Евраз пообещал сократить 500 работников Качканарского ГОКа

Судя по всему, «социально ориентированная компания» цинично наплевала на коллективный договор, подписанный недавно после сложных переговоров.

5f963cffc8dd4decbee1ba115561013a
Не успели работники КГОКа отойти от нелегкого и социально напряженно­го декабря, как столкнулись с новыми переменами. На прошлой неделе в подраз­делениях комбината устно объявили о нововведениях, которые произойдут уже в январе. Сообщили о пере­воде с 18 числа инженер­но-технических работников на четырехдневную рабо­чую неделю, сокращении на 500 человек численности рабочих в ГОКе, а также из­менении условий выплаты премии. Из официальных документов появился лишь приказ об антикризисных мерах, но и без него всю ин­формацию до работников доводили устно. От новостей «на ушах» стояли и ГОК, и город. Стало известно, что подобные перемены уже произошли на Евраз Запад­но-Сибирском металлурги­ческом комбинате, а также могут произойти на Евраз НТМК.

Кризис только по документам

В то время как на Качка­нарском ГОКе подписыва­ли изменения в колдоговор на 2016 год, на Евраз ЗСМК развернулись весьма резо­нансные события. В конце декабря там была создана специальная антикризисная комиссия, поводом для ко­торой послужило непростое экономическое положение комбината: кризис из-за пе­репроизводства в мировой металлургии, наличие из­быточных мощностей в 300 миллионов тонн стали в год, а также снижение в течение 2015 года цен на продукцию.

30 декабря на ЗСМК было подписано соглашение о совместных мерах, направ­ленных на уменьшение не­гативных явлений кризиса. Для «сохранения рабочих мест» на январь была при­остановлена индексация тарифных ставок и окладов работников (по действую­щему колдоговору поднять хотели на 8%, при средней заработной плате в 43,5 тысяч рублей), введен не­полный рабочий день для управленческого персонала, производственный простой в случае неполной загрузки мощностей (оплата в разме­ре 2/3 среднего заработка), а также прописано условие увольнения по желанию ра­ботника в первом квартале 2016 года – выплата в разме­ре пяти средних зарплат.

Сообщается, что отказ от намеченной индексации тарифных ставок и окладов позволит сэкономить пред­приятию не менее 800 мил­лионов рублей. О сокраще­ниях речи пока не идет, но, быть может, столь «добро­вольным» отказом от индек­сации и планируется сохра­нить действующие рабочие места и оплату. По данным профсоюза ЗСМК, средне­списочная численность ра­ботников в декабре 2015 года составляла 19,6 тысяч человек против 20,4 тысяч на начало года. При этом за год компанию покинули 800 человек.

Социальный взрыв на НТМК

Вслед за Сибирью ново­сти о кризисе появились и на Урале. 13 января среди рабо­чих НТМК были распростра­нены интересные листовки за подписью «Киберпрофсо­юза». Через них неизвестные призывали тагильчан не со­глашаться на сокращенную рабочую неделю и не писать заявления без содержания в случае простоя. Иначе ав­торы обращения обещали устроить «бессмысленный и беспощадный русский бунт».

Уважаемые работники и служащие НТМК!

Наши работодатели («хозяева») приняли решение с ян­варя 2016 года отправить нас на сокращенный рабочий день и сокращенную рабочую неделю! Это потеря в зарпла­те от 30 до 40 %!
Это незаконно! Если на предприятии простой, то они обязаны отправить нас в вынужденный отпуск с сохране­нием 2/3 заработной платы (как это сделано на УВЗ). Но на предприятии нет простоя!
Вы САМИ будете писать заявление без содержания! Под страхом увольнения! А еще и заставят работать в эти дни бесплатно! Мы должны все отказаться писать данные заяв­ления! Всех не уволят! В единстве наша сила!
Евраз не может эффективно управлять производством, и свои ошибки хочет покрыть за наш счет.
Евраз создал армию московских директоров и президен­тов со своими штатами и заоблачными зарплатами! Пусть сокращают себя. Зарплата одного директора равна зарпла­те цеха, а вице-президента – зарплате подразделения!
Нанимают для работы американских шпионов (Баусов, Шублов, Эрнст Янгов, Маккензи и т.д.), их цель одна: разва­лить производство в России изнутри, сокращая и «оптими­зируя» высококвалифицированный персонал. Причем зада­ча у них стоит одна – сократить людей! За это они получают свои грязные деньги! А раз они американцы, то им русских не жалко! Из Китая эти конторы давно выгнали как работа­ющие на интересы США!
Профсоюз на НТМК зависимый, пишет под дудку хозя­ев! Пример – профсоюз КГОКа, там не подписывают кол­лективный договор, требуя повышения заработной платы на уровне инфляции, и его боятся наши хозяева! И никаких сокращенных рабочих дней там не будет!
Совет «хозяевам» – оставьте людей в покое! Дайте спо­койно работать, а не под угрозой сокращения! Сокращайте свои Дивизионы! Перестаньте платить наши деньги ино­странным фирмам, разоряющим НТМК! Отнимающим вре­мя у персонала, которое они должны тратить на производ­ство и обеспечение безопасности!
Или вы получите такой социальный взрыв на градообра­зующем предприятии – мало не покажется! Получите неза­висимый профсоюз, с которым будете считаться! Получите итальянские забастовки, как на Качканаре. Как говорил ве­ликий русский поэт: «Не приведи бог вам увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».

Киберпрофсоюз НТМК

Представители профсою­за НТМК отрицают причаст­ность к данному обращению. А пресс-служба Евраза на­звала листовки прямой про­вокацией: работа комбината продолжается в штатном ре­жиме.

КГОК в ожидании шоковой терапии

На прошлой неделе в подразделениях КГОКа ли­нейные руководители на цеховых собраниях объя­вили о планах руководства сократить штатную числен­ность. Качканарцев опове­стили: на рынке тяжелая финансовая ситуация, со­кращения неизбежны. К концу января уже пообе­щали представить первые списки тех, кто покинет родное предприятие. Мас­совые сокращения пред­стоят в управлении комби­ната и рудоуправлении, в остальных подразделениях планируют убрать по 8% численности. Проект при­каза о сокращении 500 че­ловек появился на КГОКе только на этой неделе: 315 человек с 1 апреля и 185 че­ловек с 1 мая. Было объяв­лено об изменении порядка выплаты премии: решение по ней будет приниматься по итогам работы за квар­тал, а не ежемесячно, как было ранее.

15 января управляющий директор Владислав Жуков подписал приказ об анти­кризисных мерах и создал антикризисную комиссию, дословно: в связи с изме­нениями организацион­ных условий труда, обу­словленными снижением цены реализации готовой продукции, негативными тенденциями в мировой металлургической отрасли, а также в целях сохранения коллектива.

– У кого-то большие кре­диты, кто-то детей растит, учит… Объявленные ново­сти просто повергли нас в шок. Где мы найдем сейчас работу? – рассказали «НК» работники КГОКа.

Инженерно-техническо­му персоналу устно объяви­ли о переходе с 18 января на четырехдневку, заставляя брать один день без содер­жания. Однако причин для этого перехода не было: предприятие работает в штатном режиме, объемы и производство остаются прежними. Как проком­ментировали в профсоюз­ной организации, работ­ники имеют полное право не писать эти заявления и выходить на работу, как и прежде. Написавшие заяв­ления ранее имеют право их отозвать. Несмотря на это, работники продолжают подписывать заявления и уходить в отгул.

Работникам могут предложить выбор

Еще недавно в автотрак­торном цехе КГОКа были пафосно презентованы но­вые «БелАЗы», заявлено о стабильной работе комби­ната, вопреки надвигаю­щимся кризисам, заявлено о завершении итоговых переговоров по коллектив­ному договору на 2016 год. Но перемены говорят об обратном и неизменными остаются, лишь требуемые качество продукции и объ­емы добычи.

– На то, что прописано под объемы, падение цен не может повлиять, – го­ворил на конференции по коллективному договору в конце года управляющий директор Владислав Жуков.

Но спустя две-три недели эти слова не нашли своего подтверждения. И если на Евраз ЗСМК еще хоть как-то обозначены причины для принятия антикризисных мер, то на Качканарском ГОКе таковых не было. В ка­честве антикризисных мер на КГОКе уже принято ре­шение снизить на 10% услу­ги сторонних организаций, на 15% уменьшить запасы, расход сырья и энергоре­сурсов – на 5%, капремонты – на 10%, затраты на пер­сонал (фонд оплаты труда) – на 15%. Как стало извест­но «НК», ко всему прочему комбинат планирует в 2016 году избавиться от таких со­циальных активов, как про­филакторий «Зеленый мыс» и лагерь отдыха «Чайка».

Важно отметить, что ин­формация о сокращениях и введении сокращенной рабочей недели в конце 2015-го и начале 2016 годов появилась исключительно на предприятиях ЕвразХол­динга, в то время как другие компании продолжают ра­ботать в прежнем режиме. Исходя из ситуации, кото­рая сложилась сразу на не­скольких предприятиях Ев­раза, можно предположить, что перемены эти были за­думаны задолго до этого. Среди работников сегодня распространяется инфор­мация о массовом выходе из профсоюзной органи­зации в отдельных цехах, однако они не нашли свое­го подтверждения. Судя по всему, перед рабочими це­ленаправленно ставят вы­бор: сохранить действую­щие выплаты, прописанные по колдоговору, либо штат­ную численность и рабочие места.

Комментарий пресс-службы Евраза:

– Ситуация на рынке остается тяжелой, характеризуется сниже­нием спроса на металлопрокат, уменьшением платежеспособно­сти потребителей сталелитейной продукции. На протяжении дол­гого времени снижаются цены на железную руду и металлопрокат, только за 2015 год они упали на 30%. Неблагоприятные тенденции у металлургов усугубили ситуацию на Качканарском ГОКе.

На КГОКе продолжается программа сокращения издержек для поддержания конкурентных позиций предприятий и сохранения социально-экономической стабильности. Для оптимизации расхо­дов рассматриваются различные решения, в том числе: перевод административно-управленческого персонала на неполную рабо­чую неделю, оптимизация численности, введение режима простоя для производственного персонала в случае неполной загрузки производственных мощностей и др. В целях сохранения коллек­тива создана комиссия по разработке и контролю антикризисных мер. Все мероприятия будут реализованы с соблюдением требо­ваний ТК.

Комментарий Сергея Набоких:

– Из разговора с управляющим директором Евраз КГОКа знаю, что на предприятии есть необходимость оптимизации расходов, рассматривается несколько вариантов, среди которых – обойтись без сокращения численности работников.

Ситуация, которая сегодня сложилась на комбинате, находится на контроле областного правительства, оно также подключается к переговорам. Не исключаю, что позиция, которая озвучена в данное время среди рабочих, является проектной.

 Вечером 19 января прошло расширенное заседание про­фсоюзной организации, руко­водителей цехов и управляющего директо­ра Евраз КГОКа по обсуждению сокращения на комбинате. К данной встрече, по воле случая, присоединился также председатель областного правительства Денис Паслер.
8bTP3BgGCrНа протяжении двух часов стороны вы­сказывали свои мнения и отвечали на во­просы профактивистов. Основной вопрос: «Почему вдруг на комбинате стало все так плохо?». Представители руководства объ­ясняли ухудшение экономики на примере НТМК, где показатели рентабельности за последние четыре месяца ушли в минус. Взаимосвязь КГОКа и НТМК – значима и очевидна.
– Давайте решать такие вопросы и меры вместе, а не с советниками, – предлагали в ответ работники. – Объемы выполняются, почему сегодня людей заставляют писать заявления и говорят о сокращении?
Денис Паслер предложил обеим сторо­нам найти баланс интересов, но не делать при этом резких движений.
– Мы, власть, всегда будем с людьми. Но мой приезд не означает, что профсоюзные движения могут влиять на кого угодно. По­добные мероприятия (прим. авт. – по со­кращению) должны быть четко выверены. Конечно же, я против резких движений, –говорил представитель из области. – Я ка­тегорически против, чтобы трогали людей, пусть это будут премии, поощрения… Но и нельзя сделать так, чтобы предприятие ока­залось на грани глобальных проблем. Долж­ны быть четко взвешенные решения руко­водства.

P.S. В ходе обсуждения стороны договори­лись принять единое решение о дальней­ших мерах, которые будут представлены в начале февраля председателю областного правительства. Вопрос о сокращении штат­ной численности отложен до окончания пе­реговоров.