Горэнерго допустило 3 000 ошибок в квитанциях за январь

Следующие платежки от КТК и Горэнерго придут на­селению только 18 марта. Отсрочка выдачи квитан­ций связана с устранени­ем ошибок за январь. Их оказалось около 3 тысяч на 18 тысяч абонентов, как сообщил сам руководитель Горэнерго. Причем, ошибки связаны с начислениями за водоснабжение, а не за отопление.

2 марта в мэрии про­шло очередное совещание по вопросам повышения платы за отопление и воду за январь. На этот раз со­брание было не настолько масштабным, но не менее интересным. Несмотря на то, что ажиотаж вокруг темы немного стих, во­просы, замечания и поже­лания к КТК и Горэнерго остались.

Ошибки и их решения

Первым слово взял Ан­дрей Ярославцев, чтобы доложить присутствующим, какие работы уже проведены и что планируется сделать дальше.

— Я сформировал все вопросы от жителей в три блока. Первый — высокие платежи за коммунальные услуги за январь и какие дальнейшие перспективы. Второй — роль КТК в этих платежах. Третье — переход на раздельные квитанции и возникшие на этом фоне ошибки.

Анализ за январь пока­зал, что высокие платежи были связаны с отоплением, но тарифы не повышались с 1 июля 2020 года, они уста­новлены РЭК. Мы сегодня пригласили на совещание руководителя КТК Андрея Леонтьева, чтобы он подроб­но еще раз об этом расска­зал.

Какие принципиальные решения на сегодня у нас.

  • Пени за январь и фев­раль начисляться не будут.
  • В феврале также будет проведен перерасчет для 3000 тысяч абонентов.
  • Платежи будут прини­маться до 25 числа. Это под­твердили КТК, Горэнерго и УЖК. Мы сейчас ведем пе­реговоры о переносе даты оплаты с «Рифеем» и фон­дом капремонта. Письма на­правили, посмотрим, что по­лучится. В марте уже новый срок приема платежей будет действовать.
  • Квитанции будут выданы 18 числа, потому что сейчас еще раз сверяются все дан­ные, чтобы минимизировать ошибки, потому что они опять есть. Я думаю, Горэ­нерго и КТК готовы каждому принести в ящик платежки со своим комментариями.
  • У оприборенных домов, мы посмотрели, уже будет снижение платежей. Пока примерно рассчитываем, что за февраль будет сниже­ние около 10%.

Что у нас в планах на ближайшее время?

  • Решить проблему по по­верке счетчиков на воду, так как у нас был мораторий на эту деятельность. Еще оказа­лось, что у нас в городе все­го два специалиста, которые предоставляют эту услугу.
  • Создадим рабочую груп­пу для ревизии общедомо­вых приборов учета тепла (ОДПУ).
  • Есть в планах разрабо­тать регламент взаимодей­ствия между управляющей компанией, КТК и Горэнерго.
  • Будем прорабатывать ва­риант создания единого рас­четного центра или платеж­ки, чтобы люди могли все в одном месте оплачивать.
  • Для малоимущих будут предоставлены субсидии.

Почему отопление дорогое?

Несмотря на то, что у ад­министрации уже есть отчет о решении некоторых про­блем и планы на дальнейшую работу, главный вопрос все еще остался открытым. Поче­му в Качканаре такая высокая цена на отопление? Ответ на этот вопрос не прозвучал ни разу. Более того, когда подни­малась тема, все, кто держал ответ перед жителям, стара­тельно избегали прямых от­ветов и неустанно повторяли, что тариф устанавливает РЭК. Качканарцам объяснили, что за январь сумма в квитанци­ях была больше, чем ранее, так как январь выдался на редкость холодным. Но высо­кая плата за отопление бес­покоила горожан уже давно. Нам неустанно утверждают, что тариф на отопление не менялся с июля 2020 года, он составляет 1908 рублей 43 копейки, и устанавливает его РЭК — отсюда и цена на ото­пление.

Небезосновательно мно­гие жители Качканара реши­ли, что дороговизна теплоты — это дело рук КТК, так как именно они являются по­средниками при покупке и продаже тепловой энергии между ТЭЦ и горожанами. Логично предположить, что КТК должна на что-то суще­ствовать. Никакой деятель­ности, кроме перепродажи тепла, компания не ведет, значит, весь ее доход — это разница в цене покупки энергии у ТЭЦ и ее прода­же жителям. А потому есте­ственно, что нашлись те, кто заинтересовался: а за сколь­ко КТК покупает энергию у ТЭЦ? Такой вопрос задал житель, присутствующий на совещании.

Согласно постановле­нию РЭК от 9 декабря 2020 года №215-ПК об установ­лении тарифов на тепло­вую энергию (услуги по передаче тепловой энер­гии) на территории Качка­нарского городского округа максимальная стоимость 1Гкал для потребителей до 30 июня 2021 года состав­ляет 1908 рублей 43 ко­пейки. При этом, согласно тому же документу, стои­мость 1Гкал энергии, про­изводимой Евраз КГОК, до 30 июня 2021 года — 811 рублей 51 копейка.

Не отрицает такие цифры и гендиректор КТК Андрей Леонтьев. На вопрос жителя он ответил, что примерная сумма покупки энергии КТК у ТЭЦ около 800 рублей. Вы­ходит, что наценка на тепло­вую энергию для жителей Качканара составляет 135%?

Также нужно обратить внимание на то, что тари­фы, установленные РЭК, являются максимальными. При этом у теплоснабжаю­щей компании есть право установить для населения тариф ниже того, что указан в постановлении. Но такой вариант ни разу даже не упо­минался. Андрей Леонтьев считает, что все их расчеты сделаны правильно, о чем он неоднократно сообщал на совещании.

Конечно, подобные от­веты не остались без вни­мания. Вновь держать обо­рону со стороны жителей взялся депутат Владимир Георгиев.

— За год стоимость теп­ла увеличилась в два раза. Хотя по расценкам РЭК рост должен быть на 3,7%. С чего вдруг такие высокие плате­жи образовались? — задал первый вопрос депутат. — Работой КТК наносятся яв­ные репутационные риски Евразу. Потому что люди, которые работают на пред­приятии, добывают руду и сырье делают, живут в этом городе. Оказывается, что они должны платить в два раза больше, чем в прошлом году [за тепло, поставляемое Евразом]. Тогда, получается, и Евраз должен увеличивать заработную плату, потому что она включает прожиточ­ный объем, в который входят коммунальные услуги.

В отличие от Нижней Туры, у нас не теплоэлек­тростанция, у нас теплоэ­лектроцентраль. И если при повышении коэффициента полезного действия ТЭС го­рячая вода, вернувшаяся с переработки, сбрасывается в пруд, то у нас это сбрасы­вается в тепловую систему жителям и за счет этого фак­тически повышается КПД. Более того, прогоняя воду через систему жителей, они вам оплачивают теплоноси­тель, — обращается Влади­мир Георгиев к Андрею Ле­онтьеву, — а вы же его снова запускаете в работу, он ведь никуда не девается.

Я считаю, что нужно горо­ду инициировать независимый аудит, чтобы посчитать, где кто кого обманывает.

Конечно, руководитель КТК Андрей Леонтьев не согласился с таким мнени­ем. Он продвигал в массы мысль, что КТК — это благо, так как все их документы по расходам и прибыли очень прозрачны, чего не было бы, останься функция те­плоснабжения на ГОКе. Так­же он сообщил, что в этих документах мы не найдем роста прибыли КТК.

Еще одной возможной причиной высоких начис­лений за отопление некото­рые качканарцы посчитали неверные показания ОДПУ и в дополнение мыслей Вла­димира Георгиева о незави­симом аудите предлагали также провести ревизию счетчиков на домах. Андрей Леонтьев оценил иници­ативу и заявил, что в КТК полностью поддерживают эту мысль и совместно с жителями и представителя­ми УЖК готовы выполнить просьбу.

КТК — коллекторская контора?

На совещании была подня­та еще одна интересная тема. Функция и роль КТК в системе теплоснабжения. Тоже все ло­гично. «Раз высокие расценки идут от КТК, так, может, и не нужна эта КТК вовсе?» — ду­мают жители.

Мы уже писали о том, что КТК — это компания, которая владеет лишь несколькими метрами трубы, заявляя при этом, что они производители энергии. Это подтверждают и документы регистрации компании, где сказано, что ее основной вид деятельно­сти — это производство, пе­редача и распределение пара и горячей воды.

А на сайте Евраза указано, что основной вид деятель­ности КТК — это поставка тепловой энергии и горячей воды предприятиям и фи­зическим лицам на терри­тории Качканарского город­ского округа.

Однако гендиректор при встрече выразил другую мысль.

— Качканарская те­плоснабжающая компания — это типовое решение, ко­торое реализовано не только в Евразе в Тагиле и Новокуз­нецке, но и в других городах, — начал свое выступление Андрей Леонтьев. — Ос­новная цель этой компании – корректно выставить счета и, самое главное, — обеспе­чить сбор денежных средств. Эта компания занимается тем, что обеспечивает базу данных дебиторской задол­женности за поставленное тепло, чтобы добросовест­ные жители, которые опла­тили тепло, не оплачивали тепло за тех, кто не оплачи­вает счета. Не бывает чуда. Если кто-то не заплатил, то деньгам взяться неоткуда. Нужно организовывать ра­боту по взысканию задол­женности. Если мы сократим КТК, то затраты на реализа­цию этих мероприятий ни­куда не денутся, они должны будут вернуться обратно в КГОК. Выделение этой функ­ции в отдельную из комби­ната было связано с тем, что комбинат занимается произ­водственной деятельностью, а КТК занимается деятель­ностью по взысканию деби­торской задолженности.

К клиентам нужно относиться уважительно

У качканарцев также было много претензий по отношению персонала КТК и Горэнерго к жителям, ко­торые обращаются к ним с проблемами.

На фоне возросшей пла­ты за отопление и ошибок от Горэнерго в начислениях за воду и водоотведение люди массово стали обращаться к ресурсникам за консульта­циями, с претензиями и так далее.

Председатель совета дома 9-14 Людмила Григорьева на совещании сообщила, что не раз обращалась в Горэнерго с вопросом о том, почему жи­телей не предупредили о не­обходимости поверки счет­чиков. В свою очередь она столкнулась с некомпетент­ностью персонала и их гру­бостью, что очень возмутило женщину. Она адресовала это наблюдение директору Горэнерго Денису Давыдову. Только вот вместо конструк­тивного диалога получила еще более возмутительный ответ. Денис Давыдов ко­ротко и ясно ответил:

— Это не наше дело.

В результате долгих вы­яснений, кто кому и что дол­жен и кто какую роль играет во взаимоотношениях друг с другом, у жителей родилось важное замечание для пред­ставителей ресурсных орга­низаций.

— Пожалуйста, порабо­тайте со своим персоналом, — в заключение говорит Людмила Григорьевна. — И объясните им, что с населе­нием нужно разговаривать уважительно. Вы оказыва­ете нам услугу, а мы вам за это платим! Население и так чувствует себя настолько униженно, платит кучу денег за ресурсы, при этом сплошь и рядом встречает неком­петентность и грубость. Я бы хотела, чтобы на каждой двери, куда заходит житель нашего города, была таблич­ка «Мы рады вам помочь».

Качканарцы имеют право спросить с бизнесменов

В диалоге между властью, бизнесом и населением не­малую роль играют местные депутаты. По нашим наблю­дениям на всех совещаниях, посвященных повышенной плате за коммунальные ус­луги, очень активно за пра­ва горожан боролся депутат Владимир Георгиев. Мы по­интересовались у него, с чем связана такая его позиция.

— Я ведь депутат, я обязан защищать интересы населе­ния. У меня было большое количество обращений по этому вопросу, — ответил в телефонном разговоре Вла­димир Михайлович. — У нас у всех в этот период было много обращений. Я ведь не один из депутатов занимал­ся этой темой, многие при­ходили с целыми стопками обращений.

Возникла необходимость глубоко разбираться в этом вопросе. Сначала я думал, может, тарифы выросли, смотрел документы, все вы­яснял, считал. Оказалось, что тариф прежний. Ну, а раз тариф прежний, то отку­да тогда рост? Связан ли он с повышенными объемами или, может, были ошибки в начислениях? Сейчас вот уже известно, что это были ошибки. Но даже после этого выяснения вопросы нужно решать.

Еще мне хочется сказать, что люди не должны боять­ся. Качканарцы строили этот город, строили комбинат, ТЭЦ, а потому они имеют право спросить с тех, кто сейчас все это называет сво­им бизнесом. Бизнес должен быть честным, а власть — со­циально направленной.


За неверное начисление платы требуйте компенсацию

Согласно части 6 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение раз­мера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме штраф в раз­мере 50 процентов величины превышения начис­ленной платы над размером платы, которую надле­жало начислить.

Исключение составляют случаи, если такое наруше­ние произошло по вине собственника или оно было устранено до обращения и (или) до оплаты указан­ными лицами.

При поступлении обращения собственника помеще­ния с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные ус­луги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильно­сти начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги.