Железная артерия города в надежных руках
Станция Качканар принимает больше тысячи вагонов в месяц
Накануне Дня железнодорожника корреспондент «Нового Качканара» пришёл в гости на станцию «Качканар-Сортировочный». Поговорили с начальником, встретились с работниками, побывали в сердце станции – диспетчерской и даже в кабине электровоза.
Большая железнодорожная семья
Помню, раньше я каждый год ездила в отпуск недели на две-три, а то и на месяц. За это время ты уже успевал соскучиться по Качканару. И с какой радость и замиранием сердца наконец-то за окнами электрички сначала была станция Качканар-Сортировочный, а потом сам железнодорожный вокзал. Это была первая встреча с любимым городом. И мне всегда было интересно: как же всё у них работает чётко и слаженно, никогда ни один поезд не ушёл раньше времени, не пошел по другой ветке, не столкнулся лоб в лоб.
В канун Дня железнодорожника мы решили посмотреть, как же на станции всё устроено. А экскурсию по станции провела её начальник Анна Владимировна Аленина.
— Станция Качканар-грузовая – станция 1 класса, организована была 4 апреля 1962 года для вывоза железорудного сырья с комбината.
Основной наш груз, который мы возим, начиная с 1962 года и по сей день, – это окатыши, агломерат, щебень. Доля щебня намного меньше, потому что щебенка является побочным продуктом производства, — вводит меня в курс дела начальник. — Подъездных путей на станции пять, на данный момент функционируют два. Один использует ГОК, второй – щебеночно-дробильный завод «Северный» (бывшее предприятие «Магистраль»). Он отгружает щебень разной фракции. Завод построил себе даже дополнительные пути.
Принимаем, в основном, флюсы, глину бентонитовую, кокс, шары помольные, соду, аммиачную селитру для взрывов в карьерах. Всё, что используется для производства железорудного сырья. В среднем мы принимаем по 1000-1500 вагонов в месяц.
— Сколько человек работают на станции сейчас?
— Сейчас в штате станции 43 человека. Это 10 дежурных по станции, 5 составителей поездов, 19 приемосдатчиков груза и багажа, 5 агентов СФТО, 1 агент железнодорожный, специалист по работе с клиентами. Начальник —Анна Аленина, зам по оперативной работе Евгений Владимирович Лаптев и зам по грузовой работе Любовь Геннадьевна Рябинина.
Вот таким небольшим, в основном, женским коллективом мы и работаем. Мужчины у нас – это зам по оперативной работе и пять составителей вагонов.
Когда-то на станции работало около 150 человек. Хочу пояснить, что я, как начальник станции Качканар, руковожу только движенцами. С 2003 года, после МПС, железная дорога претерпела изменения: прошло акционирование, выделились дочерние общества. Раньше железная дорога была единым целым, сейчас же всё распределено по Дирекциям. Мы относимся к Дирекции движения. Мы организуем сам процесс перевозок. Есть у нас Дирекция инфраструктуры – это вагонники, путейцы, энергетики. Они подчиняются Нижнему Тагилу, всё руководство у них там. Дирекция тяги – это машинисты, локомотивщики. Кассиры и непосредственно железнодорожный вокзал относятся к пригородной перевозочной компании.
Если посчитать всех, кто работает на железной дороге в Качканаре сейчас, человек двести получится.
— В чем заключается ваша работа?
— Работа наша заключается в перевозке пассажиров и грузов. Прибывает состав. Мы с помощью составительской бригады расформировываем его. Вагоны КГОКа и щебеночно-дробильного завода «Северный» (ЩДЗ) отправляем им, неисправные вагоны ставим на ремонтные пути.
— Куда, в основном, идут составы из Качканара?
— Основная погрузка, 60-70 процентов, идет на станцию Смычка, для НТМК. Вообще география у ГОКа очень обширная: везём в Словакию, Китай, Турцию, Польшу. То есть окатыши востребованы во многих странах. Курсируют составы строго по графику, минута в минуту. Нигде на складах эта продукция не накапливается, всё идёт с колёс: сделали – погрузили — поехали.
— Анна Владимировна, расскажите о коллективе.
— Коллектив маленький, но это своя железнодорожная семья. У нас есть профсоюзный лидер, который организовывает все праздники, выезды в театры и на природу. Наверно, поэтому и коллектив дружный, всё по-семейному.
Процесс у нас непрерывный, большую часть времени мы проводим на работе. Если кто-то заболел или ушел в отпуск, остальным приходится заменять их — железную дорогу не остановить.
У нас много молодежи, но есть и ветераны, примерно пятьдесят на пятьдесят.
— Не забываете своих ветеранов?
—Конечно, не забываем! С теми, кто ныне здравствует, поддерживаем связь. У нас есть стенд с фотографиями всех начальников станции, там и все наши достижения показаны. Чтобы молодые знали, откуда пошла станция Качканар.
В нашем коллективе есть те, кто много лет отдал станции. Это Татьяна Марсовна Муллаярова, Галина Александровна Трушникова, Галина Михайловна Шевенова, Светлана Фанисовна Корепанова, Алена Григорьевна Акулич.
— На РЖД хороший соцпакет?
— Я считаю, что соцпакетдаже лучше, чем в Евразе. Отпуск 28 дней, у составителей добавляют дни за вредность. Путевки в санатории можно приобрести через профком, оплатив только 10-20 процентов стоимости. Посмотрите: всё Черноморское побережье в санаториях РЖД! Да их по всей стране много. Плюс бесплатный билет раз в год по всей России в купе на поезде туда и обратно. Плюс бесплатный проезд на электропоездах до Тагила и обратно. Как таковой 13-й зарплаты у нас нет, но есть премирование за безопасность движения. Есть выплаты за преданность компании: через три года работы человек получает два оклада, пять лет отработал – три оклада. И потом каждые пять лет выплачивается до 5 окладов.Также есть премирование за профмастерство, это 20-25 процентов к зарплате ежемесячно.
Также мы обучаем за счёт компании приёмосдатчиков, составителей поездов.
— При таком соцпакете, наверно, у вас нет текучки кадров?
— Текучка кадров есть у составителей и приемосдатчиков. В основном, уходят в ГОК. Но бывает, и из ГОКа приходят к нам. Уходит, в основном, вновь устроившаяся молодёжь. Среди стареньких же работников, которые давным-давно тут трудятся, текучки нет.
Пришла несколько лет назад к нам из ГОКа дежурная по станции. Занимала призовые места в сетевой викторине по ПТЭ (правилам технической эксплуатации). Совпадение или нет, но следующая дежурная пришла из ГОКа, и тоже заняла на нашей Свердловской железной дороге 1 место по ПТЭ. Теперь она стала начальником станции Именновский.
— Как вы сами пришли сюда?
— Пришла в 2008 году, по распределению после окончания Уральского Государственного университета путей сообщения. Начинала дежурным по парку, башмаки таскала, составы закрепляла. Потом ушла в дежурные по станции. Поработала приемосдатчиком, заместителем начальница по грузовым перевозкам. И вот с февраля этого года меня назначили начальником станции.
— Сейчас некоторые предприятия отказываются от железнодорожного транспорта и переходят на автомобильный. Железная дорога терпит от этого убытки?
— Конечно, терпим убытки. Как только какое-то предприятие закрывается, погрузка падает.
Понятно, что ГОКу от железнодорожных перевозок никуда не уйти. Что касается завода «Запсибнефтестрой», входящего в холдинг «Ремэлектро». На данный момент завод не функционирует. Вот уже года два, как не вывозится даже то, что есть на складах. Подъездной путь «Меридиана» тоже простаивает.
Все взаимосвязано. Если что-то где-то закрывается, то теряют все. Поэтому мы ведем работу по привлечению новых клиентов. Сейчас есть надежда, что заработает завод «Запсибнефтестрой». Туда заехали арендаторы с Пермского региона. Хотят восстановить завод и поставить его на ноги. И погрузку заявляют не маленькую. Хотим, чтобы всё наладилось и завод запустился.
Маленькие предприятия, бывает, уходят на автоперевозки. Поэтому мы ведем работу по привлечению клиентов. Сейчас на автомобильных дорогах поставили весовые терминалы. И уже небольшие фирмы рассматривают нас как возможных партнеров. Предлагаем маршрутные скидки: за большой объем и за один маршрут.
Видимый процент
Из рассказа начальника станции я узнала, что, оказывается, им действительно есть чем гордиться. Станция Качканар заполняет 1/3 от всех грузоперевозок Тагильского региона. Станция отгружает в год более миллиона тонн грузов, ежемесячная погрузка — 950 тысяч тонн.
Если брать всю Свердловскую железную дорогу (а это Свердловская и Тюменская области, Пермский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), то на станцию Качканар приходится 3-4 процента доли всей погрузки. Это уже видимый процент!
— В городе мы незаметны, но по области мы видимы и значимы, — с гордостью подытожила Анна Владимировна. — Станция Качканар в пределах Свердловской железной дороги на хорошем счету. Мы занимаем призовые места в отраслевых соревнованиях по выполнению всех качественных и количественных показателей: это погрузка, выгрузка, простой вагона, оборот вагона, отсутствие событий, связанных с безопасностью движения.
Пока мы шли с Анной Алениной по зданию, я обратила внимание, как у них уютно, чисто, просторно. Наверно, потому, что тут работают женщины. Ведь они умеют создать домашнюю атмосферу и на работе.
Мы переходим из двухэтажного здания в высокое здание диспетчерской. Поднимаемся на самый верх, в святая святых — диспетчерскую станции. Нас встречают дежурные Лариса Хамзина и Юлия Сохраннова.
Они сидят за большим столом с какими-то кнопочками, микрофонами, переключателями. Перед ними огромный зелёный пульт, на котором то и дело загораются огоньки, что-то перемигивается, переключается. Иногда Лариса Анатольевна, кстати, тоже ветеран станции, берёт в руки микрофон и что-то говорит по громкой связи знакомое и понятное путейцам, но я не могла разобрать и понять ни слова.
Им некогда разговаривать, но всё же они находят время рассказать о своей работе.
— Мы формируем поезда и подаем порожняк на погрузку ГОКу, – рассказывает Лариса Хамзина. — Отправляем со станции Комбинатской груженые составы. Руководим вагонниками, движенцами, путейцами. Контролируем работу смежных служб, таких как путевое хозяйство. К нам приходит порожняк, мы предъявляем состав к осмотру, составляем маршрутный лист, где расписано, какие вагоны годные под погрузку, какие негодные.
В это время с железнодорожного вокзала отошла электричка. На пульте сразу задвигалась цепочка огоньков. Электричка остановилась на станции «Качканар-Сортировочный»: огоньки остановились. Затем дежурный объявил отправление — и огоньки на стенде поползли дальше, в сторону Именновского.
— Пульт у нас очень хороший, всё видно,— Лариса Анатольевна заметила, как внимательно я рассматриваю их пульт. — Такого даже на комбинате нет. А вообще работа у нас интересная, работы хватает! Вагоны, которым требуется ремонт, ставим на пути нашим вагонникам. Остальные подрабатываем и предъявляет ГОКу. ГОК забирает их от нас своими электровозами. От нас, дежурных, многое зависит: чтобы подать только годные вагоны, чтобы случайно не загрузить неисправный вагон. Все мы между собой взаимодействуем: машинист, составитель, дежурный. Так что мы должны друг другу помогать, что-то подсказывать, подстраховывать.
Дежурные рассказали, как у них в этом году прошли «окна» (время, в течение которого движение поездов по перегону или отдельным путям перегона прекращается для производства ремонтных работ). С конца апреля до середины июня проходили капитальные ремонты перегона Качканар-Именновский. Подняли четвёртый путь. Поменяли 10 километров шпальной решетки главного перегона и 1 километр главного пути самой станции. Всё это делалось с выходом 6-8 единиц хозяйственной техники станции.
На столе перед дежурными лежат журналы. Вот журнал закрепления вагонов. Почему так важно закреплять вагоны на ж/д путях? Это безопасность. Вагоны на станции стоят под уклон в сторону ГОКа. Все составы должны быть закреплены, чтобы не было ухода вагонов.
Вот журнал осмотра путей и стрелочных переводов. Есть работы, которые производятся только с закрытием путей и стрелок; есть работы, которые не требуют закрытия путей. Все это фиксируется в журнале, запрашивается, контролируется.
Узнала я также, что сейчас все стрелки управляются автоматизированно стрелочными рукоятками, с пульта управления. То есть с помощью кнопок, а не как раньше, когда стрелочник выходил в поле и переводил стрелки вручную.
Лет восемь назад установили пневмообдувку стрелок, чтобы легче было убирать с них снег в зимний период. С пульта управления можно нажать кнопочку и обдуть стрелку.
Несчастных случаев у нас не было и нет
— Безопасность движения на первом месте стоит, — продолжает рассказ Анна Аленина. — И не дай бог где-то уход вагонов, не дай бог где-то не закрепить вагоны или маршрут не туда задать. Задача наша — исключить человеческие жертвы. У нас в Качканаре таких несчастных случаев вообще не было никогда и не будет. Потому что за безопасностью движения мы следим в первую очередь. Потому что наши инструкции — Правила технической эксплуатации железных дорог — это настольная наша книга, библия железнодорожная. Знаем мы ее от корки до корки. Наизусть, даже зрительно. На память можем цитировать.
— Ночью разбуди — мы ответим на любой вопрос, знаем, где это посмотреть, какую страницу открыть, — подтверждает Юлия Сохраннова. — Инструкций у нас очень много, вот целая полка. И это еще не все. И всё это надо знать, уметь пользоваться. Если раньше мы всё записывали в блокнотики, не было инструкций, книжек не было, то сейчас у нас на станции всё прекрасно оформлено: много наглядной агитации, все инструкции подписаны и стоят в папочках. Только знай, где это написано, пошел и посмотрел.
Действительно, работники подтверждают, что очень много сделано: хороший внутренний и внешний ремонт, прекрасная комната для приёма пищи. Но и сами работники стараются обиходить свой второй дом. Много лет подряд в новогодние праздники у здания диспетчерской загоралась огнями новогодняя ёлка. В летнее время под ней женщины сделали клумбу наподобие альпийской горки. Вдоль двухэтажного здания стоят красивые железные вазоны с петуниями. Во всём чувствуется ухоженность, любовь и забота.
Мы вышли на перрон. На первый путь подошёл состав, вёл который машинист Дмитрий Лапшов. С ним в паре работал составитель вагонов Дмитрий Борисов. Когда мужчины узнали, что я из газеты, разрешили подняться в электровоз, заулыбались и попозировали перед объективом.
Прощаемся со станцией, поздравляем всех её работников с Днём железнодорожника! Они остались, чтобы продолжать свой нелегкий, ответственный и жизненно необходимый для города труд. Железная артерия города в надёжных руках профессионалов!