Горэнерго допустило 3 000 ошибок в квитанциях за январь
Следующие платежки от КТК и Горэнерго придут населению только 18 марта. Отсрочка выдачи квитанций связана с устранением ошибок за январь. Их оказалось около 3 тысяч на 18 тысяч абонентов, как сообщил сам руководитель Горэнерго. Причем, ошибки связаны с начислениями за водоснабжение, а не за отопление.
2 марта в мэрии прошло очередное совещание по вопросам повышения платы за отопление и воду за январь. На этот раз собрание было не настолько масштабным, но не менее интересным. Несмотря на то, что ажиотаж вокруг темы немного стих, вопросы, замечания и пожелания к КТК и Горэнерго остались.
Ошибки и их решения
Первым слово взял Андрей Ярославцев, чтобы доложить присутствующим, какие работы уже проведены и что планируется сделать дальше.
— Я сформировал все вопросы от жителей в три блока. Первый — высокие платежи за коммунальные услуги за январь и какие дальнейшие перспективы. Второй — роль КТК в этих платежах. Третье — переход на раздельные квитанции и возникшие на этом фоне ошибки.
Анализ за январь показал, что высокие платежи были связаны с отоплением, но тарифы не повышались с 1 июля 2020 года, они установлены РЭК. Мы сегодня пригласили на совещание руководителя КТК Андрея Леонтьева, чтобы он подробно еще раз об этом рассказал.
Какие принципиальные решения на сегодня у нас.
- Пени за январь и февраль начисляться не будут.
- В феврале также будет проведен перерасчет для 3000 тысяч абонентов.
- Платежи будут приниматься до 25 числа. Это подтвердили КТК, Горэнерго и УЖК. Мы сейчас ведем переговоры о переносе даты оплаты с «Рифеем» и фондом капремонта. Письма направили, посмотрим, что получится. В марте уже новый срок приема платежей будет действовать.
- Квитанции будут выданы 18 числа, потому что сейчас еще раз сверяются все данные, чтобы минимизировать ошибки, потому что они опять есть. Я думаю, Горэнерго и КТК готовы каждому принести в ящик платежки со своим комментариями.
- У оприборенных домов, мы посмотрели, уже будет снижение платежей. Пока примерно рассчитываем, что за февраль будет снижение около 10%.
Что у нас в планах на ближайшее время?
- Решить проблему по поверке счетчиков на воду, так как у нас был мораторий на эту деятельность. Еще оказалось, что у нас в городе всего два специалиста, которые предоставляют эту услугу.
- Создадим рабочую группу для ревизии общедомовых приборов учета тепла (ОДПУ).
- Есть в планах разработать регламент взаимодействия между управляющей компанией, КТК и Горэнерго.
- Будем прорабатывать вариант создания единого расчетного центра или платежки, чтобы люди могли все в одном месте оплачивать.
- Для малоимущих будут предоставлены субсидии.
Почему отопление дорогое?
Несмотря на то, что у администрации уже есть отчет о решении некоторых проблем и планы на дальнейшую работу, главный вопрос все еще остался открытым. Почему в Качканаре такая высокая цена на отопление? Ответ на этот вопрос не прозвучал ни разу. Более того, когда поднималась тема, все, кто держал ответ перед жителям, старательно избегали прямых ответов и неустанно повторяли, что тариф устанавливает РЭК. Качканарцам объяснили, что за январь сумма в квитанциях была больше, чем ранее, так как январь выдался на редкость холодным. Но высокая плата за отопление беспокоила горожан уже давно. Нам неустанно утверждают, что тариф на отопление не менялся с июля 2020 года, он составляет 1908 рублей 43 копейки, и устанавливает его РЭК — отсюда и цена на отопление.
Небезосновательно многие жители Качканара решили, что дороговизна теплоты — это дело рук КТК, так как именно они являются посредниками при покупке и продаже тепловой энергии между ТЭЦ и горожанами. Логично предположить, что КТК должна на что-то существовать. Никакой деятельности, кроме перепродажи тепла, компания не ведет, значит, весь ее доход — это разница в цене покупки энергии у ТЭЦ и ее продаже жителям. А потому естественно, что нашлись те, кто заинтересовался: а за сколько КТК покупает энергию у ТЭЦ? Такой вопрос задал житель, присутствующий на совещании.
Согласно постановлению РЭК от 9 декабря 2020 года №215-ПК об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории Качканарского городского округа максимальная стоимость 1Гкал для потребителей до 30 июня 2021 года составляет 1908 рублей 43 копейки. При этом, согласно тому же документу, стоимость 1Гкал энергии, производимой Евраз КГОК, до 30 июня 2021 года — 811 рублей 51 копейка.
Не отрицает такие цифры и гендиректор КТК Андрей Леонтьев. На вопрос жителя он ответил, что примерная сумма покупки энергии КТК у ТЭЦ около 800 рублей. Выходит, что наценка на тепловую энергию для жителей Качканара составляет 135%?
Также нужно обратить внимание на то, что тарифы, установленные РЭК, являются максимальными. При этом у теплоснабжающей компании есть право установить для населения тариф ниже того, что указан в постановлении. Но такой вариант ни разу даже не упоминался. Андрей Леонтьев считает, что все их расчеты сделаны правильно, о чем он неоднократно сообщал на совещании.
Конечно, подобные ответы не остались без внимания. Вновь держать оборону со стороны жителей взялся депутат Владимир Георгиев.
— За год стоимость тепла увеличилась в два раза. Хотя по расценкам РЭК рост должен быть на 3,7%. С чего вдруг такие высокие платежи образовались? — задал первый вопрос депутат. — Работой КТК наносятся явные репутационные риски Евразу. Потому что люди, которые работают на предприятии, добывают руду и сырье делают, живут в этом городе. Оказывается, что они должны платить в два раза больше, чем в прошлом году [за тепло, поставляемое Евразом]. Тогда, получается, и Евраз должен увеличивать заработную плату, потому что она включает прожиточный объем, в который входят коммунальные услуги.
В отличие от Нижней Туры, у нас не теплоэлектростанция, у нас теплоэлектроцентраль. И если при повышении коэффициента полезного действия ТЭС горячая вода, вернувшаяся с переработки, сбрасывается в пруд, то у нас это сбрасывается в тепловую систему жителям и за счет этого фактически повышается КПД. Более того, прогоняя воду через систему жителей, они вам оплачивают теплоноситель, — обращается Владимир Георгиев к Андрею Леонтьеву, — а вы же его снова запускаете в работу, он ведь никуда не девается.
Я считаю, что нужно городу инициировать независимый аудит, чтобы посчитать, где кто кого обманывает.
Конечно, руководитель КТК Андрей Леонтьев не согласился с таким мнением. Он продвигал в массы мысль, что КТК — это благо, так как все их документы по расходам и прибыли очень прозрачны, чего не было бы, останься функция теплоснабжения на ГОКе. Также он сообщил, что в этих документах мы не найдем роста прибыли КТК.
Еще одной возможной причиной высоких начислений за отопление некоторые качканарцы посчитали неверные показания ОДПУ и в дополнение мыслей Владимира Георгиева о независимом аудите предлагали также провести ревизию счетчиков на домах. Андрей Леонтьев оценил инициативу и заявил, что в КТК полностью поддерживают эту мысль и совместно с жителями и представителями УЖК готовы выполнить просьбу.
КТК — коллекторская контора?
На совещании была поднята еще одна интересная тема. Функция и роль КТК в системе теплоснабжения. Тоже все логично. «Раз высокие расценки идут от КТК, так, может, и не нужна эта КТК вовсе?» — думают жители.
Мы уже писали о том, что КТК — это компания, которая владеет лишь несколькими метрами трубы, заявляя при этом, что они производители энергии. Это подтверждают и документы регистрации компании, где сказано, что ее основной вид деятельности — это производство, передача и распределение пара и горячей воды.
А на сайте Евраза указано, что основной вид деятельности КТК — это поставка тепловой энергии и горячей воды предприятиям и физическим лицам на территории Качканарского городского округа.
Однако гендиректор при встрече выразил другую мысль.
— Качканарская теплоснабжающая компания — это типовое решение, которое реализовано не только в Евразе в Тагиле и Новокузнецке, но и в других городах, — начал свое выступление Андрей Леонтьев. — Основная цель этой компании – корректно выставить счета и, самое главное, — обеспечить сбор денежных средств. Эта компания занимается тем, что обеспечивает базу данных дебиторской задолженности за поставленное тепло, чтобы добросовестные жители, которые оплатили тепло, не оплачивали тепло за тех, кто не оплачивает счета. Не бывает чуда. Если кто-то не заплатил, то деньгам взяться неоткуда. Нужно организовывать работу по взысканию задолженности. Если мы сократим КТК, то затраты на реализацию этих мероприятий никуда не денутся, они должны будут вернуться обратно в КГОК. Выделение этой функции в отдельную из комбината было связано с тем, что комбинат занимается производственной деятельностью, а КТК занимается деятельностью по взысканию дебиторской задолженности.
К клиентам нужно относиться уважительно
У качканарцев также было много претензий по отношению персонала КТК и Горэнерго к жителям, которые обращаются к ним с проблемами.
На фоне возросшей платы за отопление и ошибок от Горэнерго в начислениях за воду и водоотведение люди массово стали обращаться к ресурсникам за консультациями, с претензиями и так далее.
Председатель совета дома 9-14 Людмила Григорьева на совещании сообщила, что не раз обращалась в Горэнерго с вопросом о том, почему жителей не предупредили о необходимости поверки счетчиков. В свою очередь она столкнулась с некомпетентностью персонала и их грубостью, что очень возмутило женщину. Она адресовала это наблюдение директору Горэнерго Денису Давыдову. Только вот вместо конструктивного диалога получила еще более возмутительный ответ. Денис Давыдов коротко и ясно ответил:
— Это не наше дело.
В результате долгих выяснений, кто кому и что должен и кто какую роль играет во взаимоотношениях друг с другом, у жителей родилось важное замечание для представителей ресурсных организаций.
— Пожалуйста, поработайте со своим персоналом, — в заключение говорит Людмила Григорьевна. — И объясните им, что с населением нужно разговаривать уважительно. Вы оказываете нам услугу, а мы вам за это платим! Население и так чувствует себя настолько униженно, платит кучу денег за ресурсы, при этом сплошь и рядом встречает некомпетентность и грубость. Я бы хотела, чтобы на каждой двери, куда заходит житель нашего города, была табличка «Мы рады вам помочь».
Качканарцы имеют право спросить с бизнесменов
В диалоге между властью, бизнесом и населением немалую роль играют местные депутаты. По нашим наблюдениям на всех совещаниях, посвященных повышенной плате за коммунальные услуги, очень активно за права горожан боролся депутат Владимир Георгиев. Мы поинтересовались у него, с чем связана такая его позиция.
— Я ведь депутат, я обязан защищать интересы населения. У меня было большое количество обращений по этому вопросу, — ответил в телефонном разговоре Владимир Михайлович. — У нас у всех в этот период было много обращений. Я ведь не один из депутатов занимался этой темой, многие приходили с целыми стопками обращений.
Возникла необходимость глубоко разбираться в этом вопросе. Сначала я думал, может, тарифы выросли, смотрел документы, все выяснял, считал. Оказалось, что тариф прежний. Ну, а раз тариф прежний, то откуда тогда рост? Связан ли он с повышенными объемами или, может, были ошибки в начислениях? Сейчас вот уже известно, что это были ошибки. Но даже после этого выяснения вопросы нужно решать.
Еще мне хочется сказать, что люди не должны бояться. Качканарцы строили этот город, строили комбинат, ТЭЦ, а потому они имеют право спросить с тех, кто сейчас все это называет своим бизнесом. Бизнес должен быть честным, а власть — социально направленной.
За неверное начисление платы требуйте компенсацию
Согласно части 6 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить.
Исключение составляют случаи, если такое нарушение произошло по вине собственника или оно было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
При поступлении обращения собственника помещения с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги.