Дело Стяжкина

Правильная речь, ровный, спокойный, приятный мужской голос, уставший взгляд – таким предстал передо мной 62-летний Владимир Стяжкин, слесарь автоколонны пассажирского транспорта АТЦ. Бригадир, уполномоченный по охране труда, обладатель многочисленных грамот, в том числе, областных, работающий на Качканарском ГОКе более 40 лет.

За последнее время отношение к этому работнику на комбинате, а точнее, в автотракторном цехе – особое. Нет, не как к заслуженному и опытному специалисту, а скорее, как к новичку, студенту, не имеющему за плечами опыта работы и знаний. Таким «уважением» на Владимире Стяжкине сегодня отрабатывают приемы давления и увольнения.

 Неудобный уполномоченный

С Качканарским ГОКом у Володи Стяжкина связана вся его жизнь. Здесь работали в свое время его родители, братья и сестры. С 10 января 1977 года, после армии, молодой Владимир заступил на работу и сам, в автотракторный цех, как моторист по ремонту двигателей. Бензовозы, трактора, автобусы — судьба предоставила шанс поработать водителем на разной технике. А с 1999 года по состоянию здоровья он перешел на слесарную работу. С 2002 года стал уполномоченным по охране труда. Вместе с председателем цехкома АТЦ Виктором Храмцовым проработал бок о бок много лет.

Вячеслав Созыкин, Владимир Стяжкин и Александр Газизов

Именно Владимир Стяжкин в свое время не дал перевести водителей автобусов на сменный график «день через день». Собрал для этого законодательные документы по перевозкам по всей России и доказал, что переводить в этот график людей нельзя: фактически до отпуска мужики могли остаться без выходных дней. Водители остались на графике «два через два». Именно он добивался появления пешеходного перехода для рабочих комбината в п.Валериановск. Неугодным для руководства АТЦ Владимир Стяжкин, как уполномоченный по охране труда,был практически всегда, но с 2017 года особенно.

— За годы моей работы было всякое, но никогда не было так плохо, как сейчас. Приходилось работать и спорить с начальством, но так или иначе все решалось. В начале 2018 года скоропостижно ушел из жизни Виктор Храмцов, его должность осталась вакантной. Профсоюзный комитет выдвигал на место председателя цехкома молодого Александра Газизова, который при жизни Храмцова успел поработать его заместителем. Но начальник АТЦ Анатолий Лебедев видел на этой должности других людей.

Административный ресурс

В АТЦ сегодня вспоминают, что началось все во время выборов 2016 года, когда председателем цехкома АТЦ избрали вновь Виктора Храмцова. Избирают председателей на 5 лет делегаты от цеха. Начальнику АТЦ не предоставили списки делегатов, а значит, не дали возможность повлиять на исход голосования. Вскоре последователи ответные действия: руководитель цеха под видом оптимизации уволил двух членов цехового комитета, помощников Храмцова, выполнявших социальную работу цеха.

— Несмотря на то, что голосование было анонимное, в подразделениях вычисляли тех, кто голосует не так, как нужно было руководителю. Александр Газизов был заместителем Храмцова и после его смерти исполнял временно обязанности за него. Профсоюз поддерживал преемника Храмцова, а руководство АТЦ изначально было против Газизова. Все, кто проголосовал за Александра, а также те, кто задавал неугодные вопросы управляющему директору на встрече, — все они после прошли через репрессии: их неоднократно отстраняли от работы из-за предвзятого отношения во время сдачи экзамена по охране труда, — рассказал нам работник АТЦ.

Предвзятое отношение

В феврале этого года в АТЦ проходила встреча с управляющим директором Алексеем Кушнаревым. В последние годы на подобных мероприятиях рабочие редко задают вопросы, стараются не проявлять инициативы и не говорить о проблемах цеха, дабы в дальнейшем избежать проблем с начальниками цехов. Но проблемы так или иначе есть, а некоторые не решаются годами, поэтому порой молчать о них просто нельзя.

Владимир Стяжкин, как уполномоченный по охране труда, не мог оставаться в стороне во время таких встреч. Во время первого собрания с управляющим директором он открыто высказывался о проблемах цеха. Так же было согласование о новой встрече работников, но уже закрытом формате, то есть без присутствия ИТР. И 5 июля мероприятие это действительно состоялось, правда, с одним «но». На той встрече не было ИТР, однако присутствовал директор по социальным отношениям Дивизиона «Урал» Федор Фадеенко. Работники открыто говорили о наболевшем, управляющий понимающе слушал, а на следующий день на столе у начальника АТЦ был список фамилий всех, кто выступал.

Стяжкин догадывался, что и его инициатива будет наказуема, поэтому предупредил Алексея Кушнарева, что руководитель АТЦ готовит акт об отсутствии Стяжкина на рабочем месте.

— В конце встречи с управляющим директором я сказал, что на мое имя готовится акт. Тот сильно удивился и предупредил меня никаких актов не подписывать. Но вышло все так, как я и предполагал. Вернувшись в цех, увидел, что акт был уже подготовлен, и с меня требовали объяснительную. Однако через два дня мне было предложено этот акт уничтожить, а мое объяснение оказалось уже ненужным. Но, несмотря на это, копию акта я сохранил, — говорит Владимир.

К слову, руководитель АТЦ Анатолий Лебедев во время общекомбинатовского совещания по технике безопасности сделал беспрецедентное заявление, в котором сказал, что запретил в своем цехе работу уполномоченных, то есть не допускает к выполнению своих обязанностей по проверке охраны труда в цехе Владимира Стяжкина. К этой проблеме были привлечены трудовая инспекция и прокуратура, однако те не нашли ущемлений в работе уполномоченного. Об этом заявлении в курсе и управляющий директор, но получается, что законы не распространяются на АТЦ. Этот цех живет по своим, известным только ему законам и правилам.

«Вечный» экзамен

С июня и до конца сентября в автотракторном цехе проходила очередная проверка знаний по охране труда. Причем подходы к этому экзамену в подразделениях оказались совершенно разные: кто-то сдавал тестом на компьютере, а кто-то комиссии путем собеседования, и, как не трудно догадаться, комиссии сдавали именно те работники, которые по известным причинам должны были быть наказаны за свою точку зрения, отличающуюся от точки зрения руководителя. В их числе оказался и Владимир Стяжкин.

Первый экзамен Стяжкин сдавал 8 октября в свой выходной, что уже было недопустимо. В составе экзаменующей комиссии должны были присутствовать представители профсоюза, но Александра Газизова в неё не включили, несмотря на письмо от профсоюзной организации на имя начальника цеха с предложением о включении Газизова в состав комиссии и  с предоставлением удостоверения установленного образца для членов комиссии. На проверке присутствовал лично председатель профсоюзной организации «Качканар-Ванадий» Анатолий Пьянков. По словам присутствующих, Владимир Стяжкин успешно ответил на все пять вопросов, но трое из четырех членов комиссии решили, что экзамен в итоге не сдан. Таким образом мужчину оставили без содержания до следующего экзамена — 7 ноября.

В день пересдачи, утром 7 ноября, Владимира ждал очередной сюрприз: вопросы в билетах не соответствовали вопросам, утвержденным для подготовки к экзаменам, по которым, собственно, он и готовился.

— Почему билеты другие? – уточнил Владимир у председателя комиссии Ильи Гофлера, главного специалиста по охране труда АТЦ.

— Будешь сдавать экзамен или нет? — отвечал тот. На повторный вопрос: «Почему билеты другие?»,ответ: «Все вопросы председателю комиссии в письменном виде».

Подмена билетов не смутила Стяжкина, да и разве могло быть иначе, если ещё в сентябре он успешно получил корочки уполномоченного по охране труда, пройдя аттестацию в НИИ Охраны труда г. Екатеринбург. Однако комиссия молча выслушала экзаменующего и без дополнительных вопросов отпустила с рядовой фразой «Экзамен не сдан». Таким образом мужчину в очередной раз отправили на пересдачу, оставив без заработка до   4 декабря.

P.S. Редакции стало известно, что сегодня в цехе начальство пытается объединить автобусную колонну с «белазниками», чтобы, вероятно, провести очередное сокращение людей и получить премию. И говорят, что для этого уже готов проект приказа. Владимир уверен,что этот шаг ни к чему хорошему не приведет и, наоборот, лишь нарушит текущую работу.

— Перевозка пассажиров не равнозначна перевозке камней. Слесаря автобусов и «БелАЗов» — разные, в каждой работе есть свои особенности, поэтому рисковать и реорганизовывать колонны, считаю, не разумно, — говорит качканарец.

История Владимира Стяжкина печальна сегодня ещё и тотого, что на руках у мужчины двое несовершеннолетних детей, один из которых ребенок-инвалид. Мужчина— единственный кормилец в семье, которого из-за чьих-то амбиций и счетов сегодня оставили без средств к существованию.

В процессе подготовки материала редакции стало известно, что после очередного обращения профсоюзной организации непосредственно к управляющему директору Алексею Кушнареву было принято решение о восстановлении Владимира Стяжкина на рабочем месте. 16 ноября мужчину допустили до работы после очередной сдачи экзаменов, после полуторамесячного лишения возможности работать и содержать семью. И очень жаль, что сегодня имеет место такое вот отношение к опытным работникам, профессионалам своего дела, которое очень ярко характеризует существующее на Качканарском ГОКе социальное партнерство.

Надеемся, что это решение будет первым шагом в наведении порядка во взаимоотношениях менеджмента и работников не только АТЦ, но и всего комбината.

Ангелина Богданова