Волшебные руки Ольги Чиглинцевой
Валяными изделиями Ольги Чиглинцевой мы с коллегами любовались давно, просматривая фото в социальных сетях. Увидеть плод её творчества вживую нам тоже довелось: с сумкой её производства ходит наша Галина Краснопевцева.
Теперь хочется познакомить с творческой качканаркой наших читателей.
Призвание
С Ольгой мы встретились у неё дома. Оказалось, что и мастерская находится здесь же – в квартире. Как мне удалось выяснить, увлечение Ольги не случайно, она шла к этому давно. Училась в Кировском технологическом техникуме на конструктора-модельера женской одежды. После распределения попала в соседний город Лесной, работала конструктором в службе быта в цехе массового пошива.
— На «семёрке» проработала три года. Затем вышла замуж и уехала в родной Качканар. Здесь я родилась, училась.
— Почему именно эта профессия?
— Я всегда рисовала одежду, окончила художественную школу. У меня мама прекрасно шьёт, тётя швея. Дяди прекрасно рисуют, притом, что не имеют художественного образования. Это идёт от души.
Когда мы с Ольгой проходили в мастерскую, я обратила внимание на знакомые костюмы и не могла не поинтересоваться.
— Эти костюмы я шила хореографической студии «Радость». Они на Масленице в них выступали. Светлана Бабенко попросила меня сшить что-то тёплое, сейчас ведь дети в основном на улице выступают в связи с пандемией. В куртках — некрасиво. Мы со Светланой Петровной поговорили и решили, что сошьём такие душегрейки из Павлово-Посадских платков.
Костюмы Ольга в основном придумывает сама.
— Помимо студии «Радость», шьёте другим коллективам?
— В своё время шила «Горлице», иногда «Фиесте». В основном студии «Радость». У меня сын Александр там занимался, сейчас он уже работает и живёт в Екатеринбурге.
Валять можно не только валенки
Шить костюмы — не единственное занятие Ольги Чиглинцевой. Поскорей хочется узнать от мастерицы о валяных изделиях. Оказалось, и это стало для меня открытием: валять можно не только валенки, но даже ботинки, кроссовки, балетки, босоножки и одежду.
— Я вам сейчас свои валяные ботинки покажу, — Ольга приносит из коридора тёмно-синие ботинки на шнурках. — У них идёт более тонкий войлок, но он очень тёплый. В валенках на самом деле важна не толщина, а плотность. Чем плотнее – тем теплее. У этих ботинок укреплены пятка и носок. При изготовлении используется адаптированная к войлоку обувная технология. Когда я делала эти ботинки, возникла проблема, где установить фурнитуру, вручную они ставились плохо, искала долго. Не нашла, в итоге установила при помощи подручных приспособлений, а потом приобрела специальный пресс. Как говорится: «Хочешь сделать хорошо — сделай сам».
После Ольга достаёт с полки, казалось бы, обычные валенки, только украшенные и на подошве.
— Это обычные валенки на ТЭП подошве (ТЭП — подошва обуви, изготовленная из термопластичной резины — принципиально новый материал для обувной подошвы, — прим.авт.).
— Какие морозы выдерживают ваши валенки?
— Я беру ТЭП подошву до минус 50 градусов. Вдобавок она не скользит. Я маме своей валяла валенки и проводила тест-драйв, чтобы посмотреть, насколько в них тепло и не скользко. Валенки прошли испытания, я в них даже с горки на ногах не смогла съехать.
Ольга приносит огромное лекало, похожее на вырезанный из бумаги сапог великана.
— На такое лекало я раскладываю шерсть, чтобы сделать валенки 36-го размера. Раскладывается, укатывается, притирается, поливается кипятком в процессе валяния, прополаскивается в кипятке, чередуя с холодной водой.
Чем хороши валенки: в них ноги не мёрзнут и не потеют. Наверняка вы замечали, что бабушки некоторые ходят даже летом в валенках. Им в них комфортно. Шерсть хорошо регулирует температуру.
Сейчас из войлока даже туфли валяют, а ещё балетки, босоножки. Даже кроссовки делают, притом изумительные. Я планирую в ближайшее время начать делать кроссовки. Есть одежда из войлока, причём, очень красивые вещи бывают: платья, в том числе и летние, мужская одежда. Можно добавить в изделие шёлк, вискозные волокна.
В доказательство того, что из войлока можно сделать всё, что угодно, Ольга показывает варежки. Они тоненькие, практически невесомые, но очень тёплые, уверяет рукодельница. Следом она достаёт сумки, они тоже свалены её руками.
— Откуда берёте вдохновение?
— Даже не знаю. Например, у меня есть папка на ноутбуке, там картинки природы, детских рисунков, или просто цветовая палитра. Иногда просматриваю их для вдохновения. Войлок, непредсказуемый материал: никогда нельзя спланировать, что конкретно у тебя получится. Неизвестно, как ляжет декор на войлок, ты можешь только предполагать.
— Физически трудно заниматься валянием?
— Конечно. Помимо этого, это ещё и долгий процесс. Шерсть бывает разная: есть та, которая легко валяется, а есть, которая будет долго валяться, нужно прикладывать усилия.
— Где вы научились этому мастерству?
— Самостоятельно, в Интернете смотрела уроки, мастер-классы. Но, например, ботинки училась делать на очном мастер-классе в Екатеринбурге.
— Когда начали заниматься валянием?
— В 2015 году. Я тогда смотрела разные картинки, чтобы найти вдохновение. Мне захотелось сделать куклу, и нужна была голова, я искала, как слепить голову. И увидела валяные головы, потом увидела валяные сумки. Мне они очень понравились, решила сделать такую себе. Нашла мастер-класс и сделала, могу показать, она до сих пор у меня есть, теперь она вместо авоськи. Следующим изделием стали домашние тапочки для родных. Жалко, что я поздно пришла к этому занятию.
— Ваши изделия пользуются спросом?
— Тапочки пользуются спросом в Питере, потому что там, наверно, сквозняки. Валенки — в Сибири. Мёрзнуть никто не любит, — улыбается Ольга.
Изделия Ольги, как она сама говорит, «гуляют» на Ямале, в Санкт-Петербурге, Челябинске, Москве, Казани, Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске, Краснодаре и в Башкирии.
— Где берёте материалы?
— Через Интернет всё заказывать приходится. Что-то в Екатеринбурге можно купить.
Проверка водой
Многие боятся, что валенки намокнут, в городе в них не походишь. Поэтому предпочитают кожаную обувь. Но Ольга с этой теорией не согласна.
— Я хожу в своих валяных ботинках, и они ещё ни разу не промокли. Когда войлок плотный, качественный, он не будет промокать. Конечно, если целенаправленно их мочить, жамкать, то структура волокна нарушится и вода пройдёт.
— Валяные ботинки, валенки можно мыть?
— Их даже стирать можно. Я племяннице своей делала ботинки, она живёт в Екатеринбурге, там в них ходит; сами знаете, какая в Екатеринбурге бывает грязь. И я постирала эти ботинки: замочила в тазике со щадящим моющим средством, а прополоскала и высушила в машинке. Стирать в машинке такие изделия нельзя. Ничего с ботинками не стало: не деформировались, не сели. Сама по себе шерсть очень хорошо отдаёт грязь.
Я всегда проверяю свою обувь после того, как сваляю. Набираю в них воду; если вода не течёт, значит, валенки уже плотно сваляны.
Пилинг на ткани
Использование этого термина применительно к ткани я услышала впервые от Ольги. Оказывается, это профессиональный термин. Так называют катышки на ткани.
— Я только начинала учиться в техникуме, нам рассказывали про вискозу и приводили пример: «Наверняка в вашем детстве были шерстяные гамаши, они всегда протирались, и дело здесь не в шерсти, а в вискозе, именно она уходит, забирая с собой шерсть». Ещё именно из-за вискозы в составе бывают катышки на одежде.
— Для чего тогда добавляют вискозу?
— Вискозные волокна придают изделию блеск, декоративность, армируют войлок и имеют массу качеств, свойственных шерсти и шёлку.
На все руки мастер
Ольга листает фотографии в ноутбуке.
— Эти тапочки у меня заказывала женщина, у которой проблемы с ногами. Ей нужно обязательно ходить на трехсантиметровом каблуке, даже дома. Вот такие тапочки мы сделали. — Ещё делаю такое, — Ольга показывает на фото подсвечники. — Если творить, то во всех областях. Ещё делаю рождественские венки, юбочки под ёлку, маленькие ёлки.
Замечаю на ёлках маленькие валеночки.
— У вас даже на ёлках валенки?
— Это шептуны, им можно желание своё нашептать под Новый год. Я всегда дарю своим подругам и родным на Новый год то, чем можно украсить дом, что хранится годами, конечно, сделанное своими руками, чтобы они могли каждый Новый год доставать, наряжать дом и вспоминать меня.
— Подругам с вами повезло.
— Мне с подругами тоже,— смеётся Ольга. — Они у меня замечательные.
Был в нашей семье случай, — вдруг вспоминает рукодельница. — Сын учился тогда в 4 классе, им нужно было написать сочинение про маму. Я тогда ещё не валяла, но шила. И нам на собрании дали почитать эти сочинения. Саша писал: «Моя мама такая замечательная, шьёт много костюмов…» А в конце сочинения написано: «Она иногда меня даже кормит». На самом деле он рано научился готовить себе сам. А что делать, если мама всегда занята. Он мне всегда помогал, например, отрывал флизелин, когда я делала аппликацию на одежде.
Свалять за день
Ольга показывает готовую подошву и инструменты, которые нужны при валянии: колодки, лейка, почти всё деревянное.
— В негодность всё приходит быстро, нужно обновлять. Вот для тапочек подошва. Клей для подошвы идёт специальный, его активирую с помощью строительного фена. Сначала всё проклеивается, потом пришивается.
— Сколько времени уходит на изготовление того или иного изделия?
— Смотря, что делать, например, варежки могу за день свалять, но потом ещё день нужен, чтобы их задекорировать. Сумку могу дня два валять, и полтора дня уходит на декорирование. Есть валенки, которые я могу за день свалять, а есть такие, которые я буду валять два-три дня, смотря какая шерсть, какой размер, высота, объём. Я могу встать утром и закончить в три часа ночи, это и будет называться: сваляла за день.
За эксклюзив и натуральность
— Как вы считаете, почему люди сейчас больше стали интересоваться вещами, которые сделаны своими руками?
— Люди сейчас переходят на всё натуральное. У нас сейчас настолько всё искусственное, что у людей появилась потребность в натуральности, тем более, у многих аллергия появляется.
Ручная работа всегда ценилась. Изделия не похожи друг на друга.
Почему в своё время мне захотелось идти учиться на конструктора-модельера? Потому что все ходили в одинаковом: сером, скучном. Можно было идти по улице и через человека здороваться со своим пальто. Сейчас, к слову, то же самое: девушка пришла на вечер в платье и увидела точно такое же на другой, всё — вечер испорчен. Если бы она сшила на заказ, то смотрела бы на себя и думала: «Неужели у меня такая фигура».
Запрос рождает интерес
— Готовы научиться ещё чему-нибудь?
— Видите, на полке лента лежит зелёная?
— Да.
— Я сейчас изучаю тейпирование. С помощью него идёт процесс омоложения и оздоровления. Буду помогать себе и своим родным. По мере поступления запросов появляется интерес к чему-то. Например, сейчас практикую полимерную глину.
У меня стенка из кирпичиков при входе сделана, её я тоже делала сама. Потому что покупать такую плитку будет дорого. Поэтому я купила пару мешков финишной шпатлевки и несколько банок ПВА.
По жизни я придерживаюсь такого правила: «Нет понятия «не умею» — есть понятие «не пробовала». Хочешь сделать – бери и делай, в процессе всё получится».
У меня комод стоит в комнате, это мне друзья отдали старый, разваливающийся комод. Мы вместе с мужем Геннадием его отреставрировали, осталось только покрасить.
— Муж поддерживает вас во всём?
— Живём же мы 28 лет, — смеётся Ольга. — Значит, поддерживает. Если я не успеваю, он прекрасно может помочь по дому.
Ольга сама водит машину, три-четыре раза в неделю ходит в тренажёрный зал.
— Просто сидеть на диване и ничего не делать — скучно. Хотя иногда хочется просто сесть и смотреть телевизор. Но после такого дня у меня начинается приступ угрызения совести. Столько сделать нужно, а я просидела.