Депутаты для массовки

После выборов прошло всего 4 месяца, а в думе уже появились прогульщики

Реальный монолог реального депутата (перед избирательной кампанией):
– Когда человек приходит во власть, он первый год только смотрит, а на второй год – понимает, что нужно делать и что можно сделать. Я не понимаю механизма реализации депутатских наказов, например. Почему один показывает реальные дела, а есть ряд депутатов, которых не видно и не слышно. Никто не знает, чем они занимаются и что они делают, а они, по слухам, собираются баллотироваться на следующий срок.

DSC01774

Полмиллиона рублей на пиар-компанию

При обсуждении бюджета горо­да депутаты, по инициативе пред­седателя городской думы Генна­дия Русских, хотели заложить на содержание органов местного са­моуправления сумму в 496 тысяч рублей. Почти полмиллиона неко­торые депутаты хотели бы исполь­зовать для освещения своей работы в местной прессе. Причем (это под­черкивалось особо) не в муници­пальной газете.

Хотя эти расходы вполне законны и предусмотрены Уставом города и 131 Федеральным законом об орга­низации местного самоуправления, глава города настаивал на том, что они не нужны. Сергей Набоких ар­гументировал свою позицию тем, что 496 тысяч сумма хоть и незначи­тельная в масштабах миллиардного бюджета, но все-таки очень велика.

– Это почти полмиллиона рублей! У нас есть много статей расходов, на которые денег не хватило! На пол­миллиона можно было бы отремон­тировать целый детский сад!

К тому же в Качканаре есть му­ниципальная газета, которая итак финансируется из бюджета города, то есть за счет средств качканарцев. На ее содержание уходит чуть более миллиона. Зачем нужны еще пол­миллиона на пиар депутатов?

Все просто.

– В последних четырех номерах качканарских газет о депутатах не было сказано ни слова хорошего, – возмущался на думе Владимир Ге­оргиев.

В итоге поправка в бюджет о рас­ходах на депутатский пиар все-таки не прошла – четверо партийцев про­голосовали против, еще двое воз­держались. И депутаты остались без пиара.

Мое убеждение – о делах своих депутатов качканарцы должны уз­навать не из газет, а видеть своими глазами. Но если депутаты хотят из­вестности, мы будем рассказывать честно о них бесплатно.

Добровольно-принудительно

Четыре месяца вновь избранные депутаты в напряженном режиме работали над формированием бюд­жета города.

Обновленный депутатский состав сумел принять бюджет вовремя, но в этом, скорее, заслуга «старичков».

Решение участвовать в выборах далеко не каждый депутат принимал самостоятельно. Не секрет, что мно­гим народным избранникам работо­датель предложил «поучаствовать» в выборах без возможности отказать­ся. Ставки на гоковских начальников оказались выигрышными. Качканар­цы, оказывая доверие этим кандида­там и уважая комбинат, голосовали за трудящихся ГОКа. В итоге дума подобралась сильная. Однако, не освобожденные от основной и очень ответственной работы, не все депу­таты могут посещать комиссии и за­седания думы.

А ведь, в общем-то, именно на комиссиях и проходит основное об­суждение городских проблем. На думу многие вопросы выносятся уже без обсуждения. И депутаты, не при­сутствовавшие на комиссии, вынуж­дены соглашаться с рекомендацией председателя и голосовать как кол­леги.

Кворума точка нет

22 октября на совместном заседа­нии комиссии по городскому хозяй­ству и экономике присутствовали лишь пять человек. Обсуждение во­проса подходило уже к концу, когда один депутат просто покинул каби­нет. Полуторачасовое собрание ока­залось бесполезным, потому что не стало кворума.

Один из присутствующих заме­тил, что корреспонденты ходят на заседания комиссий чаще, чем не­которые депутаты, и предложил ли­шить полномочий постоянно про­гуливающих. Но! Кворума, чтобы вынести этот вопрос в повестку, не было! Получается, что проголосовать за то, чтобы наказать постоянно от­сутствующих депутатов, остальные депутаты не могут, потому что им не хватает голосов из-за прогульщиков!

Уже полтора года я присутствую на заседаниях думы и комиссиях как парламентских корреспондент. И хотя я знаю, что многие важные во­просы решаются кулуарно, а перед журналистами озвучиваются лишь итоги, со временем стало понятно, кто и что из себя представляет.

Среди 20 депутатов прошлого со­зыва было всего несколько человек активных и думающих, кто говорил по делу и умел вести диалог. Осталь­ные во время заседания либо молча­ли, либо «сидели» в телефоне, либо просто не появлялись никогда. Им звонили иногда, чтобы они пришли для кворума, или когда необходимо было одобрить какой-то вопрос, а лояльных депутатов не хватало.

«Новеньких» приходится только узнавать, но картина складывается та же самая. И хотя «говорящих» де­путатов стало больше, с некоторыми за четыре месяца так и не удалось познакомиться.

В среднем 6,75 депутата

Мы попросили специалиста думы проанализировать явку депутатов. Оказалось, что в среднем на заседа­ниях комиссий присутствует от 70 до 77 процентов депутатов. Это значит, что треть народных избранников по тем или иным причинам на комис­сии не ходит.

Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует более по­ловины от общего количества участ­ников. Если взять цифры, которые предоставила нам дума, на заседа­ния комиссий ходят в среднем шесть целых 75 сотых депутата.

На заседаниях комиссии по город­скому хозяйству присутствуют обыч­но 6 из 8 депутатов, по социальным вопросам – 10 из 13, по экономике и финансам – 6 из 9, по законности – тоже 6 из 9, на мандатной комиссии – 5 из 7. Показатель неплохой, если учесть, что за время работы нового созыва уже было проведено более 30 комиссий (чаще всего собирались финансисты).

Но, по нашим наблюдениям, про­гуливают, как правило, одни и те же.

Больше половины комиссий про­пустил зампредседателя Наил Каси­мов, не видели мы и Анатолия Ля­пунова, который не часто посещал заседания думы и в прошлом созы­ве, а на комиссиях и вовсе не бывал, Александра Сосновских, Владимира Мартынова. Редко бывают Сергей Мальберг и Алексей Парамонов: на последнем заседании думы он даже не сразу нашел, куда сесть, ему при­шлось несколько раз пересаживаться со стула на стул, поскольку за посто­янно присутствующими депутатами негласно закреплены свои места.

Утраченные иллюзии

Причины, по которым некоторые избранные народом депутаты пере­стают посещать думу, много. И за­висят они от того, почему эти люди, собственно, в думу идут. Иллюзии многих разбиваются вдребезги очень быстро.

Кто-то искренне думал, что став депутатом, сможет помочь горожа­нам. Но. Бюджет планируется на не­сколько лет вперед. Так что, сколько денег уйдет на то или на это – из­вестно уже сейчас. И от одного толь­ко присутствия депутата на засе­дании бюджет не увеличится. А как показала жизнь, по просьбе жителей положить асфальт, например, в сво­ем дворе, может только депутат, у ко­торого есть еще и производственный ресурс – дармовой асфальт, люди и техника. Согласитесь, бегать пять лет от разъяренных соседей, которым ты что-то пообещал и не сделал, не очень-то приятно.

Другие кандидаты мечтают с по­мощью депутатства открыть свой бизнес или раскрутить имеющий­ся. Но лоббировать личные интере­сы без связей и денег очень тяжело. С чего это вдруг кто-то в админи­страции кинется депутату помогать только потому, что он – депутат? А если и связи, и деньги есть, то и де­путатство ни к чему.

И последний, и самый печальный вариант: те, кого «попросили» быть депутатом. Подневольные «народ­ные» избранники понимают, что их просто используют для массовки на голосованиях. Кроме того, многие депутаты действительно «под за­вязку» загружены на основной ра­боте – тот же Владимир Мартынов, Анатолий Ляпунов, Алексей Пара­монов.

И тогда неизбежно возникает во­прос – а в чем же смысл той огром­ной пиар-работы, которую проводит накануне выборов ЕВРАЗ, пытаясь максимально заполнить депутат­ские места в городской думе?