Валериановск обсыпан шламами с трёх сторон

Как будет расширяться хвостохранилище и планируется ли рекультивация старых отвалов, обсудили на общественных слушаниях

В середине мая в администрации прошли обществен­ные слушания по расширению шла­мохранилища в Качканаре.

В отличие от слушаний, которые прошли 29 марта, на эти пришло довольно большое количество чело­век, включая представите­лей местной власти. На этот раз и представители ГОКа выступили перед присут­ствующими с докладами и презентациями о том, ка­кую роль играет ГОК для города и о необходимости расширения шламохрани­лища.

Выступила и эколог дан­ного проекта Вера Моисе­ева с докладом. Начала она его с убеждения в том, что нельзя сомневаться в чест­ности и добропорядочности намерений Евраза в расши­рении хранилища отходов производства, так как Евра­зу просто не выгодно иметь репутацию предприятия, которое не заботится об окружающей среде: ведь на мировом рынке с такой ре­путацией мириться не будут, а работать во вред бизнесу никто не намерен.

Также она кратко описала, что предусматривает проект.

Напомним, что новая площадка по складированию хвостов будет располагаться на прежнем месте, но увели­чит весь склад на четверть от имеющейся площади.

Предусматривается не только расширение хра­нилища, но модернизация новой части, а именно для перемещения пульпы бу­дут построены новая насо­сная станция и трубопрово­ды длиной примерно в 15 километров. Проект также предусматривает проблему разноса хвостов ветром. Для избежания запыленности проектом предусматривают­ся откосы хвостохранилища, которые будут защищать­ся слоями крупного щебня и скального грунта. Также планируется к реализации оросительная система пыле­подавления.

Разработчики проек­та утверждают, что хвосты, получившиеся в результа­те разработки новых тех­нологий, будут совершенно безвредны. Но не стоит за­бывать, что речь только о новом отсеке шламохрани­лища. Речь о рекультивации старых накоплений отходов производства не идет.

Немаленький резервуар

Исходя из вышеизложен­ного не трудно догадаться, что без острых вопросов по теме не обошлось. Первым взял слово депутат Виктор Шумков.

— Вопрос по новому ре­зервуару, который вы пла­нируете построить. Про­межуточный Рогалевский отсек — это результат ра­боты 60 лет комбината. Мы планируем переработать горной массы в два раза больше. Новый отсек явно по объемам не соответству­ет тому, чтобы принять та­кие сумасшедшие объемы. Этого недостаточно. И куда будет сток с резервуара? В Выю? Нужно исключить воз­можность повторения ава­рии 1998 года, — высказался Виктор Шумков.

— Проект предусматрива­ется до 32-го года, — начал ответ Игорь Дедушенко, один из разработчиков про­екта. — По проекту видно, что новый отсек значитель­но меньше, всего 490 гекта­ров. Но в связи с изменением технологии укладки на дан­ную территорию мы сможем уложить больший объем хво­стов, с учетом того, что это будет не намыв по периметру всего хранилища, а фактиче­ски отвалообразование, то есть каша будет укладывать­ся в виде отвалов. В связи с этим такой объем. Конечно, он ограничен в сроках. Это действительно так. Действи­тельно по периметру нового хранилища будут дренажные каналы с максимальным во­дозабором. Ничего в Выю по­падать не будет.

Валериановск встревожен

Обеспокоены расшире­нием хвостохранилища и жители поселка Валерианов­ска. От их лица вопрос задал председатель думы Юрий Бячков.

— Моих избирателей вол­нует судьба горы Луковой, а именно: насколько на ней будет вырублен лес, и на­сколько гора будет закрыта шламами?

— На горе Малая Луко­вая планируется размеще­ние только пульпонасосной станции, поэтому вырубка там будет точечная, — отве­тил Игорь Дедушенко. — Не будет видно нового отсека со стороны Валериановска однозначно, потому что он размещается совсем в дру­гую сторону. Малая Луковая плюс сооружения, которые будут на ней построены, бу­дут закрывать этот отсек.

— Хотелось бы добавить, что размещения шламов на горе Луковой не планирует­ся однозначно, — вступил в диалог Яков Чудаев, менед­жер данного проекта.

Обеспокоенность за посе­лок Валериановск выразил и его председатель Александр Бобров:

— Жителей поселка вол­нует то, что хвостохранили­ще перекрывает полностью восточную часть поселка, вплоть до горы. Существу­ющая дорога, покосы, тра­диционные места отдыха — все перекрыто шламами. Дальше перекрываются леса противопожарного разры­ва. Нет никакого подъезда по старой Нижнетуринской дороге. Мы обсыпаны с трех сторон. Выезд есть только по федеральной дороге в сто­рону Нижней Туры. Поселок закрыт, локализован. Будет ли возможность по этой тер­ритории хоть отдушину на­селению дать?

— Действительно старая дорога располагается на ча­сти нового отсека. Хвостовые переходы через речку Выю так и останутся, так и будут функционировать, — начал ответ Игорь Дедушенко. — Я хотел бы отметить, что на сегодня дорога представля­ет собой большую свалку. В процессе строительства там будут формироваться различ­ные дороги для строительных работ нового отсека. Поэтому я думаю, что в том виде, в ко­тором сейчас эта дорога есть, не останется, мы сделаем ка­кую-то обходную.

— Я стесняюсь спросить, где вы увидели свалку? Я там живу, — возмутился предсе­датель поселка. — В прошлом году вывезли свалку.

К сожалению, возмуще­ние осталось без внятного ответа.

Дать работу обещают местным

Нашелся вопрос и у пред­седателя молодежной орга­низации комбината Алек­сандра Серебрякова.

— Сейчас бытует мнение, что местных людей не берут на работу в комбинат. Будет ли работа предоставлена местным жителям и какие профессии?

— Начало стройки плани­руется в 2022 году, в первом квартале, — вновь отвечает Игорь Дедушенко. — Вопро­са привлечения местного населения для работы нет, потому что у нас вообще-то одна из приоритетных задач — максимально возможно привлечь местное население к выполнению этого проек­та, потому что, сами пони­маете, с точки зрения пред­приятия привозные люди дороже: их нужно обеспе­чивать жильем, питанием, охраной и всем остальным, поэтому однозначно мы бу­дет рассматривать местное население как потенциаль­ную рабочую и инженер­ную силу для реализации проекта. Планируется набор до 1500 рабочих без учета инженерно-технического персонала и персонала об­служивающего. Мы плотно взаимодействуем сейчас с Центром занятости Качка­нара. Мы получили от них перечень людей, которые на сегодня находятся без ра­боты, и даем им перечень профессий, которые будут востребованы при строи­тельстве. Мы рассчитываем, что те люди, которые нигде не работают, будут участво­вать в реализации проекта.

Пыли меньше не становится

Очень важную тему под­нял депутат местной думы Габбас Даутов.

— Меня интересует: по­чему Евраз ГОК не соблю­дает санитарную зону по хвостохранилищу? Почему из года в год не проводится рекультивация старых отва­лов? Вследствие этого у нас на балконах и окнах домов слой пыли, что сказывается на здоровье людей, отсюда и рост заболеваемости.

— Пыль — это не только напыления от отвалов, — отвечает Игорь Дедушенко. — А рекультивация отвалов проводится, но так как они используются, рекультива­ция проводится только на боковых откосах. В части хвостохранилища, я думаю, раздел о пылеподавлении исчерпывающий. Мы там целую систему искусствен­ного дождя формируем, что­бы не было пыли. Весь наш проект направлен на реше­ние тех проблем, которые вы озвучиваете, чтобы не было пыли на балконах. Я сам здесь живу, у меня малень­кий ребенок, поэтому мне эти проблемы не менее важ­ны, чем вам. Я не скажу, что все исправится сразу: ведь предприятие действующее, предприятие развивается.

А вот претензии Даутова к несоблюдению норм по са­нитарной зоне вызвали удив­ление. Защитники проекта утверждали, что нарушений санитарных зон у них нет.

Проблема пыления хво­стов оказалась очень острой. Георгий Гудоров, житель Валериановска, высказался на этот счет.

— Что пугает в данной ситуации. Отличный полив устроили в проекте нового хвостохранилища, но будет ли он работать? На сегод­няшний день есть такой при­мер. Едем в тракторный цех от остановки Рудоуправле­ния, вдоль заборчика дорога поливалась один раз. За два часа всё высыхает. Машина проезжает и поднимает тон­ну пыли, и западным ветром все в поселок тащит. Тут бу­дет то же самое. Все будет сделано, но ничего орошать­ся не будет. Это пугает.

Есть еще один вопрос. Река Выя откуда будет водой снабжаться, если по проекту мы всю воду отсекаем?

— Полив будет работать только в летнее время. Не будет работать при темпе­ратуре ниже -5 градусов. Ра­ботать будет круглосуточно, — уверил Игорь Дедушенко. И кратко ответил, что в Выю вода будет поступать по зе­леному водоводу.

На этом встреча и закон­чилась. Сухо, без подведения итогов, но с голосованием за прекращение обсуждений.