Встреча главы с профсоюзами прошла под девизом отчаяния и безысходности

Исполнение «майских указов» президента от 2012 года, по которым зарплаты бюджетников должны вырасти минимум в полтора раза к 2018 году, все больше оборачивается обратной стороной медали. Исполнять их с каждым годом становится не просто трудно, но и весьма болезненно. Сокращения в здравоохранении, новая система оплаты труда работников в 2017 году – все это результат кризиса в экономике страны и обязательность исполнения «указов».
Дополнением к этому на плечи бюджетников и обычных граждан ложится тяжким бременем повышенная коммуналка, рост которой не идет не в какое сравнение с «ростом» заработных плат. «Надо уже что-то предпринимать!» – обращались на прошлой неделе качканарцы к главе города Сергею Набоких. Так прошла традиционная встреча мэра с представителями профсоюзных организаций города – под девизом отчаяния и безысходности.

Напряженный бюджет

Средняя заработная плата в Качканаре на конец 2016 года составила 37 тысяч ру­блей. В промышленности – 43, в образовании – 31, в дополнительном образова­нии – 30, по дошкольному – 28, в сфере культуры – 23. На первый взгляд, цифры впечатляют и радуют, но на деле далеко не все так хоро­шо, как в отчетах. Реальная картина жизни говорит о другом – людям все труднее становится жить на свою зарплату, цены в магазинах растут, рынок жилья «стоит», качканарцы покидают род­ной город. С каждым годом все трудней принимается бюджет города.

Бюджет-2017 Сергей На­боких наделил таким поня­тием как, «напряженный». В отличие от предыдущих лет он совершенно не предусма­тривает инвестиции на раз­витие города, но при этом выполняет все текущие со­циальные программы, кото­рые исполнялись в прошлом году.

– Ситуацию в экономи­ке в целом можно назвать относительно стабильной, хотя не очень позитивной. Многие предприятия города работают с прибылью, хотя есть и проблемные. Вопросы так или иначе решаются. Так, предприятие «Металлист», в частности, находится под контролем у правительства области, – комментировал глава.

— Что делается для того, чтобы вопрос о льготе на земельный налог больше не «срывал» принятие бюдже­та»? – прозвучал вопрос из зала.

– По земельному налогу вопрос стоял, но за скобка­ми. Моя позиция устойчивая – льготы прежде мы давали, но у нас был некий механизм компенсации. В 2016 году мы эту сумму компенсации не почувствовали, поэтому при принятии бюджета-2017 не пошли на этот шаг. Других разногласий не было, как это преподносится в ряде СМИ. Все вопросы были сняты на согласительных комиссиях. Ставка земельного налога в бюджете 2017 года – макси­мальная, – отвечал мэр.

Неспокойное начало года в образовании и медицине

Чтобы продолжать ис­полнение «майских указов» в условиях урезанного бюд­жета, сегодня правительство вынуждено изыскивать до­полнительные меры для осу­ществления программ.

Так, в 2017 году у работ­ников образования вновь ожидается изменение си­стемы оплаты труда. Под­готовлен законопроект о внедрении нового профес­сионального стандарта пе­дагогов. В тестовом режиме новую методику уже приме­няют в отдельных регионах и образовательных учреж­дениях. Согласно этому но­вовведению учителя теперь должны будут владеть таки­ми навыками, как умение работать с детьми с ограни­ченными возможностями, с одаренными, с теми, для кого русский неродной язык и так далее. Планируется также ограничить нагрузку на преподавателя 20 часами в неделю – это должно по­мочь осуществлять индиви­дуальный подход к каждому школьнику. Сообщается, что такой реорганизацией и бу­дет достигнута индексация заработных плат педагогам: ожидается закрытие мало­комплектных школ, а также сокращение ставок в образо­вательных учреждениях.

– Мы готовимся к новой системе оплаты труда, ко­торая в школах начнет дей­ствовать с 1 сентября, изуча­ем ее. Коррекционная школа и училище по новой системе работают уже с 1 января. Ка­кое у вас видение? – инте­ресовалась Вера Шумкова, профлидер работников об­разования.

– Мы живем в эпоху по­стоянных перемен, особен­но в образовании. Ключевое слово «изучаем». Думаю, на эту тему обязательно прой­дет рабочее совещание, – от­вечал глава.

Выступление Надежды Краевой, представителя си­стемы здравоохранения, в этом году существенно отли­чалось от предыдущих лет. Если ранее все реоргани­зационные моменты в ЦГБ преподносились с целью не­обходимости, то в этом году о кризисе в медицине нача­ли говорить открыто. При­чем, кризис не только у нас в городе, а во всем здравоох­ранении.

Надежда Краева: «2017 год мы начали не очень спокойно. Предыдущий год закончили с кредиторской задолженностью в 20 мил­лионов. Это коснулось всех городов, кто имеет первый уровень обслуживания, как мы. Это кризис всего здраво­охранения.

В зависимости от этого мы вынуждены пойти на массо­вое сокращение младшего медперсонала – 65 человек. У нас работает 65-70 вра­чей, 140 человек младшего медперсонала, 280 человек – среднего, 160 – прочего. Нами был пересмотрен пол­ностью подход к младшему медперсоналу – это санита­рочки. Они останутся толь­ко там, где требуется уход за больными, остальные бу­дут переведены в уборщи­ки служебных помещений. Могу сказать, что зарплата у них не изменится, потому как они получают прожиточ­ный минимум. Потери будут лишь в отпуске.

Другого выхода у нас нет, так как выполняем «май­ские указы» президента, по которым к 2018 году зарпла­та младшего медперсонала должна равняться зарпла­те «среднего». Работники предупреждены за три ме­сяца. Наверное, 25 человек уйдет насовсем. Но и это не выход, так как это не пере­кроет всю кредиторскую за­долженность».

– Кредиторская задол­женность – это обязатель­ства областного бюджета. Мы не в силах на это повли­ять, – лишь добавил глава.

Квартплата = прожиточный минимум

Рост тарифов на комму­нальные платежи с нового года стал одной из главных тем встречи. Население из года в год стимулирова­ли ставить приборы учета, приучали к экономии ресур­сов, но ежегодно утверждае­мые тарифы не оправдыва­ют никакой экономии.

– Квартплата скоро при­равняется к прожиточному минимуму, – констатирова­ли качканарцы, в то время как у некоторых коммунал­ка перешагнула и этот ру­беж.

– Суммы были вполне ожидаемы. Все тарифы ре­гулируются Региональной экономической комисси­ей, город отвечает лишь за размер платы за текущее содержание жилья, если собственники не приняли такого решения, – отвечал глава.

– Но куда такие цены? Младший воспитатель по­лучает 10 тысяч, семь из них отдает на квартплату. Разве это нормально? – возмуща­лись присутствующие. – У нас пенсионеры работают, потому что на одну пенсию не прожить. А хочется ведь не только жить и платить ком­муналку, но и просто пожить нормально, а не только на хлеб и воду. Каждый раз по­лучаем квитанции – суммы все выше и выше. К 1 июля, наверное, бунт в городе бу­дет, когда еще все повысят…

– Ставка на нормативное потребление была введена, чтобы стимулировать соб­ственников устанавливать приборы учета. Расходы на общедомовое потребле­ние – очень большие. Ни для кого не секрет, бывает, прописан один человек, а живет – пятеро. Все убыт­ки распределяются на всех, в том числе на тех, кто пла­тит добросовестно, – до­бавлял Сергей Набоких.

Так или иначе, но убыт­ки в коммунальной среде будут всегда – с прибором учета или без него. А зна­чит, экономить «честно­му жителю» вряд ли полу­чится. Должен же кто-то платить за потери. «Люди в отчаянии, не замечать этого нельзя», – проком­ментировал ситуацию Владимир Помазкин. Но разве местная власть в силах хоть что-то изме­нить?

– За медицину город не отвечает, за тарифы ЖКХ тоже… Что нам делать? Слышали ли вы, какие скандалы проходят в по­ликлиниках. В детской по­ликлинике мамочки друг друга за волосы оттаски­вали – на прием к врачу не пробиться. Врачи страда­ют, пациенты страдают!

Какие еще вопросы поступили к Сергею Набоких:

Виктор Шумков. У нас много приезжих работников, которые едут в Качканар на заработки. Качканарцам – работы нет, чужим – есть. Понятно, что услуги последних будут дешевле, но человеку приезжему без разницы – есть тут образование, медицина, чище­ны ли дороги… Они работают по 12 часов семь ночей подряд, в нарушение всех норм. И никто за этим не следит. Можно развер­нуть ситуацию в лучшую сторону для местных?

С.Н. Эти вопросы я проговариваю также с управляющим дирек­тором. Каждый руководитель смотрит на это по-своему. Конечно, это поле бизнеса частного капитала, но законодательство и нор­мы должны соблюдать все. Сегодня мы пытаемся решить и создать инструменты на уровне федерации, чтобы у нас в городе были новые рабочие места, экономика была диверсифицированной, не связанной с комбинатом. В ближайшее время в Сколково мы на­мерены также поднять эти вопросы. Но не хотелось бы, чтобы в итоге получилось так, что появится 300 новых рабочих мест, а 600 действующих сократится.

Александр Боданин: На данный момент не видно яркой под­держки трудового народа со стороны администрации. Ваша по­зиция – пассивная. Хочется поддержки от представителя государ­ственной власти.

С.Н. Любой вопрос всегда решается во взаимодействии. Я про­тив забастовок, потому как решение в конце концов находится за столом переговоров. Считаю, что можно не доводить все до кате­горичности. Всегда есть золотая середина.

Николай Желонкин: Интересует судьба здания 136-го лицея. Возможно ли его вернуть к жизни?

С.Н. Сегодня здание находится в федеральной собственности, мы им распоряжаться не можем. В свое время Министерство вну­тренних дел рассматривало его, социальные учреждения, но так ни к чему и не пришли. Тревога на самом деле большая – здание не эксплуатируется, нуждается в ремонте. Конечно, чем быстрее оно попадет к хозяину, тем будет лучше.

Вопрос от воспитателя: Ожидается ли повышение родитель­ской платы за детский сад?

С.Н. У нас самая низкая плата на территории. Повышение пла­нируется в первом квартале 2017 года в районе 2000-2400 рублей.

Евгений Сесекин: Как будет жить допобразование? Будут ли исполняться «майские указы» президента?

С.Н. У нас высокий уровень допобразования – работают 10 учреждений. Зарплата будет расти в соответствии с указами пре­зидента. Единственное, остаются нерешенными хозяйственные вопросы, которые касаются ремонта. Нужны средства для капи­тального ремонта. Также проблемный вопрос в допобразовании – это дефицит средств на выезды, фестивали, мероприятия… Се­годня это все оплачивается за счет средств благотворительности и родителей. Это неправильно, так как выезжают те ребята, у ро­дителей которых есть такая возможность. В области я постоянно поднимал вопрос о выделении средств на допобразование. У нас много победителей и призеров всероссийского и международного уровня. Но пока отвечают так, что по всем статьям идет недофи­нансирование, проблема, по сути, остается нашей.

P.S. «Как будет жить допобразование?» – задал на встрече вопрос представитель Детской школы искусств, той сферы, которая во многом сегодня живет за счет спонсорской поддержки и помощи родителей. Рост коммунальных платежей, цен на товары и услуги при недофинан­сировании социальных программ и низких доходах населения – эхом отзовутся на сфере дополнительного образования, поставив его под угрозу существования. Бюджетники различных сфер из года в год от­читываются перед вышестоящими инстанциями об успешном выпол­нении «майских указов» президента, но никто не решается заявить о проблемах, связанных с их исполнением. Словно мы живем в двух раз­ных государствах, где «верхи» уверены: жизнь у «низов» — удалась.