Валентин Попов: «Страна-победитель не должна так плохо жить»

Ветераны Великой Отечественной – герои, которые ценой своей жизни, кровью и потом добывали для нас Победу…Каждый год они уходят от нас безвозвратно, мы все си­ротеем, осознавая, что через каких-то несколько лет па­рад Победы будет проходить уже без участников и оче­видцев той страшной войны.

К 71-й годовщине По­беды в Качканаре остался лишь 21 ветеран. И с каж­дым годом всё острее не­обходимость говорить и писать о них, общаться с ними, чтобы уловить ча­стицу нашей истории, кру­пицу неумолимо уходящей эпохи. И главное – передать эту историю нашим детям и будущим внукам, чтобы знали и помнили…

9e
Валентин Попов болеет за судьбу России, но сохраняет оптимизм и бодрость духа

В этом году я встретилась с ветераном Великой Отече­ственной войны Валентином Михайловичем Поповым. О нём за столько лет уже были написаны статьи и велико­лепные очерки, но это – моя встреча. В 2015-м Валентин Михайлович отпраздновал своё 90-летие.

– Никогда не думал и не мечтал, что доживу до 90 лет, – улыбаясь, говорит он.

Очень обаятельный, улы­бчивый и общительный дедушка встретил меня у калитки своего дома в Вале­риановске. Валентин Михай­лович живет один, по хозяй­ству помогает дочь. В доме царят идеальный порядок, чистота и уют. Мы садимся за стол, стоящий по центру гостиной, мой собеседник угощает меня чаем с конфе­тами.

Рядовой Попов во время Великой Отечественной войны
Рядовой Попов во время Великой Отечественной войны

Родился Валентин Попов в Старой Ляле в 1925 году, детство было голодное, тя­желое, в семье было девять детей. Поэтому и повзро­слеть пришлось рано, а тут еще война. В ряды Совет­ской армии призвали Ва­лентина, когда ему было 17 лет. После месяца армей­ской службы рядовой Вален­тин Попов был отправлен на фронт, на Запорожский уча­сток, в 19-й танковый кор­пус 179-го артиллерийского минометного полка. Первое ранение получил почти сра­зу, пострадала левая нога, но обошлось без серьезных последствий, подлечили в медсанчасти – и дальше на передовую отправили. Вскоре минометчик Попов получил второе ранение – уже серьезное. В 40 киломе­трах от Каховки вражеский снаряд подкосил Валенти­на, повредив легкие и ногу.

– Никогда не забуду, как я упал в бурьян, а кричать было нельзя: пена шла изо рта, и встать не могу: в ноге осколки. Я был в сознании и подумал, что вот и смерть моя пришла. Мне помог счастливый случай: мимо проходила медсестра, она на поле боя делала перевязки пятерым раненым и пошла за помощью, а тут я в бурья­не лежу. На мое счастье она меня заметила.

Любимая песня Валенти­на Михайловича – про мед­сестру Анюту, дрожащим го­лосом спел он её и мне:

… Мне годами казались

минуты,

Шёл по-прежнему

яростный бой.

Медсестра, дорогая

Анюта,

Подползла, прошептата:

«Живой!

Поднимись, посмотри

на Анюту,

Докажи, что ты парень –

герой,

Не сдавайся ты смертушке

лютой,

Поднимись, посмотри:

я с тобой!»

И взвалила на девичьи

плечи,

И во фляге согрелась вода,

Эту встречу и тот

дивный вечер

Не забыть ни за что

никогда.

– Я эту Анюту всю жизнь помню, только не знал, что столько проживу, я бы её хо­тел найти. Ещё одна судьбо­носная встреча произошла у меня в госпитале на опера­ционном столе. Мне хотели ампутировать ногу, я уже со­гласие дал, со слезами лежал на столе. А мне в тот день как раз исполнилось 18 лет, это было 2 июня 1943 года. Благодаря хорошему хирур­гу, начальнику госпиталя, я остался с ногой. Доктор ос­мотрел меня и решил ногу почистить насколько было возможно, наложили гипс. Он сказал: «Ногу отрезать никогда не поздно». Благо­даря этому хирургу я до сих пор своими ногами хожу.

Нога заживала долго, встал Валентин Михайлович только через четыре месяца. После тяжелого ранения ос­ваивал шоферскую профес­сию, обслуживал авиачасть.

Валентин Попов дошел до самого Берлина, на стенах Рейхстага вместе со своими сослуживцами выбил зуби­лом свою фамилию, имя, от­чество.

– Кто-то верит, кто-то не верит, мы были люди тем­ные, фотоаппараты могли у немцев взять, но фото­графироваться не умели. Американцы с англичана­ми подъезжали, вставали и фотографировались как победители возле Рейхста­га. Вот это документ, это память. А я сейчас говорю – может, кто и не поверит.

За боевые заслуги и за отвагу Валентин Попов отмечен медалями и орде­ном Великой Отечествен­ной войны II степени.

После войны Валентин Михайлович обзавелся семьей, работал шофером в новолялинском леспром­хозе. В 1962 году ушел в Качканарскую геологораз­ведочную партию. В 1969-м с семьей перебрался в Кач­канар, купил дом в Валери­ановске, устроился водите­лем в автотракторный цех Качканарского ГОКа, где проработал 30 лет.

С женой Галиной вос­питал двоих детей, есть три внука, пятеро правну­ков. Вниманием ветеран не обделен, к нему часто захаживают гости, все ува­жают, кто мимо проходит или проезжает, останав­ливаются, здороваются. Любят земляки Валентина Михайловича за его жиз­нелюбие и веселый нрав. Потому и петь он любит: добрая душа требует пес­ни. Красивый голос Вален­тина Попова пригодился в хоре «Родничок» при вале­риановском клубе «Вете­ран», где он пел более де­сяти лет.

Рассказывал мне Вален­тин Михайлович о своей жизни и вдруг призадумался.

– Не дай Бог, чтобы была война. Жить хочется, охота посмотреть на Россию. Я ни­когда не думал, что Россия такая будет. Мы ведь воева­ли, мы победители, мы осво­бождали столько стран, а живем ведь не очень хорошо, – с горечью в голосе замеча­ет Валентин Михайлович. – Германия, Австрия, Венгрия – все эти страны процветают, а мы? Страна-победитель не должна так жить. Кто вино­ват, что мы так плохо живем, я не знаю.

И загрустил мой ветеран, болит сердце за судьбу Рос­сии, за свободу которой он сражался. А я … я не знаю, что ему ответить.

Юлия Кравцова