Валериановск, я с вами!

Читая в «Новом Качканаре» о расширении комбинатом шламового хозяйства, не сомневался, что наши соседи, «семёрка», их к себе не пустят. Так оно и вышло.

Людям, работающим на хозяина бывшего нашего комбината, можно наобещать с три короба, а делать своё. После обещаний облагородить озеро в посёлке, я испугался, что жители Валериановска согласятся на это в обмен на ликвидацию деревьев на горе Луковой. Но, к счастью, этого не произошло. Жители не поддались и оказались правы. Ведь планировалось убрать не только деревья, но и, оказывается, часть горы.

Я — житель Качканара, мне вроде бы нет дела до Валериановска. Ведь ветра в основном дуют на них. Но наш город и посёлок считаю одним целым. А может быть, посёлок важнее: он был, а комбината и города ещё не было.

Мастер Мальцев, набирая рабочих для ГОКа и города, спрашивал:
— У тебя пила и топор есть?

Если были, то на работу брал. Надо было пилить лес для автодороги в Качканар. Это уже потом были первые палатки и первые постройки.
Вот это и были первостроители. Жителей этого палаточного городка и надо признать первостроителями. Может, ещё тех, кто работал до пуска первой очереди комбината – до 1963 года.

Сам же считаю себя второстроителем, потому что в Качканаре с 1968 года. Строил Верхне-Выйскую плотину, пульпо-насосную станцию №2. Был на дне пульпо-бака, на глубине 12 метров. Потом десять лет, днём и ночью, возил бетон и раствор на «ЗиЛ-555». И в Валериановск, на первые многоэтажные дома по улице Кирова. Тогда я написал эти строки:

Под фундаменты
фабрик будущих,
Издавая и грохот, и стон,
Самосвалы,
предельно нагруженные,
Непрерывно возили бетон.

Редко, но иногда посылали возить и не бетон. В один из таких дней приехал в «Уралспецстрой», мастер Илья Пантелеевич сказал:
— Грузим песчаные трубы и везём их на основание будущего шламохранилища.

Были эти трубы с метр длиной, небольшого диаметра. Толстая песчаная стенка, внутри пустота. Трубы эти вставлялись одна в другую, и так собирались километры. Смысл был в том, чтобы очищать мутную воду пульпы и по отверстию выпускать чистую воду в речку Рогалёвку.

Вот так думали первостроители об экологии. Я спросил, кто придумал такое устройство. Ответили: Ленинград.
Не знаю, есть в новом проекте шламохранилища такие трубы или нет. Но вода в Выю пойдёт мутная. Поэтому и вступились за экологию и рыбаки посёлка.

Я бываю летом на Луковой. Мне тоже нравится эта гора. Похожу по ней, сил наберусь, да ещё белых грибов на вкусную грибницу. И удовольствие, и польза! Встречаю там и других качканарцев.

Жители посёлка тоже туда ездят с удовольствием. Каждый раз вижу стадо коров. Кстати, сено для них заготавливают там же.

К сожалению, в 1991 году произошло то, о чём предупреждал Карл Маркс. Он был против капитализма, потому что у капитализма есть особенность присвоения в частную собственность результатов коллективного труда. Капиталист, если видит стопроцентную прибыль, не остановится ни перед чем. Думаю, и Евраз не будет проводить трубы мимо посёлка и строить насосную в другом месте. Продавать шлам Японии, как когда-то просила эта страна, не будут по политическим соображениям.

Жителей посёлка уже лишили бани. Теперь лишат зоны отдыха, места выпаса коров, покосов для заготовки сена.

Мне остаётся посочувствовать жителям Валериановска и пожелать отстоять им свою Луковую. Мне тоже хочется ещё раз приехать туда отдохнуть.

Николай Серебряков