деревяшках невозможно, но их никто не слышит. А непризнание деревяшек за столько лет аварийными косвенно может говорить о желании властей миновать президентской гильотины: нет списков – нет проблем.

В ближайшее время темы капитального ремонта и аварийных домов станут чуть ли не главными в баталиях политических партий. Пока же понятно одно: действующая политическая система не справляется с решением столь важного социального вопроса.