В Качканаре выросла династия медиков
О враче-офтальмологе Ольге Карпухиной рассказывает её дочь Дарья
Есть такие люди, которые всю свою жизнь отдают на благо других. Найдутся ли такие люди среди моих близких, земляков? Да, и их очень много. Среди них особое место занимают врачи. В современное время врач не имеет права на ошибку или халатное отношение к работе. От врача ожидают оперативной помощи, отсутствия плохих эмоций и высокой эффективности работы. Сегодня я хочу рассказать о своей маме Ольге Петровне Карпухиной.
Родители приехали на стройку Качканара в 1960-м
Её родители прошли все тяготы послевоенного времени. Папа, Карпухин Петр Николаевич, родился в Тамбовской губернии, рано лишился родителей: отец в 1941 году попал в плен и был убит немцами. Мама умерла в 1943 году от туберкулеза. Петр Николаевич вместе с двумя братьями попали в детдом. Там он закончил школу, после пошел в армию.
После армии Петр поступил в ремесленное училище, там ему предложили поехать достраивать молодой город Качканар. На такое предложение был ответ однозначный — «да». Качканар Петру понравился сразу. Сначала работал на стройке, затем пошел на повышение и закончил трудовую деятельность в должности заместителя управляющего трестом «Уралспецстрой». Всю жизнь был активным членом Компартии и общественным деятелем.
Мамина мама, Карпухина Эмма Васильевна, родилась под Серовом, в деревне Морозково.
Родители её были учителями, но при этом Эмма стала медицинским работником. Узнав, что строится Качканар, поехала туда с сестрой, устроились фельдшерами на стройку. Эмма Васильевна осталась в Качканаре, работала на скорой помощи, потом стала заведующим здравпунктом Железобетонного комбината. Оба приехали в Качканар в 1960 году, познакомились в 1961 году, в 1964-м у них родился сын Константин, а через 10 лет — дочь Ольга.
В профессию медика погрузилась с детства
Любовь к медицине появилась у Ольги благодаря маме, она с детства видела, как та помогает людям, спасает их жизни, именно поэтому и захотела стать врачом, чтобы быть как мама. От папы она взяла самые лучшие качества: доброта, сострадание, упорство. Он всегда поддерживал дочь во всём, ходил на собрания в школу, на соревнования. Ольга Петровна благодарна своим родителям, любит их и уважает.
В детстве Ольга часто болела, и мама брала ее с собой на работу. А там было всё: и осмотры, и прививки, и травмы. «Однажды я видела, как рабочего вынимали из-под железобетонной плиты», — рассказывает мама.
Школьная жизнь
В школе учеба давалась легко, многое запоминала на уроке, дома делала только письменные задания, потому что все свободное время посвящала плаванию. Тренировки были 6 дней в неделю. В 6 подъем, в 6.15 уже в бассейне, а в 8 начало уроков, после школы снова в бассейн.
В школе была тоже активная жизнь: с 5-го класса назначили председателем совета отряда, с 8 класса была уже председателем пионерской дружины школы.
«До сих пор помню наши линейки и построения, когда я командовала «Дружина, равняйсь! Смирно! Председателям совета отряда приготовиться и сдать рапорта», — вспоминает мама.
Медицина активно появилась в 7 классе, когда организовался медицинский профиль в УПК, там учили основам медицины, практика проходила в больнице.
Приходилось «зубрить» в институте
После школы Ольга поступила в Тюменский медицинский институт. Мама говорит, что учиться было тяжело, особенно первые 3 курса, потому что учиться не было привычки, ведь в школе всё давалось легко. В институте приходилось «зубрить» днём и ночью. Все шесть лет пролетели, как один миг. Пары, конспекты, латынь. Все это доставляло огромное удовольствие, ведь это дело и профессия были по душе.
На 5 курсе пошла работать в скорую помощь, именно там пригодились знания, полученные в детстве на работе у мамы, ведь врачей не учили в институте ставить уколы и капельницы. И так 2 года — днём учеба, ночью работа.
После окончания института осталась в Тюмени, работала участковым-педиатром в детской поликлинике, ночью в скорой помощи.
«И тогда было не сладко, 90-ые, эпидемия гриппа, все болели семьями; люди, увидев машину скорой помощи, просили зайти и к ним после вызова. Но самое главное, через несколько лет справились и с этим, благодаря вакцинации!», — говорит мама.
Практики больше было на 4 курсе, именно тогда студентов привели в морг, зрелище было то еще, но главная задача была записать ход вскрытия. Смерть Ольга видела еще в детстве у мамы на работе. Когда была на практике в приемном покое. Видела тяжелые травмы, поэтому уже более спокойно к этому относилась, и не было шока при виде 30 трупов в морге.
Офтальмолог и завотделом
В 2002 году мама решила вернуться в родной Качканар. Узнала, что городу нужен детский офтальмолог, в Тюмени прошла специализацию по офтальмологии, которая длилась полгода. В июле 2002 года начала работать детским офтальмологом города Качканара. В начале 2004 года вышла в декрет, но решила выйти с него раньше, когда дочери исполнилось только 6 месяцев. Работала также офтальмологом и брала ночные дежурства в стационаре. В 2006 году предложили должность заведующего дошкольно-школьным отделением. Сейчас эта должность называется заведующий отделением организации медицинской помощи несовершеннолетним в общеобразовательных организациях.
Уже 14 лет Ольга Петровна работает заведующим отделением и детским офтальмологом. Под её руководством находятся все медицинские работники учебных организаций города и детских садов. Как заведующий отделением она организует работу специалистов для осмотра детей, является педиатром в двух детских садах, так как не хватает сотрудников, и при этом как окулист проводит приемы и ходит по учебным организациям для осмотра детей.
Я спросила у мамы, стремится ли она еще выше по карьерной лестнице.
— У меня никогда не было определенной цели, кем я хочу стать, я просто работала в своё удовольствие, мне нравится моя работа — следить за здоровьем детей и лечить их, — ответила она. — Но я рада, что стала заведующим отделением. Поначалу я отказывалась, думала, что мне это не по силам. В итоге согласилась и не пожалела. Были трудности вначале, я думала, что мой коллектив не будет меня воспринимать как главную, ведь многие сотрудницы были намного старше меня. Но я сразу поставила себя так, что меня стали уважать, начали слушать. И вот спустя столько лет у меня очень сплочённый, дружный коллектив.
Бывает, трудно совмещать две должности. Без помощи своего отделения, своих сотрудников она бы не справилась. Помощь людям — вот единственная главная цель мамы.
Работа в пандемию
Новый вирус COVID–19 стремительно обрушился на весь мир, вызвал хаос и панику не только среди населения, но и медиков, которых уже сложно удивить болезнями и смертями. Коронавирус внёс серьезные коррективы в рабочий ритм и жизнь.
В самом начале пандемии Ольга Петровна подписала договор о том, что в случае открытия детского отделения заболевших COVID-19 она как врач отправится работать в «красную зону». Предполагалось, что она и другие врачи должны были жить в общежитии отдельно от своих семей и оказывать помощь тяжелобольным детям.
Оказалось, что дети переносят этот вирус намного легче, чем взрослые. И открытие «красной зоны» не понадобилось. И это хорошо.
В пандемию мама не принимала как врач-окулист, при экстренных случаях помощь оказывалась на дому. Когда закрылись школы и детские сады, Ольга Петровна организовывала работу медицинских работников в условиях поликлиники: фельдшера ездили на вызовы, а медсестры помогали в детской поликлинике.
По стопам мамы и бабушки
Я, как и моя мама, тоже много лет занималась плаванием. Училась в химико-биологическом классе и планирую поступать в медицинский университет. Я тоже выбрала профессию врача, которая кажется мне самой увлекательной. Кто может принести больше пользы, чем доктор? Как благородно лечить людей, облегчать их боль, делать их снова здоровыми. Часто врач спасает человеку жизнь, и это доставляет столько радости!
Все самые лучшие качества я переняла именно от мамы, она для меня большой авторитет. Я благодарна ей за то, что она помогает мне стать таким же хорошим человеком, как она.
Дарья Гридасова