Депутаты Заксобрания отказались вернуть прямые выборы

На прошлой неделе коми­тет Заксобрания Свердлов­ской области по региональ­ной политике рекомендовал отклонить народный законо­проект о возвращении пря­мых выборов мэров.

Напомним, этим летом в Екатеринбурге и других го­родах области инициативная группа собрала 15 тысяч под­писей в поддержку возвраще­ния прямых выборов мэров. Более 11 тыс. из них в Заксо­брании признали достовер­ными. Качканарцы также поу­частвовали в сборе подписей.

На представленный до­кумент поступило несколько отрицательных заключений: прокуратуры Свердловской области, государственно-пра­вового управления, эксперт­ного юридического совета при Уральском институте регио­нального законодательства и министерства юстиции РФ. Ос­новная претензия — документ плохо проработан юридиче­ски.

«У нас была длительная дискуссия по этому вопросу. Документ сырой, его нужно дорабатывать. В проекте за­кона указан способ избрания глав местного самоуправле­ния, но не указано место в системе местного самоуправ­ления. В частности, не пропи­саны полномочия мэра, если будет возвращена эта система выборов», — рассказал в бесе­де с корреспондентом 66.RU член профильного комитета Алексей Коробейников.

После вердикта комитета народный законопроект был рассмотрен на заседании Зак­собрания 8 декабря. Большин­ство депутатов поддержали решение коллег из комиссии и тоже выступили против воз­вращения прямых выборов градоначальников.

Как рассказал Znak.com председатель группы, депутат думы Екатеринбурга Андрей Пирожков, активисты не со­гласны с мнением депутатов комитета по местному самоу­правлению, которые считают, что законопроект инициатив­ной группы недоработан.

«Они говорят, что в зако­нопроекте не указаны пол­номочия главы, которые надо обязательно прописывать. Это не так, потому что конкрет­ные полномочия главы могут и должны прописываться в уставах муниципалитетов. Это закреплено в статье 4 и статье 6 Европейской хартии мест­ного самоуправления. Нет ни одного законодательного за­прета прописывать эти пол­номочия на уровне уставов. Нет ни одного федерального или областного обязательства прописывать эти полномочия на уровне областного закона. Когда я задавал эти вопросы депутатам, они не могли пояс­нить, какой конкретно норме противоречит законопроект. Были общие слова, а в чем конкретно заключается про­тиворечие, к сожалению, мы так и не узнали», — сказал Андрей Пирожков.

***

Ключевым элементом ре­формы системы управления муниципалитетами в России стал переход от модели «из­бираемого мэра» к модели «сити-менеджера» и «назна­чаемого мэра». По замыслу авторов реформы, такой пе­реход должен был встроить муниципалитеты в вертикаль власти и привести к более эффективному управлению ими. Однако этого не про­изошло — муниципалитеты лишились автономии, стали больше экономить на обра­зовании, здравоохранении и ЖКХ, а эффективнее так и не стали. К такому выводу при­шли эксперты Центра пер­спективных управленческих решений (ЦПУР).

Эксперты ЦПУР отмечают, что в теории выбираемые мэры должны быть более чут­кими к запросам населения (если они хотят быть выбран­ными еще раз), а «сити-ме­неджеры» более профессио­нальными и качественными управленцами, потому что их отбирают по их навыкам, а не в результате хорошо прове­денной избирательной кам­пании. Однако в российском контексте все осложняется тем, что местное самоуправ­ление не является в полной степени независимым, а все его реформы, начиная с 2003 года, были направлены на встраивание муниципальной власти в единую вертикаль.

В докладе ЦПУР подчер­кивается, что избираемый мэр, будучи заинтересован­ным в переизбрании, скло­нен к большему распре­делению социальных благ, особенно в направлениях, наиболее заметных для элек­тората: городская инфра­структура и ЖКХ, занятость в муниципальном секторе, об­разование и здравоохране­ние. А для назначаемого мэра население не выступает пря­мым заказчиком услуг, поэ­тому для них важнее достичь показателей эффективности, по которым будут оценивать результаты их работы другие заказчики, то есть региональ­ные власти.

Как мы видим из реше­ния Заксобрания области, региональные чиновники и депутаты не намерены воз­вращать народу возможность самим избирать муниципаль­ную власть. Народная иници­атива с тысячами подписей проигнорирована.