Всё стабильно, мы горим и задыхаемся

Сначала, в ночь на 21 марта, в подмосковном Волоколамске произошел выброс сероводорода на мусорном полигоне. Более 50 детей были госпитализированы с признаками отравления газом, сотни людей обратились за медицинской помощью.

Жители давно жалуются на сильный запах от полигона и уже месяц массово протестовали против местной свалки. И вот дошло дело до того, что пострадало здоровье детей и взрослых. Жители Волоколамска организовали стихийный митинг, к собравшимся приехал и губернатор Подмосковья, и глава района. В итоге разъяренные жители схватили главу района, затащили его в толпу, несколько раз ударили и сломали очки, порвали капюшон. Губернатору тоже досталось – его закидали снежками по голове. Власти обещали решить проблему со свалкой, но не раньше июня.

Пока митинговал Волоколамск и задыхались люди от выбросов сероводорода, в Кемерове произошла трагедия, которая моментально затмила волоколамскую проблему. Десятки людей, большинство из которых дети, погибли в огне торгового центра «Зимняя вишня». Официальная цифра – 64 человека, 41 из них – дети. Их оплакивала вся страна, во многих городах люди организовали мемориалы скорби, в том числе и в Качканаре.

Не укладывается в голове, как в мирное время в великой державе с сильным президентом массово страдают и гибнут дети, десятки невинных людей. Как такое стало возможным? Не работает пожарная сигнализация, ни охрана, ни спасатели не могут эвакуировать людей из 4-этажного здания. Родственники погибших рассказывают, как им звонили дети и внуки, запертые в кинозале, умоляли спасти их, объясняли, что они не могут выйти. В страшной панике родные пытались пробраться в торговый центр, умоляли спасателей открыть двери, что-то предпринять, но люди в форме им отвечали, что не могут найти дверь в кинозал, и даже утверждали, что уже все эвакуированы.

Некоторым пострадавшим удалось выбраться на крышу, там они провели 40 минут, кричали, но их никто не спасал. Дети выпрыгивали из окон горящего здания и разбивались, ломали позвоночники, потому что спасатели их не ловили, не было даже тентов. По рассказам очевидцев, жители пытались своими силами ловить прыгающих, принося из дома покрывала или ковры. Почему никто не защитил и не спас людей? Зато с родных погибших брали подписку о неразглашении информации.

Родственники погибших требуют привлечь к ответу сотрудников МЧС.

– Есть вопросы к тому, как тушился пожар, – говорит потерявший всю семью в «Зимней вишне» Игорь Востриков на своей странице Вконтакте. – Как быстро туда добрались спасатели, как быстро начали тушить. Крышу стали тушить, насколько мне известно, через полтора часа. А пожарные добрались туда через 40 минут. Не были задействованы вертолетные расчеты. Я прибыл к десяти часам, всё уже полыхало, а они тушили двумя струйками!

– Я даже не знал, что такое положение дел в МЧС, – сказал в интервью телеканалу «Дождь» безутешный отец и муж Игорь Востриков. – Я думал, что у нас действительно всё хорошо. Когда я послушал МЧС-ников, я ужаснулся. То есть бывает такое, что люди едут на пожар, а у них машины ломаются. Пожар должны тушить, расчет – семь человек, а ездит по два человека. То есть, как это вообще может быть? Финансирования нету, полномочия у них какие-то там забрали, какие-то лишние дали, то есть полный бардак… Моя задача финишная – добиться реформы МЧС. Не знаю, пусть где хотят, там и ищут деньги… Хотя знаете, виноваты каждый по чуть-чуть, то есть это же проблема не одного Путина, или проблема не одного МЧС, это вот вся, по сути, наша власть, которая привела вот к такой тотальной коррупции, понимаете, и халатности. То есть у нас в стране, по сути, всем по херу вообще. Ну, заперты эти эвакуационные выходы, и что? Ну, придут эти пожарники, чик-чик, и все? А люди гибнут… Не к министру МЧС надо идти с этими вопросами. С этими вопросами надо идти к администрации президента, к президенту, чтобы шли перемены.

Огромное, всепоглощающее горе сплотило людей, 27 марта Кемерово митинговал целый день. Люди не верили официальным данным, требовали правды, отставки губернатора и даже президента. Сострадание, скорбь, гнев переполнили народ. Вице-губернатор Кемеровской области на митинге сказал убитому горем Игорю Вострикову, у которого заживо сгорели трое детей, жена и сестра: «Вы хотите сейчас попиариться на трагедии». Он тогда не знал еще, с кем говорит. Когда узнал, встал на колени и попросил прощения, но это уже не имело никакого значения.

Пожар в «Зимней вишне» обнажил тотальную дикость, беспомощность системы, безалаберность российской действительности. Преступный непрофессионализм, коррумпированность органов пожарного надзора стоила десятков жизней людей, невинных детей. Система, когда за взятки решается любой вопрос, в том числе и пожарной безопасности, показала свой адский оскал. «Новой газете» удалось узнать, что в 2016 году пожнадзор проверял торговый центр «Зимняя вишня», переделанный из кондитерской фабрики, и нарушений там не нашел. А Следственный комитет РФ заявил, что здание торгового центра «Зимняя вишня» было построено самовольно и незаконно. Каким образом оно тогда вообще работало столько лет?

Прекрасно характеризует больное состояние нашей власти, её бесчеловечность, реакция на трагедию губернатора Тулеева. Он не приехал на место пожара, не выразил соболезнования, не попросил прощения и не поплакал вместе со своим народом. Он попросил прощения у президента Владимира Путина за то, что ТАКОЕ произошло на его территории. А про митингующих 27 марта кемеровчан он сказал: «Там 200 бузотеров собрались, и это даже не родственники погибших». Также Тулеев связал многотысячный митинг с оппозиционными силами, которые хотят раскачать ситуацию. То есть, по версии губернатора, это не страшный пожар, в котором погибли десятки людей, раскачал ситуацию, не полная неспособность власти предотвращать такие трагедии вывела людей на улицы, а оппозиционные силы.

Мне неоднократно приходилось читать комментарии по поводу выходящих на митинги против коррупции, например, у нас в Качканаре: «Чего это вы, малахольные да юродивые, выперлись? Что лично вам сделала коррупция, как вы от неё пострадали? Сидите по домам и не вякайте. Воруют и всегда воровали. И взятки брали, что тут такого?» Самое ужасное, что большинство граждан страны, к сожалению, устраивает система, пожирающая собственных детей. И выборы президента это доказали.

Конечно, виноватыми в этой жуткой истории будут, скорее всего, директор ТЦ, охранник, который отключил сигнализацию, арендатор помещения, где находился эпицентр возгорания, сотрудники организации, которая обслуживала пожарную сигнализацию. Сложно признать, что виноват в кемеровской трагедии и каждый из нас.

P.S. На Кемерове, к сожалению, черная полоса для страны не закончилась, и мало надежды, что она закончится вообще. Потому что всё происходящее – не случайность, а закономерность. По стране продолжают гореть торговые центры (в Белгороде и в Санкт-Петербурге, слава богу, без жертв). 29 марта произошел новый выброс сероводорода в Волоколамске, уровень опасного для здоровья газа был превышен в 87 раз, сообщает телеканал «Дождь». Люди задыхаются, а власть говорит, что показатели в пределах нормы. Тысячи жителей района вышли на митинг. 1 апреля там снова состоялся массовый митинг, из 20 тысяч населения в нем участвовали 7 тысяч человек.

С 28 марта начался мусорный бунт в Коломне. Жители вышли против свалки «Воловичи», которая в последнее время стала принимать ненормированное количество мусора не только местного «производства», но и московского. Вместо диалога с жителями власти пригнали к месту народных волнений сотрудников Росгвардии.