Владимир Звягин: Жизнь – сплошные приключения!

Качканарская Детская художественная школа представляет проект «Художественное наследие Качканара»

Рисовальщик, худож­ник, мастер, портре­тист от Бога, неорди­нарная независимая натура, маститый творец, талантливый и уди­вительный человек неукро­тимой энергии… Честно говоря, этот список можно бесконечно продолжать. И это все о нем, нашем совре­меннике и земляке – Влади­мире Звягине, достойном сыне еще более известного в городе Ивана Васильевича Звягина. Совсем недавно, в апреле этого года, в выста­вочном зале Детской художе­ственной школы прошла его выставка – «Звягинская юби­лейная». Ее название звучит также звонко, смело и неза­висимо, отражая характер мастера. Художнику-портре­тисту исполнилось 55!

SONY DSC

Владимир родился 26 апреля 1959 года в поселке Медведка Пермской области. Вместе с родителями и се­строй Светланой они пона­чалу жили на Косье, а затем в Верещагино. Мама Валенти­на Васильевна вспоминает, что рисовать Владимир лю­бил всегда, с самого детства, но всерьез это его увлечение никто из родителей не вос­принимал. Сам же художник начало развития своих спо­собностей связывает с ин­тересной историей, конечно же, она не без любви.

– История была смешная. Мы жили тогда в Верещаги­но, я учился в шестом классе и был отличником. Влюбив­шись в одну девочку, тоже отличницу, решил, что мне надо себя как-то проявить, поэтому начал рисовать: рисовал много и всюду. Ро­дителей вызывали в школу… Однако девочка-то меня не полюбила, а любовь к рисо­ванию – осталась!

***

В 1974 году ученик 9 клас­са Владимир Звягин принял решение поступать в «Му­хинку». Конкурс был огром­ный – 30-40 человек на ме­сто. К своей цели юноша шел уверенно – рисовал запоем так, что запустил учебу на­прочь. И в конце 9 класса учитель математики поста­вила перед фактом: за год выходит двойка! Со страху перед отцом, директором школы, парень сумел за не­делю сдать теоремы – годо­вой оценкой стала тройка.

К слову сказать, автори­тет отца в семье был непре­рекаемый. Перед поездкой в Ленинград Иван Васильевич поговорил с сыном: мол, не было у Звягиных в роду ху­дожников, да и не профес­сия это вовсе. Отец убедил паренька выбрать специаль­ность посерьезней.

– Струсил тогда, решил, что прав батя, не получится художник из Звягина-млад­шего. В 10 классе ложился спать в шесть часов вечера, вставал в два ночи и самосто­ятельно 9 класс проходил… В итоге, в аттестате 4,5 бал­ла было. Уже перед смертью отец произнес: «Сын, а может мы с мамой зря тебя отгово­рили в художники?». Обнял его, говорю: «Батя, ты что? Это не важно, главное, твою фамилию по чести ношу».

Вместо Мухинского учи­лища юноша решил посту­пать в летное, да только попал не туда – хотел в ис­требители. Приехал домой и говорит отцу, что на следу­ющий год поедет туда, куда хотел. Звягин-старший тогда только сад взял и решил сы­на-летчика делом занять. Да не тут-то было.

– Думал, в горный инсти­тут поступить на год, чтобы увильнуть от сада, сдал три экзамена на пятерки… В ре­зультате стал инженером!

***

1981 год. Владимир Зи­новьевич Козин, профессор, единственный, кто называл студента 5 курса Владимира Звягина по имени-отчеству. Педагог впервые в истории кафедры предложил ему, Звягину, выполнить практи­ческую дипломную работу в институте Уралмеханобр. Работа сложная, интересная, затем должна была плавно перетечь в кандидатскую диссертацию. Пообещали, кроме повышенной стипен­дии, доплату на кафедре, еще и ставку лаборанта, плюс ко­мандировочные.

Через что только не при­шлось пройти научному со­труднику Владимиру Звяги­ну и его однокурснику Олегу Лытину, чтобы выполнить исследование и написать работу. Две защиты прошли в институте Уралмеханобр, третья – в горном институте.

Козин руки нам жмет, хвалит. А я ему: «Владимир Зиновьевич, на производ­ство пойду работать, ну её, эту науку!».

В то время имел место процесс занаучивания: бра­лась тема, которая была сде­лана еще в 30-50-е годы, и занаучивалась ради научной степени. Появилось много кандидатов наук. Владимир отчасти разочаровался в на­уке и ушел на производство, в Качканарский ГОК.

***

Карьера шла без отца, хотя все считали, что благо­даря отцу. Отработав пять лет в ГОКе, уехал в Якутию. Там прошел такую школу!

– В 1986 году я отказался подписывать акт о прием­ке фабрики, так как работы были выполнены с наруше­нием техники безопасности. В результате было партий­ное собрание, на котором поддержал меня один бри­гадир, остальные молчали. Второй секретарь парткома назвал нас анархосиндика­ристами. Меня вызывали в КГБ. Осенью секретарь парт­кома комбината предложил мне оплатить дорогу и вер­нуться в Качканар, но я не захотел и ушел в шахту гор­носпасателем.

С 1986 по 1989 годы Вла­димир служил в военизиро­ванном горноспасательном отряде по уставу, подписан­ному аж Лаврентием Берия!

***

Свою жизнь он делит так: до 1989 года и после. 10 фев­раля 1989 года произошел обвал в шахте. Будучи чле­ном КПСС, Владимир молил Бога, чтобы выжить. Выжил. Полгода отпуска провел в Качканаре, где начал писать картины. Директор киноте­атра «Юность» разрешила ему провести выставку. По­сле дежурная спрашивает: «Владимир Иванович, а у вас сколько было работ – 33 или 34?».

– А я их и не считал. Была работа, которая понрави­лась моей маме, да именно ее кто-то украл. Я сильно расстроился. Именно тогда в газете «Качканарский ра­бочий» появилась статья: «У качканарского художника Звягина украли картину». С той заметки меня окрестили художником!

Работы Владимира публи­ковались в газетах. Карика­туры и рисунки в советское время хоть в местную, хоть в областную газету всегда стоили 3,60 (запомнить было легко: водка стоила – 3,62).

***

В мае 1990 года он вер­нулся на Качканарский ГОК. Проработал месяц, как вдруг партия приказала создавать малые предприятия. Вместе с Владимиром Черных взя­лись за народные промыслы, решили начать с изучения хохломской росписи.

– В Семенове, Нижегород­ской области, я познакомил­ся с Николаем Коротковым, директором объединения «Хохломская роспись». Я со­общил, что организую про­мыслы, он мне отвечает: «Звягин, у вас же там ура­ло-сибирская роспись рядом с Тагилом»!

Вскоре Владимир Звягин оказался в Тагильском учи­лище. Директор только по­смеялся.

– Говорю директору По­лищику: «Яков Васильевич, продай методику». Он вы­звал своих замов: «Вот, дитя перестройки – горняк берет­ся за наше дело! Мы четыре года обучаем, а он хочет за месяц!». Спустя год я прие­хал к нему, он про меня уже давно забыл. Я разложил пе­ред ним десять подносов на столе и говорю: «Здесь одна твоя работа с красным ди­пломом и остальные девять – мои». В итоге оставил ему на память все 10 подносов, а директор так и не угадал свой поднос. Считаю, что в жизни за что ни возьмись, все можно сделать!

Так появились народные промыслы «Звягин и К», ши­карная мастерская в Ревде. Этой технологии в Ревде об­учили 300 человек, 75 из них поработали на предприятии. Месяц обучения, два стажи­ровки – получался готовый специалист. Прожил в этом городе Владимир Иванович 17 лет, но законы вынудили свое дело закрыть.

– Дошел до какой-то ста­дии и понимаешь, что не то – отойди в сторону. Зани­маться сегодня предприни­мательством по-честному невозможно. Но я оптимист и знаю, что жить будем за­мечательно!

***

Сегодня свою жизнь он называет сплошными при­ключениями. Да и как иначе, она полна интересных исто­рий и воспоминаний. И по­лучилась она такой же насы­щенной, как и его характер.

Елена (бум., карандаш)

Среди работ Владимира Звягина много портретов, правда, у него никогда не было стремления их соби­рать.

Многие художники от­мечают, что он умеет улав­ливать через глаза характер человека. Прошедшая «Звя­гинская юбилейная выстав­ка» оставила качканарцев под впечатлением от наше­го современника. И секрет его работ прост: надо просто влюбиться.

– Все идет через любовь! Каждый раз надо влюбиться в натуру, хорошую или пло­хую, и если чувства туда за­кладываешь, только так ри­сунок получается живым!