День чтения в Качканаре

7 октября в Качканаре прошел День чтения. При­нять участие в этой акции нас пригласил лицей №6. Он с «Лукоморьем» дружит уже много лет, с тех самых пор, когда ребята вместе с Натальей Леонидовной Ермолиной начали рабо­тать над темой «Качканар литературный».

00361936И вот новая встреча, первая в этом учеб­ном году. В 8.30 нача­лись уроки, и каждый из нас вошел в предложен­ный ему класс. Все мы — раз­ные и общались с детьми тоже по-разному, хотя в бе­седах у всех было много об­щего. Во-первых, говорили о родном Качканаре, кото­рый идет навстречу своему 60-летию. Во-вторых, о «Лу­коморье», которому 30 ок­тября исполняется 48 лет. И, конечно же, о книге – источ­нике знаний и о чтении как самом лучшем учении.

В каждом классе прозву­чали стихи или проза, ребя­та познакомились с нашими авторами и новыми книга­ми. Но каждый урок чтения был не похож на другие.

Урок Соболева имел геологический уклон. Иван Михайлович говорил о богат­ствах Урала, он даже вспом­нил выдающегося ученого П.С.Палласа, который ис­следовал гору Качканар еще в девятнадцатом веке. А для самого рассказчика эта гора — словно дом родной, который Иван Михайлович вместе с друзьями обустра­ивает уже в течение многих лет. И каждый год «лукомор­цы» с этим опытным гидом и романтиком поднимаются на Качканар, знакомятся с его заповедными местами — восторгаются, вдохнов­ляются, делают прекрасные снимки и, конечно же, пи­шут стихи.

Своим юным слушателям Иван Михайлович прочи­тал несколько стихотворе­ний Нины Савельевой о горе Качканар. Вот одно из них..

Я рукой дотянулась до неба!

На плечах его подержала.

Справа скалы, и скалы слева –

Нежно-нежно тайга обнимала.

С высоты посмотрела на дали –

Сотни в них

улеглось километров…

И со всех сторон обласкали

Невесомые руки ветра.

И, как будто игрушечный,

город –

Островок любви и надежды –

С высоты был особенно дорог,

Я такого не знала прежде…

Свысока на заботы взглянула

И на мелочные обиды.

А хворобам своим шепнула:

«На меня не имейте виды!»

О, какое ж волшебное средство

От невзгод, от тоски и от лени

Нам века оставляют

в наследство…

Горы!

В счастье крутые ступени!

В другом классе ребята внимательно слушали Людмилу Андрееву. Она также говорила о Качканаре, который стал ее судьбой. Рассказала о за­мечательных людях, с кото­рыми пришлось общаться, когда работала в Доме пи­онеров, Дворце культуры, в загсе. И о творческих годах в литературном объединении «Лукоморье». За эти годы издано пять ее поэтических сборников. Самый свежий, только что вышедший в свет, — «За кулисами судьбы». Людмила Николаевна пока­зала учащимся эту книгу и прочитала несколько стихов.

Галина Трофимова вела серьезный разговор о литературе как искус­стве слова, о ее связи с музыкой, живописью, те­атром и другими видами искусства. Говорила и об Интернете и электронных книгах, к которым часто об­ращаются молодые читате­ли. «А если погаснет свет?» — спросила она, начиная разговор о преимуществах печатной книги. «Племена, люди, государства исчезали, а книги оставались», — гово­рил в свое время Герцен.

На этом уроке речь шла и о воспитательном, нравствен­ном значении книги, ибо нет более просветленного, очищающего душу чувства, как то, которое испытыва­ет человек при знакомстве с великим художественным произведением.

Но чтение — это огром­ный труд, требующий напря­жения ума и сердца. «Всегда ли вы дочитываете книгу до конца?» На этот вопрос не­которые дали отрицатель­ный ответ. И Галина про­читала свое стихотворение «Недочитанная книга», где есть такие слова:

Страницы поверху листая,

Не дочитав, отбросил книгу.

Не понял, выпустил из виду:

Витает там душа живая…

Повремени, прочти немного!

Скажи: неужто не прельщает

Тебя тот мир, что обещает

Среди страниц

открытий новых?

Каждое произведение помогает вдумчивому чи­тателю сделать немало от­крытий. Многие книги при­открывают для нас прошлое и заставляют прикоснуться к нему: ведь в книгах — вся история человечества.

О своем открытии и прикосновении к прошлому рассказа­ла школьникам Наде­жда Трушкова. Она говорила об Алапаевске.

— С Алапаевском нашу се­мью связывает многое: там родился и вырос мой муж Виктор Алексеевич Трушков, там похоронены его родите­ли, там сохранилось родовое гнездо.

Алапаевск был первым городом на Урале, где уста­новилась советская власть.

Да это и не удивительно: станкостроительный завод, металлургический комби­нат, депо, крупная железно­дорожная станция «ковали» рабочий класс.

В городском музее боль­шая экспозиция, посвящен­ная красноармейцам-алапа­евцам, лидерам угнетенного пролетариата.

18 июля 1918 года больше­вики жестоко расправились с царем Николаем Вторым, его семьей и его близкими. В этот же день были заживо сброшены в шахту близ Ала­паевска и другие представи­тели Дома Романовых.

Это кровавое убийство долго скрывали. В дальней­шем следователем по осо­бо важным делам Омского окружного суда Николаем Соколовым было проведено расследование, опрошены свидетели, местные жители.

В книге Н.Соколова «Убийство царской семьи» читаем: «Вот показания местного жителя К.В.Труш­кова: «Поезд из 10-11 коро­бов, в каждом по два чело­века, без кучеров на козлах, направлялся от Алапаевска к Синячихе и попался мне на пятой версте от Алапаевска. Ни криков, ни разговоров, ни песен, ни стонов – вооб­ще никакого шума я не слы­шал, ехали все тихо-смир­но». Свидетель К.В.Трушков был допрошен членом суда Сергеевым 22 декабря 1918 года в г. Алапаевске».

— Так вот, этот свидетель Константин Викторович Трушков приходится дедом моему мужу. Дед умер, когда его внук Витя был еще паца­ном, но, по воспоминаниям внука, дед никогда дома ни­чего подобного не рассказы­вал: небезопасная это была «штука». Свидетельство деда шло вразрез с официальной версией большевиков о яко­бы побеге царственных особ, о чем и была отправлена пра­вительственная телеграмма в Москву. И если бы нам в руки не попала книга «Убийство царской семьи», мы никогда бы не узнали об этом эпизоде в жизни нашего дела.

А я своих учеников об­ратила к Качканару. Его биография пока невелика, но уже ста­новится славной историей. И рассказала ребятам об альманахе «Качканарские грани», в котором запечат­лены знаменательные даты города юности, отражен тру­довой подвиг строителей и горняков. Поэзия и проза, мемуары и документы, крае­ведение, фотографии и цвет­ные вкладки – вот основные грани этого литературно-ху­дожественного издания об истории Качканара. Вышли в свет уже пять альманахов.

А историю делают люди. Их пути и судьбы легли в основу моих очерков о кач­канарцах.. Один из сборни­ков называется «Прикасаясь к прошлому», и есть в нем очерк «Марфин куст». О нем я и решила рассказать моему девятому классу. Вместе с ге­роиней очерка Марфой Ни­кифоровой мы отправились в девятнадцатый век и по­знакомились с судьбой этой крепостной девушки, про­данной барином и насиль­но отданной замуж. Ребята узнали, что жизнь ее закон­чилась трагически. Узнали, что дети Марфы боролись за свободу и участвовали в революции; ее внуки сража­лись с фашистами во вре­мя Великой Отечественной войны, а правнуки строили Качканар. И сейчас в нашем городе живут праправнуки и прапраправнуки Марфы Ни­кифоровой.

Мы говорили о том, как важно каждому знать и хра­нить историю своей семьи, своего города, своей Родины. И, конечно же, говорили о книге и силе художественно­го слова.

О книге Татьяна Сема­кина написала стихотворе­ние, которым и завершилась встреча в одном из классов.

Книге посвящаю свою оду.

Книга служит издавна народу,

Манит содержанием страниц,

Предлагая чтенье без границ.

Такое начало. А заверша­ется стихотворение так:

Тоненькие книжные листочки

Так и просят

дочитать до точки.

Любит наше общество читать.

Вот и всё.

Да здравствует печать!

А в завершение хочется вспомнить Самуила Марша­ка, который утверждал, что литературе нужны не только талантливые писатели, но и талантливые читатели. Ведь чтобы понимать автора, чув­ствовать и мыслить вместе с его героями, нужны хоро­шая подготовка, тонкий ум и чуткое сердце. Надо учиться читать. И пусть чтение будет не единственным празднич­ным Днем в году. Пускай все наши будни не обходятся без чтения. И пускай общение с книгой доставляет нам ра­дость.