В сетях коллекторских контор

Коллекторы – современные вышибалы или мошенники

«Если вы стали жертвой коллекторов – звоните нам!» – так назывался материал, опубликованный в «Новом Качканаре» в декабре прошлого года. Нам было важно не просто узнать истории качканарцев, но и оказать посильную помощь в решении проблем людям, по тем или иным причинам попавшим в сети коллекторских контор.

После публикации в редакцию обращались качканарцы, которым звонили либо писали неизвестные люди, требуя вернуть задолженность перед банком. При этом многие из обратившихся вообще никогда с кредитами не связывались.

Прокомментировать эту ситуацию мы попросили начальника отдела полиции по экономической безопасности и противодействию коррупции Валентину Иванову

иванова

Валентина Ивановна, кто такие коллекторы?

— Коллекторские агент­ства – это фирмы, которые заключают договоры с бан­ками: банк передает им данные о должниках, а кол­лекторы помогают взыски­вать задолженность. Вообще, служба безопасности любо­го серьезного банка обычно при оформлении кредита отслеживает возвраты по кредитам, кредитную исто­рию клиента. В коммер­ческих банках наоборот — службы безопасности нет, а задолженности есть. Скорее всего, именно на них и вы­ходят коллекторские агент­ства, предлагая свои услуги. По моему мнению, если в 90-е годы были «вышибалы», то здесь — то же самое, про­сто по-другому называется.

Федеральный закон «О потребительском кре­дите», который затрагивает деятельность коллек­торских агентств, принят совсем недавно, в конце 2013 года (вступит в силу с 1 июля 2014 года).

В документе коллекторы оговариваются как юридические лица, с которыми кредитор заклю­чил агентский договор для возврата во внесудеб­ном порядке задолженности.

Также указано, что юридические и иные дей­ствия, направленные на возврат задолженности, не вправе совершать с намерением причинить вред заемщику, что немаловажно, когда вам зво­нят и угрожают, если не вернете долг.

— Как они действуют?

— По федеральному за­кону «О потребительских кредитах» им разрешены личные встречи, переговоры (в том числе телефонные), почтовые отправления. В рабочие дни запрещено об­ращаться с десяти вечера до восьми утра, а в выходные и праздничные дни – по­сле восьми вечера и до де­вяти утра. Иные способы взаимодействия с заемщи­ком – только при наличии в письменной форме согласия самого заемщика. Честно го­воря, предъявлять какой-ли­бо долг организация должна на основании решения суда, а перед этим должны быть предупреждения о послед­ствиях и обращении в суд, но без явных угроз. Человек должен понимать, что про­сто так у него ничего не мо­гут отнять, взыскать задол­женность могут только по решению суда, а все методы досудебного взыскания, я считаю, вообще незаконны.

Очень часто коллекто­рами представляются слу­чайные люди, и это один из видов мошенничества. Они звонят с междугородних но­меров – московских, сара­товских. Наш отдел на самом деле еще не встречался ни с одним коллекторским агент­ством, но истории подобные мы знаем, и гражданам со­ветуем не обращать внима­ния на телефонных мошен­ников. В реальности дальше угроз дело не доходило. Сто­ит пригрозить полицией — и звонки прекращались. Ни в коем случае не надо пере­званивать.

— Как вести себя с кол­лекторами, что делать, когда звонят от их имени?

— Необходимо спросить документы, по которым об­разовалась задолженность: кредитный договор, дого­вор поручительства, договор коллекторского агентства и банка, от которого коллекто­ры представляются.

В телефонном разгово­ре обязательно попроси­те представиться, назвать должность и агентство. Если представляться не хотят, либо вы точно знаете, что кредит никогда не брали и поручителем не являлись, то предупредите их, что на­пишете заявление о вымога­тельстве.

Есть люди, которые ни­когда не оформляли креди­та и не были поручителем, в таком случае либо игно­рировать звонки (сменить сим-карту), либо предупре­дить, что пойдете в полицию. В случае, когда продолжают подобным образом требо­вать денег, не предоставляя каких-либо документов, то это явное вымогательство, и в уголовном кодексе пропи­сана ответственность за по­добные действия. – Может ли сам человек проверить данные о за­долженности, минуя кол­лекторов?

– Конечно, если человек знает, что однажды оформ­лял кредит, то следует об­ратиться в этот банк – от­править письмо, позвонить. Даже если банка нет в Кач­канаре, то узнать контакт­ную информацию можно в Интернете. Если вы знаете, что у вас кредит погашен, то просто игнорируйте звонки.

– Что делать, если про­должают угрожать и вы­могать деньги?

Можно подойти к нам с распечаткой телефонных звонков, написать заявле­ние – мы набираем мате­риал и отправляем его по территориальности, чтобы привлекли к ответственно­сти конкретного человека, фирму. Самому человеку взять распечатку звонков и кредитную историю легче, чем нам. Мы же можем это сделать напрямую, только через суд. Заблокировать телефонный номер мы, ко­нечно, не сможем, но хозя­ина абонента по распечатке звонков выявим. Только так можно узнать, мошенник это, или реальное коллек­торское агентство.

– Может ли диктофон­ная запись с угрозами по­служить доказательством?

– Прямым доказатель­ством это не является, так как звонившего человека необходимо предупредить, что вы его записываете. Но ее можно приобщить в каче­стве косвенного доказатель­ства.

– Были ли случаи теле­фонного мошенничества в Качканаре?

– Случаи были, но жители обычно просто игнорируют подобные SMS или звонки. Мы стараемся предупреж­дать качканарцев о том, что информацию необходимо проверять: перезвонить род­ственнику, от имени которо­го позвонили, а не бежать в банк переводить деньги. SMS от банка приходят с номе­ром «900», либо вместо но­мера идет название компа­нии. Если вы получили SMS с другого номера, то не надо торопиться перезванивать, отправлять ответное SMS.

Как-то давно был един­ственный случай, когда мо­шенники по телефону требо­вали у качканарки вернуть задолженность перед бан­ком. Мы посоветовали ей об­ратиться в банк, где ей ска­зали, что долга нет. На этом она и успокоилась, на звонки уже не реагировала.

– Почему, на ваш взгляд, сегодня активно развива­ется бизнес коллекторских агентств, а вместе с ним и мошенничество?

– Сегодня жизнь нераз­рывно связана с компьюте­рами: в магазинах заполня­ем анкеты, чтобы получить карточку, оформляем SMS-карты, кредиты, займы, ре­гистрируемся в социальных сетях и Интернете – полу­чить эту личную информа­цию для мошенников не составляет никакого труда. Банк России, конечно, сле­дит за кредитными органи­зациями и микрофинансо­выми организациями, но не за коллекторами, по кото­рым еще нет четких законов, регулирующих их деятель­ность. Поэтому обращаемся к жителям с просьбой быть осторожней при размеще­нии своей личной инфор­мации, а также проверять информацию, прежде чем переводить деньги.

Истории

3аИстория первая

Недавно моему сыну при­шло письмо от московского коллекторского агентства. Написали, что есть долг перед банком и уведомили нас о начале судебного про­изводства. Сын давно брал кредит и погасил его. Слу­чайно обратила внимание на заметку про коллекторов в вашей газете. До этого и знать не знала, кто это. Что нам делать? Как себя вести в такой ситуации?

Надежда Алексеевна

История вторая

Два года назад я погасила кредит в банке. В то время была трудная жизненная ситуация, поэтому вынуж­дена была взять кредит, о котором позже пожалела сто раз. В апреле 2013 года на мой адрес пришло пись­мо о задолженности перед банком. Данное письмо я проигнорировала, поэтому коллекторы стали насчи­тывать дополнительно ко­миссию. Позже мне звонили уже сразу с двух коллектор­ских агентств: каждый из них уговаривал оплатить долг только его агентству. Сумма долга с комиссией составляла около 20 тысяч рублей. Звонки продолжают поступать не только днем, но и ночью. Во время беседы по телефону меня посто­янно переключали от од­ного сотрудника к другому. Человек, представивший­ся юристом, угрожал мне тюрьмой, если я не погашу долг. Обращалась к качка­нарским юристам, они пред­ложили мне подать исковое заявление в суд. Звонила в банк – устно объявили, что информации на меня нет. Помогите, хочется реальной помощи.

Светлана

История третья

Я пенсионерка. Кредит ни­когда не брала и не являлась поручителем. Однажды купи­ла новую sim-карту, на кото­рую позже стали поступать звонки с московских номеров. Они называли имя незна­комого мне мужчины, пору­чителем которого, якобы, я была. При этом мое имя они не упоминали и требо­вали уплатить сумму долга порядка 30 тысяч рублей. Сначала звонили регулярно в одно и то же время. Потом график сменился, но я следи­ла за временем и знала, ког­да они вновь позвонят. Дочь перезванивала по набран­ным номерам, объясняла си­туацию – обещали больше не беспокоить, но мне все рав­но продолжают звонить.

Людмила Васильевна

Комментарий Валентины Ивановой

– В третьем случае – это точно мошенничество, а в пер­вом и во втором, скорее всего, ситуация бывает, когда люди оформляют кредит в коммерческом банке. Обычно в таких банках нужно дополнительно писать заявление, что кредит погашен. После этого банк закрывает его кредитную исто­рию. Бывает, что на счете остается один-два рубля, а за годы эта сумма может увеличиться в несколько раз, банк насчи­тывает свои комиссии. Естественно, сумма накапливается приличная, а из-за 10 рублей никто звонить не будет.