Галина Желудева: Плохое настроение нужно оставить дома
Недавно в Новосибирске появился первый детский сад для взрослых «Город детства». Посетители «Города детства», стилизованного под детский сад советских времен, могут пожить по графику настоящих детсадов: тихий час, занятия рисованием, лепкой, пение, игры. В меню — каша, какао и запеканка. Следят за порядком опытные воспитатели дошкольных учреждений.
В садике всего одна группа, состоящая из 10 человек. Среди первой десятки оказались четыре банковских менеджера. Услуга оказалась востребованной — взрослые не прочь вернуться в детство. Многие из нас с ностальгией и теплотой вспоминают о днях, проведенных в детском саду, когда о тебе позаботятся, напоят, накормят и уложат спать.
А как же проходит день в настоящем детском саду? Чем занимаются дети и как проходит рабочая смена воспитателя? Чтобы это узнать, я отправилась в одну из групп детсада «Улыбка» и пообщалась с ветераном труда, хорошим воспитателем и любимицей детей Галиной Николаевной Желудевой.
Я пришла в группу в девятом часу утра, дети уже позавтракали, настало время занятий. Ребята внимательно слушали рассказ воспитателя об осени и урожае, активно отвечали на вопросы и оживленно участвовали в беседе. Занятия эти велись не просто так. После небольшой познавательной беседы все ребята получили задание: нарисовать осенние дары природы. Детишки разобрали краски, альбомы и принялись за творчество.
Казалось бы, у воспитателя есть минутка для отдыха, но не тут-то было. Нянечка на больничном, а значит посуда после завтрака еще не помыта. Пока ребята рисуют помидорки, цветочки и огурчики, Галина Николаевна направляется в мойку, где ее дожидается гора посуды из двадцати пяти тарелок, ложек и кружек. Перемыть это нужно успеть, пока дети заняты рисованием.
За долгие годы работы Галина Николаевна уже с легкостью справляется с тем, чтобы навести порядок, одним глазом поглядывать за детьми, еще и успевать вести беседу со мной.
Вот уборка сделана, рисунки закончены, пора и за соком отправляться. После небольшого перекуса настало время прогулки. Вот тут у меня, наконец-то, и появляется время, чтобы поговорить с воспитателем и разведать секреты профессии.
— Галина Николаевна, расскажите, с чего начинается ваш рабочий день?
— Рабочий день у нас начинается с семи утра, но, как правило, мы приходим раньше. Иногда детей очень рано приводят. Вот даже сегодня я уже на входе встретила одну из своих воспитанниц. Обычно всегда приходим в группу, моем руки, идем за водой — и вот мы уже готовы встречать детишек.
— Дети действительно ни на минуту не остаются без воспитателя?
— Мы с ними везде. Даже на зарядке с ними не только тренер, но и мы. Всегда последними бежим следом и зимой, и летом. Сейчас у нас очень ответственный год, на подготовительную группу ложится много задач. Скоро начнем готовиться к выпускному.
— Тяжело справляться с такой работой?
— Нужно просто уметь терпимо относиться ко всему: и к родителям, и к детям. Нужно научиться контролировать свои эмоции, неважно: грустно тебе или весело, или какие-то проблемы дома, пришел на работу — все нужно забыть. Нельзя передавать детям свое плохое настроение. А когда у нас какие-то праздники, тоже иногда приходится себя перебарывать. Работа немного театральная, цирковая даже временами. При детях нельзя страха показать, нужно всегда быть уверенным. Не скажу, что очень тяжело, нужно просто научиться справляться со своими эмоциями. Если этого не делать, у некоторых со временем происходит эмоциональное выгорание, их начинает все раздражать, даже дети. Вот в такие моменты нужно сразу уходить: вряд ли ситуация повернет в другую сторону.
— К родителям тоже иногда приходится проявлять терпение, а они проявляют понимание к вам?
— Они часто не понимают нас. Конечно, каждый переживает за своего ребенка, но ведь у нас их много, к каждому свой подход нужно найти. Некоторые могут с мыслью о разборках все выходные прожить и в понедельник утром прибежать выяснять отношения. По мне, лучше ко всему относится с юмором. Как нужно обеспокоиться, чтобы все выходные больше ни о чем не думать? А как потом в школу ребенка отправлять? Там и детей больше, и смотрят за ними не так пристально, и случиться может все, что угодно.
— Как вы стали воспитателем?
— Я пришла, когда мне было 18 лет. Прошла медкурсы и была медсестрой-воспитателем. 12 лет проработала в первых яслях, потом в четвертых. Работала на круглосуточной группе, еще и по субботам. Работали от горздрава. Позже нас приравняли к воспитателям. Потом я закончила педагогический класс. Сейчас для воспитателей нужно хотя бы среднее педагогическое образование, поэтому я даже на пенсии заканчиваю заочно уже четвертый курс.
— Сколько лет отдали работе?
— Сорок шесть. Несколько лет назад получила ветерана Свердловской области, а в этом году, на августовской педагогической конференции, дали грамоту ветерана труда. Уйти пока не могу, не понимаю, как я буду жить без этого, мне этой работы будет не хватать.
— Для своих детей и внуков остаются силы?
— На семью времени совсем не хватает. У меня уже трое внуков, прабабушкой недавно стала. Раньше еще и в две смены приходилось работать. Но родные всегда мне помогали. Помогали даже заготовки всякие для детей делать: вырезать что-то, чертить, рисовать.
— Что для вас все эти годы выступало поддержкой, чтобы все не бросить? Наверняка ведь такие мысли появлялись?
— Конечно, появлялись, особенно когда происходила какая-то несправедливость. Я не о несправедливости со стороны администрации. Чаще всего несправедливость идет от родителей. Не разобравшись, спонтанно обвиняют во всяких грехах, эгоистично думают, что только они правы, вот больше всего это ранит. Если справедливо обвинение, то, конечно, я и исправлюсь, и извинюсь. Помогало то, что я не люблю оставлять все на потом, даже нерешенные конфликты. Главное — не загонять все это в угол, не копить, а сразу избавляться. Не люблю долги и нерешенные вопросы.
— Молодые идут в воспитатели?
— Конечно, но чаще всего идут из нянь, те, кто помощниками воспитателя уже работали. Наверное, люди понимают, что это их работа. Одно время была очень большая текучесть в садике. Приходили всякие люди, но некоторые долго тут и не задерживались. В садике молодым всегда место найдется, старый персонал уходит, молодые приходят.
— Какие советы можете дать будущим воспитателям?
— В первую очередь нужно любить детей, а не себя. Бывают те, кто любят не профессию, а себя в этой профессии. Кто-то идет работать врачом не чтобы лечить людей, а чтобы красоваться в белом халате. Тут так не получится. Еще воспитатель должен быть очень подвижным. Вот даже посмотрите сейчас — девочки все заняты, играют, а мальчишки бегают. Разве тут присядешь?
— Какие плюсы в вашей работе?
— Ты долго остаешься молодым в душе, воспитываешь себя, всегда чему-то учишься. Образование, которое ты получил сорок лет назад, сейчас уже будет неактуальным. Проходим всегда повышение квалификации. Дети с каждым годом меняются, приходится и за ними тянуться, чтобы понимать их. Практически все мои ровесники уже сидят дома. А мы тут на свежем воздухе гуляем, и на зарядке с ними бегаем, и на праздниках выступаем.
Весь наш разговор длился всю прогулку, буквально каждые три минуты Галине Николаевне приходилось отвлекаться на детей, а как иначе? За столько лет работы уже и не можешь по-другому.
Время прогулки подошло к концу, возвращаемся в группу. Теперь нужно отрепетировать сценку к родительскому собранию, а там и обед недалеко. После обеда нужно уложить детей спать, а во время сончаса пересменка. Восьмичасовой рабочий день подходит к концу.
Проведя день в детском саду, могу с уверенностью сказать, что это интересная, но непростая работа. Гуляют, играют и развлекаются в детском саду только дети, а для воспитателя это тяжелый труд. Вспомните, как трудно иногда вам приходится с вашим чадом, а у воспитателя их двадцать пять.